Продолжение цикла заметок от нашего автора МЮ о рок-группах Германской Демократической республики.
На восточногерманской рок-сцене группа City занимает особое положение, являясь интернациональной по составу и, вероятно, самой «трансграничной» по популярности.
А началось все в 1971 году, когда гитарист Фриц Пуппель (Fritz Puppel) и барабанщик Клаус Зелмке (Klaus Selmke) вместе с четырьмя другими молодыми музыкантами (имена которых нам ничего не скажут) сформировали в столице ГДР группу, незатейливо названную City Band Berlin. Подобно сотням других аналогичных команд «горожане» играли классику западного рока, не особо заботясь о жанровом единообразии — от Битлов, Роллингов и Сантаны, до ДП, Хипов и Хендрикса. Возможно группа так и осталась бы кавер-бэндом, если бы не «братская помощь» со стороны «соседей по соцлагерю» — в 1974 году вместо ушедших клавишника, басиста, флейтиста и вокалиста к ансамблю присоединяются два болгарина: гитарист и певец Эмиль Богданов (имена братьев-болгар транскрибировать не будем) и басист Георгий Гогов . С их приходом «горожане» (а на тот момент группа называлась уже City Rock Band) приобрели собственное неординарное звучание, благодаря скрипке Георгия, а также начали переходить на собственный репертуар, поскольку оба новобранца еще и писали песни. Довольно быстро команду заметили, и уже на следующий год она получила возможность записать дебютный сингл. Одна из вещей на нем (Die Frau Des Seiltänzers) принадлежала Богданову, а вторая (Der Spatz) — Гогову. Основным вокалистом был Эмиль. Однако, пластинка осталась незамеченной. Неудача надломила Богданова, он решил покинуть команду и в том же 1975 году был заменен на Тони Краля (Toni Krahl), который прочно и уже навсегда занял место у микрофона. Но еще до своего ухода Эмиль сочинил мелодию песни, которая прославила City и навсегда вписала «горожан» в историю не только восточногерманского, но и всего немецкого рока.
Вышедший в 1976 году второй сингл группы, название которой сократилось до короткого и энергичного City, тоже на принес ей ожидаемого успеха. Впрочем сам номер « Der Tätowierte» (Татуированный), решенный в жестком хард-роковом ключе, в дальнейшем стал заглавным на втором «полнометражнике» группы, к которому мы еще вернемся:
ютуб-канал vinylscrape
А в 1977 году наконец-то произошел долгожданный «прорыв» — на национальной фирме грамзаписи Amiga, работавшей в рамках социалистической плановой экономики, дошла очередь до выпуска сингла с песней «Am Fenster» (У окна), написанной еще два года назад Эмилем Богдановым на стихи известной немецкой поэтессы и писательницы Хильдегард Марии Раухфус. (Кстати, готовность немецких рокеров использовать в своем творчестве «серьезную» поэзию во многом роднит их с представителями русского рока.) В ГДР номер, на этот раз сделанный в акустическом фолк-роковом стиле с ведущей партией скрипки, моментально стал «хитом № 1». Практически одновременно «Am Fenster» была выпущена в ФРГ и Голландии, где, также как и в ряде других европейских стран, ворвалась на вершины хит-парадов. Особенно популярна была эта песня на Балканах, видимо, во многом из-за того, что и автор музыки Богданов и аранжировщик Гогов использовали в ней фольклорные мотивы. В ГДР и ФРГ, равно как позднее и в объединенной Германии, «совместное немецко-болгарское произведение» стало поистине культовым. Достаточно сказать, что по опросу, проведенному в 2000 году ведущими музыкальными радиостанциями ФРГ, «Am Fenster» была признана «лучшей немецкой рок-песней двадцатого столетия». Эмиль Богданов может гордиться…
Ютуб-канал The Eightiesfanatic
Успех сингла, как положено, был немедленно закреплен выпуском альбома, названного по имени главного хита и появившегося в продаже в 1978 году. Помимо собственно «Am Fenster», развернутой в семнадцатиминутную трехчастную композицию, на пластинке были и другие достойные внимания треки, например энергичный рок-боевик «Nachts um halb eins » (В половине первого ночи), надолго занявшие достойное место в концертной программе City:
Ютуб-канал DerBrummbaer
Вскоре последовал и второй «полнометражник» (в ФРГ и Греции он был издан как «City II» ), сделанный по проверенной, принесшей успех схеме — хардовые номера, наподобие упомянутого «Der Tätowierte», соседствовали на нем с фолк-роковыми мотивами, основным «генератором» которых оставался Гогов, такими как «Bulgarien Rock»:
Ютуб-канал Mongwau
Три года, прошедшие после выхода «Am Fenster», были, вероятно, самыми плодотворными и удачными в истории группы. Помимо записи двух успешных альбомов команда активно гастролировала, объехав почти всю Европу. Летом 1980 года «горожане» проехали с шестинедельным туром и по Союзу, выступив в Москве, Ленинграде, Киеве и в Прибалтике. Автору посчастливилось побывать на концерте City в Зеленом театре ЦПКиО имени Горького, и это было одно из самых запоминающихся и ярких рок-шоу, которые когда-либо довелось видеть. А сравнивать, поверьте, есть с чем…
