Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых длинных детских железных дорог России

Оглавление
Оренбурская детская железная дорога одна из самых длинных в России
Оренбурская детская железная дорога одна из самых длинных в России

Детские железные дороги (ДЖД) в СССР и России выполняют роль некой кузницы кадров РЖД. Являясь неким аналогом современного города профессий вроде Кидсбурга, на ДЖД школьники 11-17 лет в форме учебной игры бесплатно знакомятся с железнодорожной кухни изнутри, примеряя на себе профессии машиниста, проводника, осмотрщика вагонов, дежурного по станции, монтера путей и т.п. Такой кружок юных железнодорожников в наши дни является важным подспорьем в формировании у подростков интереса к рабочим профессиям железнодорожника, не считающимся ныне престижными. В основном сюда записываются дети из малообеспеченных семей.

Кроме того, детские ж/д часто используются и как полноценный пригородный транспорт либо аттракцион местными жителями. На них официально может купить билет и проехаться любой желающий. Иногда детские ж/д называют малыми.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 26 действующих детских железных дорог. Все они являются узкоколейными со стандартной шириной колеи 750 мм (кроме Красноярска, где она еще меньше) вместо "взрослых" 1520 мм. Типичный подвижной состав представлен вагонами на основе ПВ40 или более поздних ВП-750 под тепловозом ТУ7 или ТУ10, но также встречаются и старички ТУ2. Электрифицированые ДЖД в нашей стране отсутствуют.

Сегодня мы расскажем вам про 5 наиболее крупных систем детских ж/д в российских городах. В скобках указана полная длина пути.

1. Свободненская ДЖД (11,6 км)

г. Свободный, Амурская обл.

Свободненская ДЖД
Свободненская ДЖД

Самую длинную в России Свободненскую детскую железную дорогу, открытую в 1940 году в небольшом городе Свободный, недалеко от которого недавно построили новый космодром, можно считать не только главной городской ж/д достопримечательностью, но и всей Амурской области. В отличие от других детских узкоколеек машинистами тут работают только взрослые.

На ней расположены 4 станции - Юность непосредственно в городе у линии Транссиба, а остальные в пригородных селах - Дальневосточная, Подгорная и Пионерская рядом с зоной отдыха у Пионерского озера. Вагонный парк насчитывает 6 вагонов ВП-750 Камбарского машзавода выпуска 2010-х годов и 4 тепловоза моделей ТУ2, ТУ7 и ТУ10. По пути трассы имеется несколько автомобильных переездов, а также 2 небольших металлических моста. Транспортом часто пользуются для доставки детей в летние лагеря, а также его облюбовали дачники для поездок из города в сельскую местность. В иной день система может по популярности составить конкуренцию даже полноформатным электричкам.

Поезда курсируют с июня по августа с 8 до 16 часов. Взрослый билет стоит 65 руб. Продолжительно поездки в одну сторону - 35 мин.

2. Октябрьская ДЖД (10,8 км)

г. Санкт-Петербург и Ленобласть

Ретропаровоз на Южном участке ДЖД
Ретропаровоз на Южном участке ДЖД

Особенностью ДЖД Северной столицы является наличие 2 независимых участков - старого Северного длиной 2,1 км, открытого в 1948 году, и нового Южного длиной 10,8 км, открытого в 2011 году.

В результате активного жилищного строительства Северный участок в Озерках, который изначально шел до пл. 11 км, периодически укорачивался, пока в итоге не было решено построить новый Южный участок от метро Купчино до окраины Пушкина по бывшей трассе Императорской Царскосельской железной дороги.

На Южном участке сейчас действуют 3 станции: Молодежная у метро, Юный (в Шушарах) и Царскосельская (у ж/д пл. Детскосельская). Сооружены 2 моста через реки Волковка и Кузьминка. Эксплуатируются тепловозы ТУ7 и ТУ10, а также уникальный ретропаровоз КП4 и 10 вагонов ВП-750.

Южная часть работает с июня по август в четверг-воскресенье с 10:00 до 17:00. Цена проезда 200 руб. Время в пути - 30 мин.

3. Челябинская ДЖД (5,8 км)

г. Челябинск

Станция Зоопарк
Станция Зоопарк

Дорога была открыта в 1949 году и проходит среди зарослей Шершневского соснового бора и ПКиО им.Гагарина вдоль берега реки Миасс. Трасса среди леса очень живописная. В кризисные 90-е годы ДЖД была несколько лет закрыта, однако позднее началась ее реконструкция с постройкой новых платформ и участка путей. После открытия в 1998 году дорога имеет 6 станций - Звездная у входа в парк, бывшая конечная им.Павлика Морозова, Зоопарк, Водная, Лесная и Солнечная (на горе Монахи). Все станции имеют высокие посадочные платформы.

На маршруте работают тепловозы ТУ7 и ТУ10 с вагонами ВП-750. В эксплуатации находятся два 4-вагонных именных состава Южноуралец и Юность. Время поездки около получаса, цена полного маршрута 75 руб. Поезда курсируют с 11 до 18 ч. с мая по сентябрь.

4. Оренбургская ДЖД (5,8 км)

г. Оренбург

Станция Комсомольская
Станция Комсомольская

ДЖД, построенная в 1953 году, начинается в центре города и проходит вдоль берега реки Урал, по которой проходит граница между Европой и Азией, к пригородной зоне отдыха, благодаря чему всегда пользовалась популярностью у оренбуржцев для поездок на пляж. В период половодья часть путей обычно затапливает.

От платформы Комсомольская в центре на набережной возле пешеходного моста и канатной дороги через Урал линия идет к Пионерской, где есть несколько пляжей. Рядом со следующими станциями дубки и конечной Кировская, находятся несколько десятков детских лагерей. Вагонный парк состоит из 2 тепловозов ТУ10 и 6 вагонов ВП-750. Время поездки в одну сторону - 45 мин.

Дорога работает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям с 10 до 17 ч. Цена билета 50 руб.

5. Ярославская ДЖД (5,7 км)

г. Ярославль

Станция Пионерская
Станция Пионерская

В Ярославле ДЖД была открыта в 1946 году в районе нынешней Тверицкой набережной. В 1970 году из-за создания водохранилища на Волге она была перенесена дальше от берега в Яковлевский бор на городской окраине. После реконструкции 2008 года длина пути увеличилась на 2,5 км до нынешних 5,7 км и представляет собой незамкнутый овал. Расстояние между конечными всего 70 метров. На линии имеется 5 остановок - Пионерская, Зеленая, Луговая, Юбилейная и Яковлевская. Две последних были построены на новом участке в 2008 году. Пути в основном идут вдоль опушки леса рядом с автодорогой и по насыпи бывшей ж/д ветки, делая остановки у СНТ и кладбища.

В парке дороги 2 тепловоза ТУ7, 1 ТУ-10, 2 вагона ПВ40 и 2 вагона ВП-750. Движение осуществляется с мая по сентябрь, время в пути – 30 мин. В арсенале дороги также имеется недавно отреставрированный и действующий паровоз Гр-332, иногда выходящий на линию.

👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

Еще: 4 оригинальных вида городского транспорта в России