Избрание Михаила Горбачева новым генеральным директором 11 марта 1985 года было не просто очередной сменой защиты против гниющего Ленина. Правителем Кремля был человек, совершенно не соответствующий своим предшественникам и советским реалиям. Человек, который случайно (вопреки собственным намерениям) ускорил распад империи, которая должна была стать воплощением социалистической утопии.
Разрядка закончилась в первой половине 1980-х гг.в результате советской интервенции в Афганистане и вступления в должность президента США Рональда Рейгана. Решительная политика противодействия «империи зла» и усиление гонки вооружений со стороны США не сулили ничего хорошего Советскому Союзу. Эпоха Брежнева означала консолидацию и окостенение структур, которые стали проявлять все больше и больше патологий. Экономика с хроническими сбоями нуждалась в немедленных реформах, но Кремлем управляла геронтократия, которая, казалось, не обращала внимания на накапливающиеся проблемы. Последние годы правления Леонида Брежнева, то время Юрия Андропова и Константина Черненко, являются красноречивым символом глубокого кризиса Советов во главе с немощными стариками, умершими вскоре после прихода к власти (для реалий СССР, Андропов и Черненко правили очень недолго).
Откуда пришел Михаил Горбачев?
Между тем Михаил Горбачев стал первым секретарем ЦК КПСС уже через 4 часа после объявления о смерти Черненко, оставаясь на этой должности до 1991 года. Он отличался от своих предшественников не только возрастом (ему было 54 года). время прихода к власти, в то время как средний по Секретариату и Политбюро был 66 лет!) Или, может быть, больше всего с отношением. Открытый, радушный и общительный, он не подходил резким и эксцентричным правителям Кремля. С первого визита в Лондон он постепенно стал «медийной звездой» на Западе, которая в будущем превратилась в «горбоманию». Именно тогда Маргарет Тэтчер сказала: «Он тот человек, с которым можно вести дела».
Иной багаж опыта (он не был запятнан периодом сталинизма, как большинство «московских вершин») повлиял на последующие решения Горбачева. Видимо, идея реформы зародилась у него во время учебы в Московском университете. Не менее важны зарубежные визиты и знание реалий коллективного сельского хозяйства.
Благодаря зарубежным поездкам партийных делегаций (Франция, Италия, Западная Германия) будущий генсек осознал очарование советской пропаганды, разделяющей капиталистический Запад на эксплуатируемых и эксплуататоров. Он видел, что первые живут на гораздо более высоком уровне, чем массы, работающие в коммунистическом блоке. Эти путешествия заставили его задуматься, что привело к осознанию необходимости проведения реформ в Советском Союзе.
В этом его, должно быть, укрепил опыт, полученный им первым секретарем Ставропольского крайкома, а затем секретарем ЦК по сельскому хозяйству. В этот период он боролся с неэффективностью коллективного сельского хозяйства, усугубляемой неудачей 1970-х и 1980-х годов. Как это ни парадоксально, страна, где 1/5 населения работала в этом секторе, не могла прокормить своих граждан. Это вынудило советское руководство ежегодно тратить миллиарды долларов в иностранной валюте на импорт зерна! Вероятно, это один из факторов, который, помимо неспособности конкурировать с Западом, породил идею частичной либерализации экономики.
Возвращаясь к уникальности нового первого секретаря, стоит процитировать слова его биографа Андрея Грачева:
В процессе формирования политической мысли Горбачева важную роль сыграл тот факт, что большую часть своей активной жизни он провел в провинции, за пределами Москвы (благодаря чему сохранял здоровые моральные принципы). А стремительный ход карьеры позволил ему сохранить прямоту чувств и здравый смысл, не давая времени на окостенение и цинизм.
Это удачное замечание указывает на то, что, несмотря на свое крестьянское происхождение и комсомольскую карьеру, он не был образцом системы - он не придерживался жестких догм и мог видеть ошибки своих предшественников. Збигнев Бжезинский совершенно прав:
В системе, в которой ревизионизм, то есть отклонение от основных принципов партийной доктрины, дорого платили (как выяснили Тито, Имре Надь и Александр Дубчек), Михаил Горбачев стал ведущим ревизионистом.
Почему ревизионист? Потому что основная цель Горбачева и его сторонников (включая Александра Яковлева и Эдуарда Шеварднадзе), то есть перестройка (реконструкция коммунистической системы путем модернизации экономики, увеличения гражданских свобод, борьбы с коррупцией и прекращения замораживания отношений с Западом) требовала отрицания наследие его предшественников. Исторический парадокс состоял в том, что невозможно было восстановить мировой престиж коммунизма, не отказавшись от всего коммунистического прошлого. Это немного похоже на попытку выпрямить колесо. Неудивительно, что, несмотря на искренние намерения Горбачева, все получилось так, как получилось.
Секретарь по минералам
Первой неудачей стала попытка борьбы с алкоголизмом, которая привела к снижению продолжительности жизни, преступности и низкой производительности труда. Повышение цен на водку вызвало лишь дополнительные проблемы, то есть вызвало рост производства самогона и, как следствие, дефицит сахара и необходимость его нормирования. Уменьшение распространения алкоголя нанесло значительный ущерб государственной казне, а разочарование общества только усилилось. Во всяком случае, давно известно, что введение запрета не связано с положительными результатами, как выяснили американцы в межвоенный период.
Борьба с алкоголизмом принесла первому секретарю звание «секретаря по минералам». Интересно, что сам Горбачев не был знатоком горячительных напитков, и, согласно одной из версий, во время встречи с членами Политбюро он предпочел потянуться за грушевым соком.
Гласность
Самым важным моментом изменений стало введение открытости в обсуждениях как прошлых, так и текущих проблем. Внедряя гласность, группа реформаторов хотела привлечь на свою сторону свой интеллект, особенно в борьбе с жесткой бюрократией, которая сдерживала любые проявления изменений, которые могли бы угрожать ее положению. Распространение свободы слова в сочетании с экономическими неудачами и раскрытием череды преступлений в системе вызывало растущее разочарование и, наоборот, не получило поддержки Горбачева.
Преобразования, инициированные перестройкой, и согласие Кремля на крах сателлитных режимов в Центральной и Восточной Европе вызвали возрождение национально-освободительных движений в советских республиках. С упадком экономики, ошибками правительства и партийными интригами приближался конец социалистической империи.
Могильщик великой державы или пророк социализма с человеческим лицом?
Горбачева обвиняют в России в том, что он несет ответственность за распад Советского Союза. Во-первых, сам обвиняемый неоднократно подчеркивал, что это не было его намерением. Напротив, он хотел исправить и исцелить их. Во-вторых, похоже, что в ближайшие годы СССР все равно распадется, потому что коммунистическая система как система не могла эволюционировать. Перестройка только усилила его агонию. Другое дело, что тогда никто не подозревал, что «империя зла» рухнет, как карточный домик.