Продолжаем подробнее узнавать, что скрывается за понятием "символизм" в живописи. И сегодня предлагаю поговорить о творчестве популярнейшего художника середины XIX века, чьи росписи украшали самые престижные здания Франции. Его звали Пюви де Шаванн. Он считается одним из самых значительных французских символистов, радикально изменивших отношение к смыслу художественного произведения.
Как и обещала, постараюсь выстраивать представление о символизме, извлекая его из самих картин. Насколько мне это удастся. Вот #картина первой части творческой жизни Пюви де Шаванна, которая называется "Бедный рыбак":
В лодке, на фоне уходящей вдаль реки, стоит рыбак и ждет, когда рыба окажется в его рыболовной снасти. На берегу жена рыбака и младенец, спящий среди цветов. Пейзаж довольно пустынен. Здесь есть нечто, что заставляет нас порассуждать о природе времени в картине. Оно остановлено. Взгляните на картину ещё раз, вам не кажется, что люди остановлены во времени?
Вы можете возразить, что в картине никогда ничего не движется, что произведение живописи и графики неподвижно. Я согласна. Но тем не менее, есть нечто неуловимое, что заставляет нас переживать время в картине. Давайте сравним этого рыбака с рыбаком из другой картины:
Конечно, этот рыбак тоже никуда не сдвинется. Однако эту жанровую картину Василия Перова мы переживаем как мгновенное состояние, которое сейчас же переменится. Видите, как он ждет, что у него сейчас клюнет рыбка? Когда мы возвращаемся к рыбаку Пюви де Шаванна, хочется сказать, что тут мгновение, а там была вечность. Там жизнь остановлена. Бедный рыбак всегда будет так стоять, и рыба никогда не клюнет. Младенец будет спать, и даже самая динамичная поза женщины тоже остановлена.
Таким образом, одной из проблем символизма является проблема бесконечной длительности. В этом мире нечто происходит, но ничего не меняется. Отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия.
Слава Пюви де Шаванна началась, когда он выставил в Салоне несколько аллегорических картин. Это аллегория мирной жизни. Персонажи картины символизируют спокойное, расслабленное и гармоничное бытие:
Этот цикл продолжает аллегория войны, здесь мы чувствуем драму и ожесточение:
Это аллегория труда:
А это аллегория досуга:
Символизм знаменовал усталость от реального, современного мира, художники этого течения пытались указать на инобытие. Отсюда символизму присущи метафоричность и аллегория.
Эта картина называется "Священная роща, возлюбленная искусствами и музами":
Гармонично расположенные образы муз в идеальном месте. Здесь #художник выступает как утонченный эстет и поклонник искусства.
Это панно "Науки и искусства". Оно украшает амфитеатр главного французского университета Сорбонны:
Мы опять попадаем в священное пространство, но там нет ни ангелов, ни муз, а только одни олицетворения различных наук.
Тема сакрального пространства, где обитают таинственные существа - любимая тема символистов.
В заключении ещё две картины художника:
Это не самые главные работы Пюви де Шаванна, тем не менее они показывают каким мастером декоративного построения был художник. При первом взгляде на #картины они кажутся очень близкими к классицизму, но при внимательном изучении становится ясно, это символизм.
Творчеством Пюви де Шаванна вдохновлялись самые разные #художники : Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри Матисс. А нам он помог приблизиться к пониманию, что такое #символизм в живописи.