Меня всегда интересовало искусство, особенно живопись. У меня была мечта - побывать в Русском музее, и вот, будучи там, я обратила внимание на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она произвела на меня неизгладимое впечатление, своей трагичностью, какой-то тревожностью, драматизмом, даже на репродукции. Само название картины заставило меня задуматься, имеет ли она под собой историческую основу, проводил ли художник исторические изыскания, или все что мы видим на картине является просто правлением бурной фантазии художника, для которого главное поразить зрителя. И я решила провести небольшое историческое исследование, с результатами которого вы сможете ознакомиться в моей статье.
Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова считается одной из самых трагичных картин русской живописи. Она посвященная величайшей трагедии первого столетия нашей эры отображает настоящие эмоции людей такие, как испуг, страх и безысходность.
24 октября 79 года нашей эры началось извержение вулкана Везувия. Везувий – относящийся к числу самых известных на Земле вулканов. Его высота составляет 1281 м. Расположен на юге Апеннинского полуострова, на берегу Неаполитанского залива, является одним из трех действующих вулканов Италии.
Из-за извержения были уничтожены 3 римских города – Помпеи, Геркуланум и Стабли и погибло около 16000 человек. За 2 дня город исчез - его покрыло 7-ми метровым слоем пепла.
Художник хотел задокументировать событие, а не просто написать картину об одном из исторических событий. Он проделал огромную работу, изучая множество источников- множество бытовых предметов, украшений, найденных на месте раскопок ,а также письма историка .
Долгое время Помпеи стояли заброшены. В 1748 году начались первые раскопки, позже в 1824 году к ним подключится Александр Брюллов (старший брат художника). В 1828 году в середине марта К.Брюллов находился в Риме, Везувий проснулся и Карл Брюллов захотел стать очевидцем извержения, чтобы улучшить картину, так как она уже находилась в процессе написания. Но приехав в Неопаль, вулкан задремал.
Сам художник отмечал все и не раз говорил, что вещи изображенные на картине взяты с натуры.
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину .» - Карл Брюллов
Ворота- Геркуланские ворота (одни из 8-ми ворот в городе)
К концу 20-х годов ⅪⅩ века эта часть города была уже расчищена, поэтому Брюллов приехал и зарисовал остатки архитектуры. В этой местности нашли множество украшений, остатки колесницы, монеты и множество других «мелочей», которых изобразил художник.
Благодаря древнеримскому историку-Плинию Младшему Брюллов смог изобразить землятрясение(равное 8 баллам)так точно, реалистично, во всей «красе», на основе внешних характеристик (например: огненные, зигзагом, чем-то похожие на молнии).
Автор выбрал точное место.Так как пепел вулкана «законсервировал»останки людей, Брюллов изобразил реальные позы спасающихся людей(в данном месте).
Лица героев он писал с реальных людей (3 образа графини Юлии Павловны Самойловой, с которой Брюллов находился в романтических отношениях; итальянца- Доминико Марини; также на картине есть образ самого художника с ящиком с кистями, папирусом ,красками на голове).
Также стоило изучить историю христианства, ведь на картине мы наблюдаем представителей двух религий, языческого жреца и христианского священника. Жрец испуган, убегает держав в руках жертвенник (религиозные инструменты для принесения жертвы). В отличии от священника жрец бежит «от света», а священник идет спокойно «к свету», принимая «конец». Хоть и в 18 веке не было принято, что крест-символ христианства, одна из теорий, крест ,чтобы угодить императорской власти.
На данный момент картина находится в Русском музее, в Санкт-Петербурге. Труд Карла Брюллова отметил Пушкин, написав стихотворение, Гоголь целую статью. Академия художеств признала картину «Последний день Помпеи» лучшей картиной ⅪⅩ века. А Карла Брюллова наградили орденом Святой Анны 3-ей степени.
Александр Пушкин
Везувий зев открыл…
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
1834 г.