В древние дорюриковские времена, это даже не город, а республика, как Рим. Правда сравнивать Новгород с Римом дело не благодарное, не потому, что лучше или хуже, меньше или больше, там всё по-другому было, но владения его были, как и владения Рима, далеко, за пределы крепостных стен, они простирались от Западной Двины, до Студёных Морей и за Камень. Собственно это «За Камень» и есть основа основ власти Новгородской. Ордынский выход Русь платила закамским серебром, не взяв дани с Новгорода, платить орде было не чем, на том и поднялась Москва, сумев повлиять на эти потоки, а затем и перехватить. Последними ударами стали два похода Ивана III на Югру, поход на Манси, и поход к хантам и Манси, которые лишили Новгород, монополии за Камнем, а Иван Грозный с помощью походов Ермака полностью перекрыл этот путь. Но это было через полтысячелетие, а пока ещё Великий Новгород – Господин. Мы привыкли считать, что любой город состоит из стен, и жителей, которые прячутся, в случае беды, за этими стенами, за то и название такое – Город. Новгород был точкой, связывающей два мира, Восток и Запад, где Восток - это Зауралье, а Запад это Западная Европа, в том числе и греки. Это не только две разные культуры, там и ценности были разные, и не только духовные, но и материальные.
Детинец. Новгородский музей
Ледник клином отрезал Европу от Урала, а когда отошел назад, осталась пустая и богатая земля, разделившая два мировоззрения, непонимающих друг друга, и не способных договориться, но и там, и там был товар, который был нужнее всего, тем, у кого его нет. Кроме серебра, из-за Камня, со Студеного моря в Новгород стекались меха, соль, моржовый жир, и многие, многие богатства. Все это менялось с викингами, хазарами, Византией. Завоевать Новгород было почти невозможно, его можно было только ограбить. Это базар. Даже не прилавки, хотя они конечно были, это культура, связывающая культуры, это система договоров между Закамсками землями и западом, и не только. Сюда стекались все дороги как в Рим, но они ещё и от Новгорода шли во все земли. Если на Севере мы соперничали с викингами, а половцы и хазары ещё, и торговали с Византией, то связь с Зауральем была монополией Новгорода даже во время монголо-татарского ига. Во времена до Рюрика, это точка, перекрёсток сотен видимых, и невидимых дорог и связей. Там была, высокая грамотность, развитое ремесло, но снова основ, даже не точка, через которую протекали несметные богатства, основная ценность была в головах, не в голове, а в головах. Работал сложный механизм, одни закупали, другие перекупали, договаривались и перевозили во все стороны. Причём жизненно важны были не деньги, всю эту махину крутил сложнейший механизм дефицитных бартеров.
Мы до сих пор называем богатства с приставкой золото, чёрное, мягкое, жидкое, так и там, за камнем, все сидели на «золоте», но не всем было что есть. Есть меха, нет хлеба, есть рыба, нет соли, есть зверьё, нет железа. Возникла необходимость всё это связать, не только между собой, но и с другими мирами. И все эти нити, держал в руках Господин Великий Новгород. Это был город, соперничающий с Римом и Византией, правда, как я уже упомянул, трудно их сравнивать, Рим завоевал, всё вокруг себя, Новгород постепенно естественным путём соединил и окутал паутинкой, взаимоинтересов. Покорить его грубой силой было весьма проблематично. Впрочем, его не раз били, доподлинно известно, что перед приходом Рюрика, он не раз был под викингами, но кому нужен рынок, если не умеешь им управлять? Это как книга для неграмотного, или на непонятном языке.
А.М Васнецов. Новгородский торг.
Вероисповедание было языческое, поэтому бесполезно объяснять православному, что там могла быть какая-то культура, но культура была, её не могло не быть. Мало того, в нас сейчас больше языческого, чем христианского, мы поменяли, названия, но это всего лишь фасад перекрашенный, все наши колядки, масленица, спасы медовые, яблочные, пришли к нам оттуда даже рождество у нас языческое, связанное с зарождением солнца. Почти все праздники всего лишь поменяли обложку, у нас до сих пор уважение к домовым, лешим, сказкам былинам, которые конечно пытаются обрядить в христианство, но всё равно в них Баба-Яга, со змеем Горынычем, к русскому духу принюхиваются. И если за тысячу лет всё это не вытравилось из нас, то, сколько тысячелетий, это всё формировалось? Здесь видится мощное духовное, культурное воспитания, кои нельзя недооценивать.
Культура, культурой, но была довольно сильная, и организованная армия, западные историки пишут, что русичи были глупы потому, что приходя громить Византию, просто били всех, но не грабили, вроде того, что ума не хватало. С этого можно сделать другой вывод – так приходят мстить. У древнего Новгорода были логичные интересы, территории, хватало, это пространство было плохо заселено и освоено, богатства, вполне хватало, вполне конвертируемого, и тоже плохо освоенного. Дай бог со всем этим справится, какие там завоевания. Но оберегать «Это» нужно было, а «Это» не простая точка на карте, там даже территории конкретной не было. Даже торговые пути были сезонные, не редко раз в год туда, и раз в год оттуда, ходили, причем разные люди, к разным источникам, с секретами друг от друга. Вся организация там была слишком своеобразна, как и все мы, русские, всё было необычно, не поддавалось логике, за то и звали нас варварами, так уж устроен человек, «Если я тебя не понимаю, значит, ты дурак». Товарообмен шел через Новгород, ремесла были сосредоточены в самой столице, которые в немалой степени предназначалась, для выкачивания дефицита из провинций. На простой нож и наконечник для стрелы куда легче выменять у охотника мех, чем на гривну серебряную.
