Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков.
Название «изумруд» всегда употреблялось для обозначения камней зеленого цвета. Вначале так называли хризоколлу — непрозрачный зеленоватый камень, плохо известный в нашей стране, а позднее это слово стали использовать для обозначения бесценной разновидности берилла травянисто-зеленого цвета, для которой оно употребляется и поныне.
Помимо традиционных трявянисто-зеленых, встречаются также изумруды черновато-зеленого, светло-зеленого и соломенно-желтого цвета. Камни светлых цветов считались наиболее ценными и, по легенде, были добыты в гнездах грифонов.
Первые изумрудные копи в Аравийской пустыне открыли, по- видимому, еще во II тысячелети и до н ашей э ры в горах на западном берегу Красного моря. Это - знаменитые копи царицы Клеопатры, хотя их разработка началось еще до ее рождения. Добыча там не прекращ алась ни в римское, ни в арабское владычество. Отсюда изумруд шел во все страны Запада и Востока; неведомыми нам путями проникал он в разные эпохи в Индию, Персию, в Византию и в Рим.
Одними из самых загадочных и красивых в настоящее время считаются изумруды с острова Шри-Ланка (Цейлона). Об их возникновении существует легенда.
Когда Господь сотворил землю и населил ее тварями живыми, был Он рад и горд деянием рук Своих. Но взыграла тут в людях гордыня, и стали они упрекать Создателя: «Почем одних ты поселил на плодородных землях, а других обрек на жалкое существование на каменистых склонах гор? Разве это справедливо?» И тогда Бог создал чудесный изумрудный остров в теплом океане и назвал его Шри-Ланка. Все было на том острове: и покрытые пышной растительностью горы, и реки с хрустальной чистоты водой, и богатые рыбой голубые лагуны, и ломящиеся от фруктов сады, и плодородная земля, приносящая по несколько урожаев в год. Но самое главное богатство острова скрывалось в его недрах. Глубоко под землей рождались необыкновенные зеленые камни, которые люди стали называть изумрудами.
Изумруды очень ценились в древности.
Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, юной травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина».
«Смарагдом» называли его в древности русские. «Смарагды блеск распространяют далеко и как бы окрашивают около себя воздух, — писал в своих красочных пересказах старинных авторов академик В.М. Севергин, — и в сравнении с ними никакая вещь зеленее не зеленеет... Они не переменяются ни на солнце, ни в тени, ни при светильниках, и, судя по толщине их, имеют беспрепятственную прозрачность, что нам также в воде нравится».
«Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.
Как «разоблачитель неправды» этот камень во всем мире был врагом заклинаний и наветов.
Не только честолюбцы, но и влюбленные могли прочитать в смарагде правду о верности и искренности своих любимых.
Удивительно, но изумруд, который посвящали Венере, считался врагом сексуальной страсти. По рассказу Альберта Великого, изумруд в перстне венгерского короля Бэлы раскололся на три части, когда король обнял свою горячо любимую жену.
Ни один драгоценный камень не подавал столько поводов к преувеличениям, как изумруд.
У Геродота мы встречаемся впервые с описанием гигантских изумрудов, о которых рассказывали впоследствии Теофраст, Аппий и Плиний.
Теофраст рассказывает, будто царь Вавилона послал одному из фараонов изумруд, длиной в 16 и шириной в 12 сантиметров, что в Египте, в храме Юпитера, имеется обелиск, весь состоящий из четырех изумрудов, из которых меньший имел в длину 160 сантиметров, а в ширину - 16. Aппий же сообщает, что в Египте существовала колоссальная статуя Сераписа, изваянная из цельного изумруда.
Ученые считают , что в таких рассказах речь, очевидно, идет не об изумруде, а о других зеленых камнях - например, яшме или малахите, а, быть может, и о зеленом стекле.
Об изумрудах в древности существовало множество легенд и быличек.
Геродот рассказывает волшебную историю перстня Поликрата с изумрудом (522 г. до н. э.), которое было сделано знаметитой резчиком Диодором. В награду за работу мастер попросил свой родной остров Самос. Самое удивительное, что он его получил, а взамен сделал императору кольцо. Если верить легенде, кольцо это Поликрат бросил в море, чтобы умилостивить разгневанных богов, но вскоре оно к нему вернулось, потому что было найдено в желудке рыбы, которая его проглотила. Впоследствии перстень был принесен в дар императором Августом на жертвенник Конкордии. По некоторым сказаниям, в кольце Поликрата был изумруд, на котором резчик вырезал лиру, окруженную роем пчел. Плиний же утверждает, что в кольцо это был вставлен красивейший сардоникс, состоящий из пяти слоев различного цвета, но легенда больше верит Герoдоту.
