Ровно 10 лет назад не стало Курта Хауэнштайна, создателя и фронтмена австрийско-немецкой группы Supermax. Кто ее сейчас помнит? А вот я практически на ней вырос. Старшее поколение ставит ее в один ряд с Флойдами, Цеппелинами и Роллингами. Хотя это, насколько я понял, свойственно лишь России и постсоветскому пространству, а так за пределами Германии\Австрии Курт и так-то не особо был известен, а сейчас и вообще наверняка хорошенько подзабыт. И все же три его песни войдут в мой золотой сборник.
Supermax - Going Back Home (Something In My Heart, 1986)
Да, возможно я пристрастен. Это доказывает и тот факт, что слушал я в основном один и тот же альбом, а когда вырос, другие не произвели на меня впечатления (хотя я еще не все прослушал у них). Зато я нашел в этой музыке другой интерес. Во-первых, Курт работал с Фрэнком Фарианом (продюсером Gilla, Boney M., Eruption), и его первые альбомы были довольно неповторимым сплавом фанка, джаза и рэгги, с жесткими басовыми ритмами. Наверняка это тогда звучало привлекательно, хоть и нестандартно.
Но интересно здесь другое. Легенда гласит, что Курт никогда не стремился к популярности, однако так вышло, что одна из его песен достигла высот в хитпараде, и тогда-то он понял, что его хотят слышать и начал гастролировать. И вообще, есть множество примеров, когда славы добивались музыканты, не помышляющие о ней. Я всегда думал, а разве бывает такое в чистом виде? Ведь элементарно, чтобы записать и выпустить альбом - нужны деньги, и чем лучше будет запись, тем больше денег надо, а у Supermax звук всегда был очень хорош! Но, как бы то ни было, Supermax - это один из примеров хоть и относительной, но все же чистоты искусства. С помощью музыки он боролся с расизмом, ездил с концертами в места апартеида, жена у него тоже была темнокожей, и на обложках альбомов он всегда появлялся с двумя темнокожими девушками, а в музыке было достаточно госпела и политических, антишовинистических, миротворческих текстов. В общем, побуждения были самые благие, и в итоге Курт даже стал первым белым, кого пустили на фестиваль регги в Ямайке.
Курт всегда держался золотой середины, сочетая экзотические южноафриканские ритмы и почти танцевальный звук, с искренними гитарными соло, текстами и вокалом. Мне кажется, уже только это заслуживает внимания и изучения его творчества.
Supermax - Scream of a Butterfly (Something In My Heart, 1986)
Кстати, о вокале. Если честно, более противного голоса найти сложно. Кто знает, может быть сам Боярский учился гундеть именно у Курта? Тем не менее, его искренность и певческая выразительность в то же время делают его уникальным и узнаваемым. Слушаешь Supermax, и думаешь - елки палки, если даже такой голос нашел себя - ты-то че сидишь?? А если серьезно - "Scream of a Butterfly" - это одна из самых проникновенных и мощных антивоенных песен, что я слышал. Даже в инете непросто найти тексты к Максам, но текст этой песни слишком важен, чтобы не учитывать его при прослушивании этой песни.
Supermax - Living in a World (Something In My Heart, 1986)
Конечно, Курт писал вещи и полегче, и подохочивее, достаточно сказать, что в альбоме после " Scream .." идет похотливейший рок-боевик под названием "I Want You". Старшее поколение помнит дискотеки, где Supermax правил бал, при том что ни диско, ни поп-роком, ни евро-дэнсом там никогда не пахло - максимум - фанк и соул. Мне не совсем понятно, как можно было танцевать даже под Lovemachine (довольно непритязательный народ наши предки). B все же звук Supermax немного менялся вместе с модой, есть и альбом чистого регги (One and All, 1993), а в поздних альбомах есть уголок даже для кисловатого клубняка. Карьера Курта дает понять, что, в принципе, каждый имеет право на успех, если отдаваться своему делу и хоть немного следить за мейнстримом, не изменяя своему сердцу.
Курт давал концерты и в России, многие наши соотечественники помнят его лично. А в 2009 году Курт записался вместе с Скачковым из "Землян", результатом стал альбом переаранжированных хитов Supermax и целой одной "Травы у дома". Достойный был альбом.
К сожалению, Курта не стало совсем в молодом возрасте, всего в 62 года. Но его музыка, уверен, по прежнему находит и будет находить своего слушателя.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!