15 лет назад частная космонавтика казалась делом далекого будущего. SpaceX еще не отправила в космос ни одной ракеты, а Blue Origin скорее напоминала кружок любителей ракетной техники, запускающий по выходным макеты ракет.
Спустя полтора десятилетия о SpaceX знают даже те, кто космонавтикой не интересуются. Blue Origin строит фабрики по производству ракетных двигателей, а в том, что именно частные компании станут локомотивом всей отрасли на ближайшие десятилетия, мало кто сомневается.
В нашей стране частных космических компаний не так уж много, и сегодня мы поговорим с Олегом Мансуровым, который является руководителем и основателем Success Rockets (SR) — одной из самых многообещающих компаний на рынке космических и информационных услуг России.
— Итак, Олег, у вас за плечами множество успешно реализованных проектов в сфере IT. В какой момент вы решили, что пора развивать частную космонавтику в России?
— Здесь нужно дать два комментария.
Первый связан с тем, что с 2011 по 2016 годы в основном занимался космической сферой, а затем перешел в IT как в более востребованный на тот момент сегмент экономики. Далее, уже не уходя из IT, я вновь вернулся к космической тематике.
Второй комментарий относится к сфере деятельности нашей компании. То, что мы делаем сегодня тесно связано с IT. По сути, наш проект находится на стыке трех сфер: космонавтики, информационных технологий и устойчивого развития.
Наша основная деятельность — это работа с данными, получаемыми с помощью космической инфраструктуры. Со стороны бизнеса наблюдается рост спроса на анализ данных. Эту потребность мы и стремимся закрыть.
— Сложно ли было уговорить инвесторов вложиться в столь необычное направление?
— Это была непростая задача. Было сложно на старте и остается сложным по настоящий момент. Инвестиции в космическую сферу — это всегда нелегко и несёт большие риски.
Инвесторы в нашей стране пока еще не верят в компании подобные нашей, да и компаний, которые показали успех в отрасли, еще немного.
— Как вы относитесь к конкурентам на рынке?
— Исключительно положительно. Чем больше компаний в отрасли, тем больше вариантов кооперации, больше инвестиций в исследования, больше людей и команд, получающих практический опыт. Здоровая конкуренция полезна для любой компании, она делает нас более эффективными и стимулирует рост производительности труда.
— Опасаетесь ли вы конкуренции со стороны частных ракетных стартапов из Китая и США?
— Конкуренции мы не опасаемся, иначе бы не стали заниматься тем, что мы делаем. Напротив, мы знаем, чем заняты конкуренты, чему-то у них учимся и стараемся не повторять их ошибок. Здесь у нас преимущество догоняющего и поэтому мы ничего не боимся. Кроме этого, в России есть хороший технологический задел, который даёт нам преимущество.
— Какие цели ставит Success Rockets на ближайшие 5 лет?
— Мы активно работаем над созданием компетенции внутри компании. Создаём собственную спутниковую платформу, космический буксир, несколько модификаций ракет-носителей сверхлёгкого класса.
На национальном уровне задача стать лидером рынка анализа космических данных. А впоследствии третьим национальным оператором космической связи со своим космическим сегментом из нескольких спутниковых группировок.
Но глобальная цель, стать компанией «единорогом» и войти в пятёрку крупнейших частных космических компаний мира.
— Почему в конструкции своих ракет вы планируете использовать твердотопливные бустеры?
— В самом начале мы просчитали множество вариантов носителей и в конечном счете остановились на твердотопливных ускорителях. Сегодня это экономически целесообразно, а значит более актуально для бизнеса, и наших задач.
— Планируете ли вести работы над созданием многоразовых ступеней?
— Пока об этом еще рано говорить. Но если такая потребность возникнет, мы обязательно проработаем этот вопрос.
— В конце 2020 года во многих СМИ появилась информация о строительстве частного космодрома "Европа" в Дагестане. Расскажите на каком этапе находится реализация данного проекта?
— Это достаточно интересный проект. Success Rockets имеет планы по строительству двух космопортов в разных частях нашей страны. Названия у космопортов будут соответствующие — "Европа" и "Азия".
Если говорить про Космопорт «Европа», то сейчас приходят активные переговоры с главами и правительствами четырех регионов, среди которых Астраханская и Ростовская области, а также Республика Калмыкия и Дагестан. О результатах этих переговоров будет известно в ближайшее время.
— В таком случае, насколько безопасна траектория запуска ракет если пусковая площадка будет расположена на территории одного из перечисленных регионов?
— Запуски будут полностью безопасными. Мы ведем речь о запуске сверхлегких ракет и ракет легкого класса. В первом случае мы планируем реализовать систему подхвата ступеней, наподобие той, что сегодня реализует Новозеландская компания Rocket Lab, а значит ступени не будут падать. А во втором, мы рассматриваем возможность создания полностью сгораемой в полете ступени.
— Каким образом ступень будет сгорать после запуска?
— Конструкция наших ракет предполагает создание блока ступени из полимеров, которые будут воспламеняться с помощью специального механизма расположения твердого топлива.
— Как давно компания занимается постройкой собственных космических систем?
— Success Rockets создана в июле 2020 года, и ее созданию предшествовала тщательная подготовка проекта и длительные переговоры с партнёрами и инвесторами.
Сегодня в компании работает множество специалистов, в том числе ещё советской школы, а средний возраст наших работников превышает 40 лет.
— Насколько тесно компания сотрудничает с Роскосмосом?
— Роскосмос уже оказывает помощь в формате консультаций. Не так давно мы провели несколько встреч, но вся основная работа ведется собственными силами внутри компании.
— На сайте компании есть информация о том, что Success Rockets имеет систему анализа данных на основе ИИ. Расскажите об этом подробнее. Насколько уникальна такая система для России и мира?
— Вся деятельность Success Rockets строится вокруг анализа данных. Если рассматривать мировую практику, то системы аналогичного функционала имеют такие компании как Orbital Insight или Planet Labs, но если говорить о России, то у нас действительно уникальный продукт.
— Какую часть рынка космических запусков компания планирует занять в отдаленной перспективе?
— Нашу компанию, в этом направлении, мало интересуют внешние заказчики. Направление космических пусков мы развиваем для удовлетворения внутреннего спроса других подразделений компании, в рамках создания собственных спутниковых группировок и работе с данными.
При этом, если внешние заказчики окажутся заинтересованы в услугах по запуску грузов на орбиту, мы, разумеется, готовы сотрудничать.
— Насколько реальным вам кажется развитие частной космической отрасли в России?
— Уверен, что ее ждет серьезное развитие. Сейчас это мировой тренд, а в нашей стране имеется оптимальное окно возможностей для того, чтобы войти в этот бизнес. Если люди хотят инвестировать в космос, то сейчас самое подходящее для этого время, когда можно получить сверхприбыли.