А затем у группы начались проблемы и связаны они были, прежде всего, с вмешательством «Ее Величества Большой Коммерции». Сначала нашелся пронырливый американский продюсер, который пообещал вывести City на большую международную сцену, под которой подразумевался, прежде всего, богатый американский рынок. Джек Райли (Jack Riley) предложил положить на готовые песни «горожан» свои незатейливые вирши (которые, как оказалось, абсолютно не соответствовали «оригинальным» версиям) и записать «экспортный» англоязычный альбом. Чтобы придать ему «фирменный» саунд в группу были рекрутированы второй гитарист Гисберт Пиатковски (Gisbert Piatkowski) и клавишник Rauchzeichen (Rüdiger Barton ). Диск получил название «Dreamer» (хотя на Западе больше продавался под названием «Dreamland» — привет от Ozzy)
и с треском провалился. Но зато конфликтного потенциала в жизнь группы добавил в полной мере. Вскоре после записи «Мечтателя» Георгий Гогов вместе с обоими новобранцами покидает City. Оставшаяся троица решается на еще один эксперимент: заменив скрипача-басиста Гогова клавишником Манфредом Хеннигом (Manfred Hennig), «горожане» бросаются в пучину модной тогда «новой волны». Результат был разочаровывающим — два следующих альбома группы, вышедшие в 1983 и 1985 годах, это что угодно, но только не City. На пластинке 1987 года «Casablanca» рока было побольше, но ударнику Зелмке в конце концов наскучило возиться с электронными барабанами, и в 1990 году он покидает команду. Вскоре за ним последовал и Хенниг, вклад которого в последний «гэдээровский» релиз группы «Keine Angst» (Без страха) оказался минимален. На этом альбоме, записанном с помощью сессионных барабанщика и басиста, Пуппель и Краль попытались вернуться к самым истокам — музыке периода City Band Berlin, и даже включили в него пару каверов, в том числе свое прочтение известного хита Рэнди Ньюмэна «Baltimore», в немецкоязычной версии получившего название «Rüdersdorf»:
Ютуб-канал City – тема
Однако в эйфории германского объединения и в потоке западной музыки, хлынувшей на территорию бывшей ГДР, этот неплохой в целом релиз остался практически незамеченным, после чего «горожане» на пару лет берут «творческий отпуск».
Но и в бурных 90-х запущенный пятнадцать лет назад локомотив под названием «Am Fenster» продолжал исправно тянуть поезд City вперед. То в одной, то в другой стране главный хит группы вновь и вновь переиздавался (например, в 1991 был выпущен в Южной Корее), получал разные премии и преодолевал золотые и платиновые рубежи. На этом фоне «горожане» просто не могли не собраться вновь. Еще в 1992 году вернулся Гогов, и команда возобновила концертную деятельность. Потом подтянулись Зелмке с Хеннигом, и City предстали в сильнейшем «золотом» составе. Воссоединение было ознаменовано выпуском сборника «The Best of City» . Пять лет «горожане» исправно катились на старом материале, и только в 1997 году выпустили полностью новый альбом «Rauchzeichen» (Дымовой сигнал), наглядно продемонстрировавший, что с порохом в пороховницах у ветеранов восточногерманского рока все в порядке. На пластинке присутствовали и традиционные фолк-мотивы, и рок-боевики и неторопливые задумчивые баллады. В полной красе была представлена скрипка Георгия Гогова, и даже работавший к тому времени в Silly Рюдигер Бартон отметился со своим аккордеоном, как, в частности, на треке «Komm Und Trink Aus » (Приходите выпить с нами):
В новом веке «горожане» продолжают активно работать, гастролировать и выпускать новые релизы самого разного направления — и студийники, и сборники, акустические и «электрические» концертные альбомы. В 2002 году группа записала сиквел своего лучшего материала «Am Fenster — 2» , отлично встреченный публикой. Альбом начинался словами, которыми заканчивался последний трек их первой пластинки — «Flieg Ich Durch Die Welt» (Я летаю по всему миру):
Ютуб-канал fritz51185
Музыканты City часто участвуют в различных «ностальгических» совместных мероприятиях с другими звездами восточногерманского рока — Puhdys, Karat, Silly, Pankow:
Ютуб-канал fritz5155
Последняя работа City — двойник «CandleLight Spektakel - Live In Sachsen» датирована 2019 годом. В своих интервью участники группы, в частности Тони Краль, неоднократно заявляли, что хотели бы вновь приехать выступить в России. Будем надеяться, что эти планы реализуются...
Завершить рассказ о группе City хотелось бы любимой песней автора из репертуара «горожан» — «Lebenslang» (На всю жизнь) с десятого студийного альбома «Silberstreif Am Horizont» (Полоска серебра на горизонте), вышедшего в 2004 году:
Продолжение следует.
Предыдущие статьи:
ГДР-Рок. Часть 1. Звезда по имени Puhdys.
ГДР-Рок. Часть 2. Дрезденские конкуренты.
ГДР-Рок. Часть 3. Берлинский хард-1.
ГДР-Рок. Часть 4. Берлинский хард — продолжение.
ГДР-Рок. Часть 5. Берлинский металл.
ГДР-Рок. Часть 6. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Начало.
ГДР-Рок. Часть 7. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Продолжение.
ГДР-Рок. Часть 8. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Окончание.