"Гладиатор" – один из величайших фильмов в историческом жанре. На его примере можно многому научиться с точки зрения техники, для всех, кто сам интересуется созданием историй (сценариев, или текстов), и просто для вдумчивых зрителей.
Давайте посмотрим, насколько фильм соответствует классической структуре сюжета, а также структуре, разработанной Дэном Хармоном, создателем "Рика и Морти", чтобы лучше увидеть, благодаря каким именно техническим приемам фильм переходит в разряд великолепных.
Краткое описание фильма
Лучший военачальник Марка Аврелия после его смерти попадает в рабство и становится гладиатором, который пытается заслужить милость и уважение народа.
Ирония в сюжете
Военачальник, обученный стратегии ведения боя, по иронии судьбы попадает на гладиаторскую арену.
Мораль
Если ты ведешь себя правильно, гуманно – народ будет за тебя, в каком социальном статусе ты бы ни был.
Конфликт
Народ против авторитарной власти; человек, избранный народом против тирана (конфликт выражен как на глобальном уровне, так и на личном, что добавляет ему плюсов)
Арка героя
Арка героя - это динамика изменений характера героя с ходом истории. Чем больше герой меняется к концу истории, тем сюжет эффектнее.
Из любимого царем военачальника Максимус становится человеком, которого избрал народ. Максимум проходит определенный путь, чтобы осознать важность людского доверия – от полного неприятия своего положения до момента, когда он начинает извлекать выгоды из этого.
Завязка
Максимус выигрывает последнюю битву для своего царя, чем в очередной раз заслуживает его любовь и уважение. Царь хочет сделать полководца своим наследником, но вмешивается его сын. Сын убивает отца и сам становится царём, а Максимуса и его семью приговаривает к смерти.
Но Максимус не из тех, кто легко сдается. Он спасается сам и спешит к семье. Их уже убили; в горе он падает без сил, а затем обнаруживает себя пойманным в рабство.
Развитие действия
С тех пор он гладиатор – теперь он служит ненавистному царю, и, кроме прочего, должен нравиться своему народу. Он начинает вливаться в новый для себя мир гладиаторов, знакомиться с их образом жизни и правилами, начинать жизнь с нуля вне зоны своего комфорта. Там он адаптируется до тех пор, пока не начинает чувствовать в себе силы и возможности дать отпор своему врагу.
Кульминация
Максимум заслуживает любовь народа и выигрывает ряд битв на арене. Теперь народ хочет, чтобы Максимус жил. Теперь, если царь захочет его убить, он пойдет против воли народа. Кульминация фильма – битва Максимуса с царем на арене, ключевой момент их конфликта.
Царь вызывает Максимуса на бой, но перед битвой тайно ранит его, чтобы прибавить себе шансов. В конце концов, царь, Комод, проигрывает.
Развязка
Власть переходит к Максимусу, тому, кому завещал её предыдущий правитель. Максимум также ранен. Он, недолго думая, передает правление в руки дочери Марка Аврелия, и в руки сената. Власть, которую Комод хотел присвоить только себе, возвращается в руки народа.
Разберем структуру также по схеме «Круги Хармона»
(от создателей мультсериала «Рик и Морти»)
Посмотрим, как все элементы присутствуют в классическом кино и стоят на своих местах:
1) Зона комфорта
Мы видим Максимуса в его привычной среде – на поле боя он выстраивает битву стратегически. Во время привала он вспоминает о своей семье, которую не видел уже давно. Он живет мыслью, что вскоре увидится с ними и мечтает, чтобы его семья жила в мире. Он служит царю – Марку Аврелию, относится к нему, как к отцу.
2) Проблема/Нужда
Царь ищет наследника власти и выбирает Максимуса вместо своего сына Коммода. Это означает, что власть в итоге будет отдана народу. Коммод как главный антагонист, с этим не согласен. Он убивает отца, а затем приговаривает к смерти Максимуса и его семью. Максимус выживает, но его семья - нет. Ко всему прочему Максимус попадает в руки работорговцев, и его делают гладиатором. Теперь у него есть жгучая потребность, запускающая дальнейший сюжет: ему нужно вернуть свою свободу, отомстить Коммоду, и проследить за тем, чтобы воля Марка Аврелия была исполнена – чтобы власть перешла народу и наступил мир, о котором Максимус мечтал.
3) Некомфортная ситуация
В статусе гладиатора Максимус чувствует себя бессильным что-то изменить. Все, что он может пока – это оставаться в живых, пока Комод правит и переворачивает весь мир и уклад, который создавал его отец.
5) Адаптация
В конце концов, Максимус адаптируется к новому статусу гладиатора, и его целью становится свобода, которая лежит через приятие толпы. Понравиться народу на арене, понравиться царю – равнозначно освобождению. На всех уровнях. Решив проблему с народом, можно решить и проблему с лжецарем.
5) Получение желаемого
В какой-то момент, помощник Максимуса и сенаторы организовывают побег для Максимуса. Казалось бы, вот она свобода, почти достигнута.
6) Расплата за успех
Но о предательстве узнают и виновников ликвидируют. Приходится остаться на арене, приходится нравиться народу дальше и принять бой с Комодом.
7) Возвращение в зону комфорта
Максимус возвращается в известное состояние – того, кто имеет репутацию и авторитет у власти, сената и сестры Комода (несмотря на то, что он все еще гладиатор). Он отдает поручения и выстраивает стратегию во всех смыслах, чем и достигает победы над лжеправителем.
8) Мораль или Изменения
Максимусу не хотелось нравиться народу, он считал себя не тем человеком, который может править, но обстоятельства заставили вырастить в себе те качества, которые присущи настоящему правителю. Вначале под давлением уважаемого человека, из необходимости, а потом из долга перед народом он принял ответственность и соответствующие решения, которые окажут влияние на мир, в котором он жил.
Главный герой умирает, но оставляет после себя «порядок», выполняет волю своего истинного царя и со спокойной совестью может обрести покой на небесах, с женой и сыном, которые его ждут.
Они ждали его и в начале фильма, даже будучи живыми. Вернуться к ним, живым или мертвым, означало для него выполнение высшей миссии и цели, а значит, он все сделал правильно.
Символ фильма:
- Колосья пшеницы, как символ свободы и вольной жизни,
- Фигурки женщины и ребёнка – то, ради чего все обретает смысл. Женщина и мальчик сперва означали жену и сына
Но под конец фильма стало понятно, что они также символизируют и сестру Комода, которая была влюблена в Максимуса, и надеялась на его помощь, и ее сына, который станет наследником власти.
Выводы
Итак, мы могли только интуитивно предполагать, что с сюжетом этого фильма все в порядке. Но теперь мы в деталях убедились, что эта история работает именно благодаря тому, что все правила с точки зрения построения сюжета соблюдены с верхом. Это лишь означает, что успех фильма не случаен, это результат качественной работы сценариста.
_____________________________________________________________
*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм отлично продуман?
И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.