Добрая старая няня Арина Родионовна рассказывала своему воспитаннику чудесные сказки. Мальчик вырос, стал поэтом, и обработал эти сюжеты. Так появились «Сказки Пушкина». На самом же деле, литературная судьба знаменитых произведений намного сложнее. И сюжеты Александр Сергеевич черпал не только у няни.
Бедный рыбак «поймал удачу за хвост». Золотая рыбка исполняла его желания, пока они не перешли определенные границы. А все из-за жадной старухи! Этому сюжету, хорошо знакомому с детства каждому русскому человеку, скоро исполнится две сотни лет. Сказка была готова к 1833 году. Но есть одно важное уточнение: намного раньше, в 1806 году, ее написал Филипп Отто Рунге. Он перерабатывал старинные народные легенды, сам делал иллюстративные наброски к произведениям, а после сказку про рыбака выпустили и братья Гримм.
Немецкий вариант назывался «Сказка о рыбаке и его жене». Истории невероятно похожи: рыбак и его жена живут в бедном, полуразрушенном доме. Когда удается поймать волшебную камбалу, растут аппетиты рыбачки. Она хочет стать королевой, императрицей, римским папой и самим Богом. На последнем желании все и «споткнулось». В отечественной интерпретации камнем преткновения стало другое повеление – превратить старуху во владычицу морскую.
Пушкин не мог не знать сказок братьев Гримм. К публикации эта история была подготовлена еще в 1810 году. А к 1840-му выдержала уже пять переизданий. Сюжет был талантливо перенесен на русскую почву, и читающим сказку в голову не придет, что это заимствованный сюжет.
Впрочем, как и «Сказка о мертвой царевне». Первоисточник – это произведение братьев Гримм, «Белоснежка». Ее опубликовали в 1812 году, а затем дополнили и подготовили ко второму изданию в 1854-м. Сходство на этот раз – только самое общее. Пушкин произвел куда более глубокую переработку сюжета, дополнил его множеством новых деталей, красок, образов. Получилась бесподобная сказка, одна из лучших в его творчестве.
Параллели, конечно, узнаваемы. У обеих злых королев есть в распоряжении волшебное зеркало. Белоснежку и царевну одинаково отводят в лес, после чего каждая находит прибежище у семи братьев. Только Белоснежка вела хозяйство у гномов, а царевна – у богатырей. Отравленное яблоко тоже фигурирует в двух сказках, но по-разному описано спасение. Хотя и у Гримм, и у Пушкина, при этом присутствует влюбленный принц.
Но вот что интересно: описанный в немецком и русском произведении волшебный сон, похожий на смерть, придумка еще более раннего времени. В 1697 году Шарль Перро написал свою «Спящую красавицу». Кстати, братья Гримм сделали собственную редакцию этой сказки – их произведение, с таким же названием, увидело свет почти на сто сорок лет позже, чем у Перро.
О том, что сюжеты Пушкина имеют под собой другую литературную основу, писала и Анна Ахматова. Ее перу принадлежит статья «Последняя сказка Пушкина». Речь в ней идет о произведении «Сказка о золотом петушке». Ахматова проанализировала возможный источник – «Легенду об арабском звездочете», которую написал Вашингтон Ирвинг. По датам все совпадает: Ирвинг сделал публикацию в 1832 году, Пушкин – в 1834.
В «Легенде» Ирвинга фигурируют медные звери – баран, а на нем петух. Всякий раз, когда ожидается наступление неприятеля, они словно оживают. Баран сразу поворачивается в ту сторону, откуда следует ждать врага, а петух начинает кричать. У золотого петушка те же свойства. В остальном сходство произведений довольно пунктирное, хотя есть повторяющиеся образы.
Еще любопытное заимствование – из старой английской баллады «Мэри Гамильтон». В этом случае речь идет не обо всем сюжете, а только о его колоритной части. Непутевая Мэри, произведя на свет ребенка от короля, пытается спасти свою репутацию. Плод своих отношений она отправляет в бочку и бросает в море. Совсем как в «Сказке о царе Салтане». Других перекличек с балладой у сказки нет, эта деталь – единственная.
Но Пушкин не только переиначивал сюжеты, но и делился ими. Например, идею будущего «Ревизора» Николаю Гоголю подал именно он. Хотя есть у комедии и еще один «литературный папа» - драматург Григорий Квитко-Основьяненко. Еще в 1827 году он написал пьесу «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе». И всегда считал, что Гоголь позаимствовал идею как раз у него.
#наука #история россии #литература #культура #интересные факты
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!