Итак, уважаемые читатели, продолжаем экскурс в историю. Напомню, что все представленные в статьях фотографии сняты и отредактированы мною лично. Во всех представленных работах старался делать акцент именно на художественную составляющую, на какие-то забытые и возможно почти утерянные славянские ценности, на то, что живет внутри нас и продолжит нас волновать еще не одно тысячелетие.
Живопись не только самая ранняя из известных форм визуального искусства, но также и самый ранний пример творчества человека. На протяжении такого длинного пути вид, форма, язык и выражение, как извне, так и внутри, влияли друг на друга и трансформировались.
Несмотря на то, что фотография самая молодая из известных форм визуального искусства (ей меньше двух столетий), она подверглась драматическим изменениям как внешне, так и внутренне.
Любое произведение искусства отображает влияние общества окружающего художника, используемых материалов, а также технологий характерных той или иной эпохи.
Скульптор и архитектор Филиппо Брунеллески, был первым, кто в своих работах применил геометрически обоснованную линейную перспективу, дающую восприятие глубины в картине, и таким образом полностью изменив существующие художественное восприятие.
Конец 18 века возвещал приход индустриальной революции. В этот период художники западной Европы наслаждались выгодами технологического прогресса: красками в тюбиках, а также новой клиентурой в лице поднявшегося среднего класса.
Во второй половине 19 века стало ощутимо влияние фотографии на живопись. Многие художники использовали камеру обскура, проецируя изображение на холст.
Да Винчи, Веласкес, Караваджо, Ван Эйк и многие другие художники использовали линзы, зеркала, а также множество других оптических приборов в работе над своими полотнами.
Одним из таких приборов была камера обскура, предшественница фотографии, изобретена в 1457 году в помощь художникам.
Камера обскура (в переводе с лат. «черная комната»), фактически это коробка размером с комнату с отверстием с одной стороны, что позволяло свету проходить в середину и проецировать изображение на экран, откуда художник калькировал изображение на бумагу.
Астрономы использовали камеру обскура для наблюдения небесных тел. Это подтолкнуло физиков и специалистов по оптике на изобретение телескопа и микроскопа, что полностью изменило существующую астрономию, а также мир невидимых микроскопических предметов.
С 16 по 19 век, камера обскура имела различные формы и размеры: большие, маленькие, с линзами и без, с реверсивными зеркалами и.т.д. Но всех их объединяло желание передавать правдивое изображение.
Еще в эпоху барокко Караваджо использовал этот метод: вещества чувствительные к свету наносились на холст, давая возможность зафиксировать изображение примерно на 30 минут, позволяя художнику наносить краску широкими мазками используя свинцовые белила с химическими реагентами и минералами, видимыми в темноте.
Среди тех, кто имел непосредственное отношение к живописи и изобразительному искусству, а также играл важную роль в развитии фотографии, был Луи Жак Манде Дагер.
Прежде чем заняться улучшением камеры обскура, он заслужил репутацию художника, как пейзажист и создатель сценических декораций.
Позже он изобрел диораму – вид живописи, в котором картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности подрамника, сочетается с расположенными перед ней трехмерными макетами предметов, персонажей и т.д.
Эксперименты с фотографией, он начал проводить еще в 1823 году. Дагерротип (названный в честь своего создателя) – это металлическая пластина, покрытая чувствительным к свету серебряным веществом, с помощью химического раствора получалось поразительно четкое и похожее изображение, хотя единственное в своем роде, поскольку его нельзя было размножить.
Прежде чем был изобретен дагерротип, художники на протяжении очень длительного времени использовали камеру обскура в работе над картинами.
При помощи камеры обскура 3d изображение преобразовывалось в 2d, помогая художникам, таким образом, в восприятии 2d изображения.
Другим преимуществом камеры обскура является то, что она сужает весь спектр яркости, наблюдаемый в природе, к более ограниченному числу тонов, которые могут быть воспроизведены художником с помощью имеющихся красочных пигментов.
Другой художник - Жозеф Нисефор Ньепс , успешно создал неизменное изображение в 1822 году.
Ньепс также работал довольно долго над литографией. Дагер и Ньепс стали работать совместно над исследованием, преодолевая множество препятствий. В 1833 г. после смерти Ньепс, уже его сын стал партнером Дагера.
Технология передачи, также как и особенности создания, стали способом выражения для художников. Было время, когда художники следовали установленным правилам и понятиям, царившим в мастерской.
Фотография стала жизненно важным элементом не только для изобразительного искусства, но и для всей изобразительной культуры. Тем не менее, искусствоведы и интеллигенция не уставали поднимать вопрос о творческой стороне фотографии и ее эстетической пригодности.
Несмотря на это, в 1859 г. на ежегодной выставке искусства в Париже фотографии впервые было отведено место, как новому виду искусства. А уже в 1863 году Франция официально признала фотографию новой формой искусства.
Как в картине, так и в фотографии основную роль играет воображение создателя, с помощью которого художник либо фотограф передает свою мысль.
И картина и фотография может быть абстрактной, точной (реальной), двусмысленной, прямой и.т.д.
Некоторые считаю основным отличием живописи от фотографии это то, что живопись показывает суть, идею уже в готовом виде созданную художником, а фотография идет от обратного, суть создается из сопоставления увиденного на изображении.
К началу и в течении 20 века и документальная фотография, и фотография, как изобразительное искусство, были приняты англоязычным миром искусства, а также галереями, практически во всем мире, где знали и понимали, что такое камера и как ею можно снимать.