Плиний рассказывает об изумруде удивительные истории. Благодаря ему мы знаем о том. что на Кипре стоял на гробнице короля Гермиаса мраморный лев с изумрудными глазами, которые так «блистали, отражаясь в море, что рыбы пугались и удалялись от берега. Наконец рыбаки, видя невыгоду в этом, вставили глаза льву из других драгоценных камней и испуг рыб прекратился».
В легенде о четырех драгоценных камнях, подаренных Богом царю Соломоном, одним из них был изумруд. Обладание этими четырьмя камнями давало царю власть над всем живым. Остальными тремя камнями были, вероятно, карбункул, ляпис-лазурь и топаз.
По апокрифической легенде, у Сатаны при его низвержении в ад выпал из короны изумруд. Он превратился в чашу, которая царица Савская послала царю Соломону. От последнего чаша попала к Никодиму, и Христос пользовался ею в Тайную Вечерю. В нее, по преданию, собрал кровь распятого Иисуса Иосиф Аримафейский и привез ее в монастырь в Гластонбери в Англии.
Это Грааль, который хранится в невидимом замке Монсальват и является лишь достойному из достойных, ибо являет собой символ нравственного совершенства. Он приносит вечную молодость, счастье, утоляет голод и жажду.
Известный как «чаша Грааля» священный сосуд ( Sacro Catina ) из изумруда, хранимый в соборе святого Лаврентия в Генуе и некогда привлекавший толпы поклонников с приношениями, по рассказам монахов, был сделан в глубокой древности из цельного изумруда. Он принадлежал, как гласила монастырская легенда, царю Соломону, а потом, в ХII веке был захвачен в Палестине крестоносцами и при разделе добычи достался на долю генуэзцев.
Цена этого несравнимого изумруда была баснословная, он хранился в особом железном сундуке, ключ от которого постоянно находился у дожа. По вступлении французских войск в Геную, чаша досталась победителям и, как трофей, была отправлена в Париж, где вскоре признали ее обыкновенным стеклянным сосудом. После такого неожиданного открытая чашу возвратили в Геную без особенных сожалений, где она и по настоящее время хранится.
О генуэзском изумруде существует и еще одна, очень забавная, легенда. Однажды, в средние века, когда правительство испытывала трудности с деньгами, Sacro Catina была оставлена под залог одному еврею-ростовщику из Меца. Он не хотел брать чашу, возможно, зная ее истинную цену, и, когда христианские клиенты силой заставляли принять залог под угрозой мести в случае отказа, ростовщик отказывался, ссылаясь на непопулярность их веры, так как им не удалось найти ни одного христианина, который согласился бы снабдить их деньгами. Однако когда через несколько лет генуэзцы захотели выкупить реликвию, их ждал сюрприз: о владении Sacro Catina заявили полдюжины человек. Вскоре выяснилось, что предприимчивый ростовщик сделал несколько копий священной чаши и заложил все разом у своих коллег за большие деньги, каждый раз уверяя кредитора, что залог будет обязательно выкуплен.
Один из самых известных изумрудов мира венчал корону на голове Девы Марии Саграрио в Толедском соборе. Это был изумруд ярко-зеленого цвета, имевший совершенную сферическую форму, 40 миллиметров в диаметре. Не менее прекрасной и была оправа изумруда - корона из золота, которую в течение 12 лет (1574 - 1586) делал знаменитый испанский ювелир Диего Алехо де Монтойя. Венец был украшен цветной эмалью, гравировкой и драгоценными камнями. Вместо зубцов на короне были сделаны фигуры ангелов. Впереди драгоценный убор венчали аллегорические фигуры Веры, Надежды и Милосердия (Любви). Изумруд находился под символом Веры.
В 1869 году короны была из собора украдена, однако в народе живет до сих пор другая версия кражи. Толедцы утверждают, что изумруд исчез гораздо раньше, а именно, в 1809 году во время оккупации наполеоновскими войсками Испании. Маршал Жюно в то время посетил храм, и настоятель показал ему корону и украшающий ее великолепный изумруд. Француз без всякого смущения перед духовенством и трепетом перед святыней вытащил камень из оправы и холодно бросил замершим в ужасе окружающим: «Это по праву мое». И с улыбкой и смарагдом в кармане покинул храм. Позже изумруд заменили подделкой.