Желающих ограбить, со всех сторон достаточно. Без армии, никак нельзя, армия то же необычная, завоёвывать, ничего не надо, своё бы удержать, защищать нужно было не только город, но и потоки, поэтому как нельзя лучше подходила мобильная дружина. Сила Новгорода была сосредоточена в провинциях, приток товара мог работать, при постоянном воздействии, на всех этапах пути. В то время на телефон не сядешь, что бы решить вопрос с поставкой меха. Поехать и организовать, и постоянно поддерживать налаженный механизм, мог только очень грамотный специалист, с очень неглупым, а главное очень заинтересованным человеком. Как влиять этому заинтересованному, на события, без которых долгосрочный интерес невозможен? Трудно себе представить, что один человек мог легко договориться и с хазарами, хантами и с варягами. Поэтому на политическую жизнь, оказывалось не малое влияние, «И» из отдалённых районов. Как и чем управлялось эта махина?
Управлялось это демократической системой. Гостомысл, был последним «президентом» Земли Русской. Последним, законным, демократически выбранным, руководителем.
Кончина Гостосмысла 860г. Живописный Карамзин.
Знаменитое «Новгородское Вече» решало все насущные проблемы, сложнейший механизм, но механизм выбора, был другим. Говорить однозначно здесь тяжело, разные источники, неоднократно оспаривались, но механизм выбора был, и формировался не одним-двумя актами, а веками. Кроме независимых концов города, (Новгород издревле был поделен на отдельные автономные районы – Концы) в общинах (Не только в городе) выбирался старейшина, который представлял тот или иной регион. Но вряд ли это было так просто: выбрали старосту, тот поехал в столицу и разрулил все проблемы. Логическое завершение, этой системы значительно позже имело название «Старина». Насколько крепки и глубоки эти корни, это другой вопрос. Процесс избрания и влияния был поэтапный, но работал «глаза в глаза», народ выбрал представителя, не только видя его в глаза, но и из «своих», те решили вопрос на более высоком уровне, а дальше более умные решали более сложные вопросы, а вече решало срочные проблемы. То есть, не смотря на огромные территории каждый видел, кого избирает, и вопросы решались не за глаза.
Таким образом, можно оказывать влияние даже со Студёного моря и из-за Камня. Вряд ли всё управлялось только народным собранием, роль играли деньги и связи, родовые силы, и просто родственные. Не стану доказывать, что именно так и было, сам понимаю – не так всё просто, и однозначно, но понятие «Править по старине» являлось основой примерно такой системы. В данном случае, я всего лишь хочу напомнить, что демократия была, и механизм был очень сложный и действенный. Мне кажется, что для продолжения этого вполне достаточно, моя задача, в конечном счете, не демократия и, даже не история.
Картина Лебедева. Уничтожение новгородского Вече.
Я стараюсь объяснить то, что та демократия, не ограничивалась только одним актом, она ещё и одним вече не ограничивалась, да и не могла основываться только на нем, не смотря на то, что само вече уже есть демократия. Мы же не американцы, которые думают, что мы на орбитальных станциях в шапках ушанках водку пьём. Половину тысячелетия, до Ивана Грозного, Великий Новгород бился за «старину», построенную до Рюрика, Точнее до легендарного Гостомысла, а эта, самая «Старина», была то, что мы сейчас называем демократией. Пятьсот лет биться и проливать кровь, это наверно того стоило. Сам я не доверяю фразе, «Раз люди так делают, значит так надо», не всегда люди борются за то, что им действительно нужно, но в данном случае, что-то мне подсказывает, что война Новгорода, которая началась до начала тысячелетия, и закончилась, при Иване Грозном, имела какую то ценность. Не чужую кровь проливали, а свою, чужой кровью можно без жалости, что угодно оплатить. Это не является началом истории нашего государства, это всего лишь конец «Старине» той сложной и малопонятной системы. Не только избирательной. Мы прошли через долгий тысячелетний путь, через страшные мучения, героизм, и кровавые предательства, но каждый последующий век, осваивал новый следующий уровень развития. Что бы мы ни говорили, как бы нас не обманывали, но следующий этап истории, тесно взаимосвязан с предыдущим. Следующий век мы можем построить, только, таким, каким можем. И никто не мог построить того к чему мы не были готовы.
Этой, статьей и последующими, я хочу, разобраться в том, что заставляет некоторые события повторяться из века в век, для этого приглашаю вас к обсуждению в комментариях, и жду критики. Материалы берутся из максимально доступных источников, дабы не уводить от темы. В статью вошли отрывки из книги «Технология Иуды».