«Обман зарождается в фотографии c того самого момента, когда фотограф подбирает параметры экспозиции, когда лаборант работает над элементами снимка или контрастом. Любая фотография лжет от начала до конца: настоящей объективной фотографии не существует. Остается лишь вопрос о мере обмана.»
Эдвард Стейхен
По началу, фотографы старались имитировать стили живописи.
Это направление получило название пиктурализм; самый яркий пример которого мы находим в портретах, где фотографы с помощью слабого фокуса получали «романтический взгляд».
В ответ на это, Вестон, Ансель Адамс и другие сформировали группу f/64 пропагандировавшую «реальную» фотографию, созданную с помощью прямого фокуса и являющуюся вещью в себе, а не имитацией чего-то другого.
Если фотография это достоверное искусство, тогда фотография в контексте с искусством нуждается в переопределении, к примеру, определения того, какой именно элемент фотографии делает ее привлекательной для зрителя.
Существует традиционная (правильная фотография) и выдуманная.
Традиционная фотография – создание реального изображения, такого каким его видит фотограф через линзы фотоаппарата без каких либо манипуляций в процессе съемки, либо во время создания снимка.
Выдуманная фотография – во время съемки фотограф изменяет реальность путем изменения окружающей обстановки, либо изменяя снимок в процессе его создания, вплоть до его коллажирования.
Фотограф Альфред Стиглиц занимался традиционной фотографией, он мог часами ждать удачного момента для снимка.
Делая портреты, Стиглиц верил, в то, что фотограф должен уловить различные аспекты жизни человека.
Кроме фотографии Стиглиц также интересовался современным искусством, ознакомив американцев с такими художниками как Пикассо и Матисс, представив их работы в своей галереи в Нью –Йорке.
Во второй половине 19 века фотография распространила свое влияние также на выбор темы, предмета, позволяя запечатлеть обычных людей за обычным делом.
Произошла разительная перемена от застывших в театральных, искусственных позах величественных людей, к реальным, но не менее захватывающим сюжетам, позволяющим в полной мере ощутить ту или иную эпоху через искренний спектр человеческих чувств и эмоций.
Возможность запечатлеть любой момент, подтолкнула художников к наблюдению повседневной жизни окружающих, результатом чего стало непреодолимое желание передать понравившейся момент, также грандиозно, как и в щепетильных портретах королевских особ.
Прекрасный пример такого подхода можно увидеть в картине «Бал в ле Мулен де ла Галетт», Огюста Ренуара, где художник изобразил момент обычного воскресного полудня в Париже.
Вероятно, сильнейший вклад фотографии для художников, это свобода экспериментировать и расширять творческие взгляды, что в конечном счете, привело к абстрактной форме.
Теорию формы еще объяснял Платон. Беря кровать за пример, он объяснял, что хотя существует много разных видов кроватей, образ кровати только один; образ и есть форма, а все остальное это имитация.
Художник, который рисует кровать, имитирует плотника, который ее создал, плотник в свою очередь имитирует создателя всего в природе, Бога (Платон 254).
Абстракция в искусстве приводит предмет к его простейшей форме, упрощая его до такой степени пока не остается лишь образ предмета либо формы. В этом случае, каждый зритель интерпретирует увиденное по-своему.
Огромное количество событий и изобретений полностью изменило направление искусства, фотография стала лишь одним из этих факторов.
Джон Бергер в своей книге «Способы восприятия» писал: « Способ восприятия фотографов отображается в их выборе предмета. Способ восприятия художников воспроизводится с помощью мазков на холсте. Хотя все еще каждое изображение воплощает в себе способ восприятия, наше ощущение или оценка изображения зависит также от собственного способа восприятия. В конечном счете, есть зритель, на чье восприятие влияет картина либо фотография. В действительности, мы так сильно привыкли к застывшему изображению, что с трудом представляем жизнь без него».
«Существует связь между художником и зрителем, благодаря которой, последний может ощутить часть удовольствия, полученного от живописи и радость творческого процесса. Всего лишь цвет может стать такой связью. Но есть кое - что, что только другой человек способен увидеть и прочувствовать. Кое - что очень важное. Это магия. ( Sara Genn )»
Один интересный момент, подтвержденный эксперементально - независимо от того, смотрите вы на пейзаж, натюрморт, абстракцию, либо портрет, наблюдается сильная активность в той части мозга, которая отвечает за наслаждение.
Согласно исследованию, любуясь красивой картиной, давление повышается также, как и тогда, когда вы смотрите на своего любимого/любимую.
Было доказано, искусство стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за удовольствие.
Предыдущие исследования показали, что живопись способна уменьшить боль и ускорить выздоровление.
Таким образом, ученые получили реальные научные доказательства тому, что благодаря искусству (созерцания произведений искусства) люди чувствуют себя лучше.
«Рисуйте в удовольствие, пишите в удовольствие, выражайте удовольствие» ( Pierre Bonnard ).
И не важно каким способом вы будете творить, через кисть и полотно, через камеру фотоаппарата, через монитор компьютера - главное получать от этого позитив, драйв. Дарите через свои картины либо свои фотографии это удовольствие другим!
Самовыражение одна из потребностей человека, без которой полноценная жизнь не возможна.
И только творческий человек может знать какое это удовольствие – творить! Творить что-то новое, заряжаясь сам и заряжая через свои работы других светлой энергией, радостью и счастьем!
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, каким было бы человечество без искусства в любом его проявлении, каким был бы человек лишенный способности творить и создавать, в каком мире мы бы жили…
Живите, творите, создавайте, наслаждайтесь, ловите каждый момент, любите каждый день и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫМИ!