Авторы часто затрагивают в своих произведениях изнанку человеческой жизни, и фэнтези – не исключение. В таких случаях одна из сюжетных линий (или даже весь сюжет) будет вращаться вокруг преступного мира. Чаще всего на роль главного героя либо ПОВа попадают воры (Гаррет из «Хроник Сиалы» Алексея Пехова), мошенники (Локк Ламора из «Благородных каналий» Скотта Линча) или шпионы (Дрот из «Легенды о Круге» Дугласа Хьюлика). Но есть еще одна интересная категория героев – убийцы.
Сегодня я предлагаю небольшую подборку книг, где есть очень специфические персонажи – убийцы-социопаты. Они отличаются холодным расчетом, цинизмом, нарушают закон без малейших угрызений совести, избегают любых привязанностей, полностью сосредоточены на работе. За ними очень интересно наблюдать, особенно если автор пытается показать моральное перерождение (хотя чаще всего такие попытки сливают персонажа).
«Наемные клинки» (Роберт Сальваторе)
Эта трилогия стоит немного особняком в цикле Сальваторе о похождениях темного эльфа Дзирта До’Урдена. Здесь главную роль получил основной антагонист Дзирта – наемный убийца Артемис Энтрери. Он появился еще во второй книге трилогии «Долина Ледяного Ветра», которая открывает цикл, но долгое время был второстепенным персонажем. Только бешеная популярность среди читателей вынудила Сальваторе расширить линию Энтрери.
Ничего удивительного в этом нет, Артемис – действительно сильный персонаж. Он не просто хладнокровно устраняет заказанных жертв, но берется только за самые тяжелые, почти невыполнимые задания, чтобы подтвердить свою репутацию лучшего убийцы в мире. У Энтрери всегда наготове куча разных уловок (от гарроты до высасывающего жизненную силу кинжала), чтобы победить любого противника. Поэтому, когда Артемис не смог одолеть в схватке Дзирта, самолюбие наемника оказалось настолько задето, что он открыл на темного эльфа и его друзей настоящую охоту.
В отдельной трилогии Сальваторе сделал образ Энтрери более глубоким. Теперь убийце придется пройти испытание властью. В его жизни появятся те, кого обычный человек (не Артемис!) мог бы назвать друзьями. Он впервые будет драться не ради своей выгоды или выполнения заказа, а чтобы прикрыть кого-то другого. А еще Энтрери попробует переосмыслить свою жизнь, и эта попытка выйдет интересной (в отличие, например, от последней трилогии «Поколения»).
«Ночной ангел» (Брент Уикс)
Здесь история будущего убийца рассказывается с самого начала – от шайки беспризорников в бедном квартале, которые промышляют воровством. Один из мальчишек по имени Азот мечтает попасть в ученики к известному убийце и ради этого готов отправиться даже на невыполнимое задание. Без везения не обошлось, но мечта мальчишки все-таки сбывается.
В первой книге много внимания уделяется обучению ремеслу убийцы, и этот цикл не зря входит в топы темного фэнтези – автор не собирается щадить читателя. По мне эта часть – лучшая в трилогии. Зато на выходе из Азота получается хладнокровный убийца по имени Кайлар, который готов превзойти своего учителя и смело берется за самые тяжелые заказы. Здесь минус в том, что сюжет начинает теряться за экшеном. Но читать точно не будет скучно.
Еще мне понравился мир. Уикс наглядно показывает отличия разных народов: ценности, обычаи, верования. Убедительно показана городская изнанка: банды, преступная иерархия, криминальные боссы, тщательно скрываемый страх «светляков» перед всем этим. И респект автору за то, что не стал растягивать цикл в жвачку, а ограничился качественным трехтомником.
«Малазанская книга павших» (Стивен Эриксон)
В этом эпичном цикле есть много убийц, о которых стоило бы упомянуть, но я хочу остановиться на той, которая появляется уже с первых страниц – безымянная девочка, которая взяла себе прозвище Жаль и позже стала известна под именем Апсалар (в честь богини воров). История начинается с того, как в тело Жаль вселяется Котильон – бог-покровитель убийц. Девочка полностью забывает свое прошлое, зато приобретает множество практических навыков по использованию самых разных предметов в качестве оружия.
Жаль записывается в малазанскую армию и начинает убивать всех, на кого укажет ее бог. Ей не могут противостоять даже закаленные ветераны многих сражений. Но в конце концов Котильона вынуждают изменить свои планы, и он бросает Жаль. Так начинается история Апсалар – девушки без прошлого и настоящего.
К счастью, у нее осталась мышечная память, а постепенно она обнаруживает, что помнит многое из того, что происходило с богом в то время, как их сознания были связаны. Эти воспоминания Апсалар пытается использовать, чтобы найти себе новое место в мире и больше не зависеть от каких бы то ни было богов. Но когда ей приходится столкнуться с другими убийцами, она надевает маску Жаль и вновь разит без пощады, как в старые времена.
А какие книги с похожими героями читали вы? Поделитесь в комментариях! :)