В древности изумрудам приписывали целительную силу против падучей болезни и уверяли, что если болезнь побеждалась камнем, то он растрескивался. Императоры, короли и богатые люди вешали изумруды на шею детям своим и сами носили их для ограждения от падучей болезни.
Немецкая поэма XV века говорит, что пристальный взгляд на изумруд возбуждает силу и воодушевление.
Изумруд, повешенный у изголовья, разгоняет ипохондрию, худые сны, утишает биение сердца и рассевает тоску.
Особая сила приписывалась древними изумруду в лечении болезней глаз и, наоборот, в насылании слепоты.
Старинные знатоки камней писали, что у змей от взгляда на изумруд вытекают глаза. А укушенный змеей, если он выпьет толченного чистого изумруда, предохранен от проникновения яда. Вблизи изумрудных рудников не водятся никакие змеи, а к тому, кто носит на себе или на пальце изумруд, не приближаются «вредные и ядовитые гады».
Для укрепления зрения растирали изумруд на порфире и, смешав его с шафраном, прикладывали к глазам.
В старинных лечебниках читаем, что «кто на изумруд часто зрит, тогда зрак человеческий укрепляет; и очи от прилучающихся недугов во здравии сохраняет и носящему его веселость наводит. Тот же камень толчен в питии прият, пользует прокаженных и печени и желудковым болезням помогает".
Изумруд, как считали древние, уменьшается или увеличивается в разные времена года в зависимости от состояния погоды и направления ветров. Зеленый цвет его и лучистость усиливаются в начале месяца и с ростом луны.
Древние называли изумруд «камнем таинственной Изиды». Он считался талисманом матерей и мореплавателей, его подолгу разглядывали, считали, что в нем, как в зеркале, отражается все тайное, заранее обнаруживается будущее. Юношей и дев заставляли носить изумруд, чтобы он оградил их от разврата и защитил целомудрие.
Считается, что сны человека, носящего изумруд, особенно часто сбываются.
Особые охранительные свойства изумруда заключаются в том, что он активно борется со лживостью, нецеломудрием и неверностью своего владельца, будучи не в силах противостоять им — раскалывается, он по природе своей антидемоничен.
Новая эра в истории изумруда началась с открытием Америки. Здесь завоеватели-испанцы неожиданно столкнулись с культом зеленого камня. Инки поклонялись «богине-смарагд» Умине - изумруду величиной с голубиное яйцо, хранящемуся в святилище в городе Манта. По преданию, народ спешил к нему в великие праздники с жертвоприношениями богине. Чаще всего в дар приносились ее «дети» - небольшие изумруды.
Однако завладев громадными количествами этого самоцве та из разграбленных могил и храмов, испанцы только в 1555 году нашли само месторождение изумрудов в Колумбии.
По преданию, большинство камней инков испанцы разбили, чтобы проверить их «истинность», так как индейские жрецы утверждали, что настоящие изумруды разбить невозможно. Когда же инки поняли, что богиню Смарагд спасти от жадных завоевателей не удастся, даже идя на всевозможные хитрости, они решили своими руками уничтожить ее, но не отдавать испанцам.
Не менее красивые изумруды, по преданию, были у Фердинанда Кортеса. Он потерял их во время кораблекрушения у берегов Алжира, когда спешил со своей эскадрой на помощь германскому императору Карлу V и испанскому королю, которые безуспешно пытались овладеть цитаделью средиземноморских пиратов. Все пять изумрудов были громадной ценности. Одни из них был огранен в виде колокольчика и украшен прекрасной жемчужиной, второй имел форму розы, третий - рога, четвертый - рыбы с золотыми глазами, пятый был в виде кубка с ножкой из золота.
Об этих смарагдах рассказывают, что Фердинанд Кортес подарил их своей невесте, племяннице герцога Бехарского, чем страшно обидел испанскую королевы Изабеллу, которая мечтала получить чудесные камни.
Прекрасные изумруды были и у королевских домов Европы.
В Букингемском дворце хранится знаменитый пояс с 19 крупными и 56 мелкими изумрудами, который когда-то входил в состав конской сбруи, принадлежавший магарадже Ранджит Сингху и захваченный в 1851 году английскими войсками. Пояс был преподнесен в дар королеве Виктории Ост-Индийской компанией, вместе с другими драгоценностями - в частности знаменитым алмазом «Кох-и-нуром».
