Найти в Дзене
Фиолетовые миры

Почему фильм "Гладиатор" (2000) гениален? Разбираем структуру сценария.

Оглавление
Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

"Гладиатор" – один из величайших фильмов в историческом жанре. На его примере можно многому научиться с точки зрения техники, для всех, кто сам интересуется созданием историй (сценариев, или текстов), и просто для вдумчивых зрителей.

Давайте посмотрим, насколько фильм соответствует классической структуре сюжета, а также структуре, разработанной Дэном Хармоном, создателем "Рика и Морти", чтобы лучше увидеть, благодаря каким именно техническим приемам фильм переходит в разряд великолепных.

Краткое описание фильма

Лучший военачальник Марка Аврелия после его смерти попадает в рабство и становится гладиатором, который пытается заслужить милость и уважение народа.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

Ирония в сюжете

Военачальник, обученный стратегии ведения боя, по иронии судьбы попадает на гладиаторскую арену.

Мораль

Если ты ведешь себя правильно, гуманно – народ будет за тебя, в каком социальном статусе ты бы ни был.

Конфликт

Народ против авторитарной власти; человек, избранный народом против тирана (конфликт выражен как на глобальном уровне, так и на личном, что добавляет ему плюсов)

Арка героя

Арка героя - это динамика изменений характера героя с ходом истории. Чем больше герой меняется к концу истории, тем сюжет эффектнее.

Из любимого царем военачальника Максимус становится человеком, которого избрал народ. Максимум проходит определенный путь, чтобы осознать важность людского доверия – от полного неприятия своего положения до момента, когда он начинает извлекать выгоды из этого.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

Завязка

Максимус выигрывает последнюю битву для своего царя, чем в очередной раз заслуживает его любовь и уважение. Царь хочет сделать полководца своим наследником, но вмешивается его сын. Сын убивает отца и сам становится царём, а Максимуса и его семью приговаривает к смерти.

Но Максимус не из тех, кто легко сдается. Он спасается сам и спешит к семье. Их уже убили; в горе он падает без сил, а затем обнаруживает себя пойманным в рабство.

Развитие действия

С тех пор он гладиатор – теперь он служит ненавистному царю, и, кроме прочего, должен нравиться своему народу. Он начинает вливаться в новый для себя мир гладиаторов, знакомиться с их образом жизни и правилами, начинать жизнь с нуля вне зоны своего комфорта. Там он адаптируется до тех пор, пока не начинает чувствовать в себе силы и возможности дать отпор своему врагу.

Кульминация

Максимум заслуживает любовь народа и выигрывает ряд битв на арене. Теперь народ хочет, чтобы Максимус жил. Теперь, если царь захочет его убить, он пойдет против воли народа. Кульминация фильма – битва Максимуса с царем на арене, ключевой момент их конфликта.

Царь вызывает Максимуса на бой, но перед битвой тайно ранит его, чтобы прибавить себе шансов. В конце концов, царь, Комод, проигрывает.

Развязка

Власть переходит к Максимусу, тому, кому завещал её предыдущий правитель. Максимум также ранен. Он, недолго думая, передает правление в руки дочери Марка Аврелия, и в руки сената. Власть, которую Комод хотел присвоить только себе, возвращается в руки народа.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

Разберем структуру также по схеме «Круги Хармона»

(от создателей мультсериала «Рик и Морти»)

Посмотрим, как все элементы присутствуют в классическом кино и стоят на своих местах:

1) Зона комфорта

Мы видим Максимуса в его привычной среде – на поле боя он выстраивает битву стратегически. Во время привала он вспоминает о своей семье, которую не видел уже давно. Он живет мыслью, что вскоре увидится с ними и мечтает, чтобы его семья жила в мире. Он служит царю – Марку Аврелию, относится к нему, как к отцу.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

2) Проблема/Нужда

Царь ищет наследника власти и выбирает Максимуса вместо своего сына Коммода. Это означает, что власть в итоге будет отдана народу. Коммод как главный антагонист, с этим не согласен. Он убивает отца, а затем приговаривает к смерти Максимуса и его семью. Максимус выживает, но его семья - нет. Ко всему прочему Максимус попадает в руки работорговцев, и его делают гладиатором. Теперь у него есть жгучая потребность, запускающая дальнейший сюжет: ему нужно вернуть свою свободу, отомстить Коммоду, и проследить за тем, чтобы воля Марка Аврелия была исполнена – чтобы власть перешла народу и наступил мир, о котором Максимус мечтал.

3) Некомфортная ситуация

В статусе гладиатора Максимус чувствует себя бессильным что-то изменить. Все, что он может пока – это оставаться в живых, пока Комод правит и переворачивает весь мир и уклад, который создавал его отец.

5) Адаптация

В конце концов, Максимус адаптируется к новому статусу гладиатора, и его целью становится свобода, которая лежит через приятие толпы. Понравиться народу на арене, понравиться царю – равнозначно освобождению. На всех уровнях. Решив проблему с народом, можно решить и проблему с лжецарем.

5) Получение желаемого

В какой-то момент, помощник Максимуса и сенаторы организовывают побег для Максимуса. Казалось бы, вот она свобода, почти достигнута.

6) Расплата за успех

Но о предательстве узнают и виновников ликвидируют. Приходится остаться на арене, приходится нравиться народу дальше и принять бой с Комодом.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

7) Возвращение в зону комфорта

Максимус возвращается в известное состояние – того, кто имеет репутацию и авторитет у власти, сената и сестры Комода (несмотря на то, что он все еще гладиатор). Он отдает поручения и выстраивает стратегию во всех смыслах, чем и достигает победы над лжеправителем.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

8) Мораль или Изменения

Максимусу не хотелось нравиться народу, он считал себя не тем человеком, который может править, но обстоятельства заставили вырастить в себе те качества, которые присущи настоящему правителю. Вначале под давлением уважаемого человека, из необходимости, а потом из долга перед народом он принял ответственность и соответствующие решения, которые окажут влияние на мир, в котором он жил.
Главный герой умирает, но оставляет после себя «порядок», выполняет волю своего истинного царя и со спокойной совестью может обрести покой на небесах, с женой и сыном, которые его ждут.
Они ждали его и в начале фильма, даже будучи живыми. Вернуться к ним, живым или мертвым, означало для него выполнение высшей миссии и цели, а значит, он все сделал правильно.

Символ фильма:

  • Колосья пшеницы, как символ свободы и вольной жизни,
  • Фигурки женщины и ребёнка – то, ради чего все обретает смысл. Женщина и мальчик сперва означали жену и сына

Но под конец фильма стало понятно, что они также символизируют и сестру Комода, которая была влюблена в Максимуса, и надеялась на его помощь, и ее сына, который станет наследником власти.

Кадр из фильма "Гладиатор"
Кадр из фильма "Гладиатор"

Выводы

Итак, мы могли только интуитивно предполагать, что с сюжетом этого фильма все в порядке. Но теперь мы в деталях убедились, что эта история работает именно благодаря тому, что все правила с точки зрения построения сюжета соблюдены с верхом. Это лишь означает, что успех фильма не случаен, это результат качественной работы сценариста.

_____________________________________________________________

*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм отлично продуман?

И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.

Наши рассказы вы можете найти здесь.