Особой красотой славился убор (комплект украшений) из изумрудов австрийской императрицы Елизаветы. В одном только ожерелье их было двенадцать, из коих один, нижний, в диаметре был более 4 сантиметров, а брошку украшал еще более крупный камень.
Не менее красивый гарнитур принадлежал императрице Марии Терезии. Согласно описи 1918 года , парюра состоял а из диадемы, корсажа, ожерелья, двух браслетов, двух пряжек и часов из цельного кристалла изумруда с цепочкой из изумрудов и жемчужин. Эти изумруды были столь хороши, что сравнить с ними историки камня могут лишь изумрудный гарнитур курфюрста Саксонского Августа Сильного, который ныне хранится в «Зеленых сводах» в Дрездене.
В России изумруды впервые нашел в 1830 году крестьянин Велоярской слободы на Урале Максим Кожевников. Нашел он их между корней вырванного из земли дерева. Примечательно, что самые лучшие изумруды были найдены почти на поверхности земли сразу после открытия месторождения. Один из таких изумрудов, весом в 101,25 карат, ограненный в виде груши, принадлежал русской императорской семье.
В Алмазном фонде находится уральский «Изумруд Каковина», весом 400 граммов , о котором А.Е. Ферсман рассказал очень интересную историю.
Найден смарагд был в 1831 году на Урале командиром Екатерининской гранильной фабрики обер-гиттенфервальтером Яковом Ивановичем Каковиным, вернее, работающим на него крестьянами. Камень был настолько красив, что Каковин, хоть и сообщил «Кабинету Его Величества» об открытии русских изумрудов, но расстаться с ним не смог. А вместе с изумрудом «прикарманил» и другие самоцветы. Хранил Каковин свои сокровища в грязных ящиках под кроватью и подумывал продать купцам из немецкой слободы. Но тут о его «шалостях» стали известно в Петербурге, и оттуда был прислан проверяющий. Царский чиновник быстро отыскал утаенные ценности и с гордостью доложил об этом куда следовало, а заодно и отправил в столицу ящики с драгоценными камнями. Каковина же посадили в тюрьму и строго допрашивали, но осудить не успели, поскольку вскоре нашли в камере повесившимся. Камни же благополучно доехали до Петербурга, гдже попали к льву Александровичу Перовскому, гофмейстеру и страстному собирателю самоцветов. Перовский, как и Каковин, не смог устоять перед красотой смарагда - и оставил его себе. Далее судьба изумруда неизвестна до тех пор, пока он не «всплыл» в коллекции князя Кочубея, которая хранилась в его имении Диканьке в Полтавской губернии. Прошло много лет. Потомки князя разорились. Начались народные восстания, и крестьяне сожгли усадьбу ненавистных хозяев, а коллекцию разбросали по саду и утопили в пруду. Нелегко было вновь собрать камни, но все же после долгих поисков три четверти коллекции были найдены, в том числе и изумруд Каковина. Сын князя отвез драгоценности в Вену и пожелал продать их лучшим европейским музеям, устроив для них аукцион. Но Российская академия наук подняла в Государственной думе вопрос о приобретении русской коллекции и после долгой борьбы коллекция была куплена и привезена в Россию. С тех пор изумруд Каковина хранится в нашей стране в государственных собраниях драгоценных камней.
В Алмазном фонде находится и еще один исторический изумруд. Он находится в центре броши работы второй четверти XIX века. Это колумбийский изумруд ступенчатой огранки XVI или XVII века, вокруг которого расположена оправа в виде бриллиантовых виноградных листьев, чередующихся с крупными солитерами.
Изумруд этот чистейшей воды и глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Он весит 136,25 карата. С его редкой чистотой не может соперничать ни один камень мира.
«Ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, - писал А.Е. Ферсман, - и только косвенными путями можем мы воссоздать его наиболее вероятную историю. По всей видимости, он был найден еще в период открытия Нового Света, где хранился в одном из храмов Колумбии, откуда был привезен португальцами в Индию. Здесь он слился с другими самоцветами этой страны, пока не попал на европейский рынок тем сложным путем, по которому столь часто гранильщики Востока переправляли ц енности в лавки западных купцов. В литературе имеется описание очень сходного камня — знаменитого изумруда индийского набоба Дакки из западных провинций Индии. Это был большой пластинчатый изумруд, принадлежавший Великим Моголам, с выгравированным изречением из Корана».
(с) Наталия Будур. По материалам авторский книги «Камни в преданиях и легендах»
Больше об украшениях можно прочитать в блоге моего магазинчика винтажных украшений на Ярмарке мастеров: https://www.livemaster.ru/solje