Найти тему

Из чего состоит символизм Пюви де Шаванна

Продолжаем подробнее узнавать, что скрывается за понятием "символизм" в живописи. И сегодня предлагаю поговорить о творчестве популярнейшего художника середины XIX века, чьи росписи украшали самые престижные здания Франции. Его звали Пюви де Шаванн. Он считается одним из самых значительных французских символистов, радикально изменивших отношение к смыслу художественного произведения.

Пюви де Шаванн (Яндекс.Картинки)
Пюви де Шаванн (Яндекс.Картинки)

Как и обещала, постараюсь выстраивать представление о символизме, извлекая его из самих картин. Насколько мне это удастся. Вот #картина первой части творческой жизни Пюви де Шаванна, которая называется "Бедный рыбак":

"Бедный рыбак" Пюви де Шаванн 1881 год (Яндекс.Картинки)
"Бедный рыбак" Пюви де Шаванн 1881 год (Яндекс.Картинки)

В лодке, на фоне уходящей вдаль реки, стоит рыбак и ждет, когда рыба окажется в его рыболовной снасти. На берегу жена рыбака и младенец, спящий среди цветов. Пейзаж довольно пустынен. Здесь есть нечто, что заставляет нас порассуждать о природе времени в картине. Оно остановлено. Взгляните на картину ещё раз, вам не кажется, что люди остановлены во времени?

Вы можете возразить, что в картине никогда ничего не движется, что произведение живописи и графики неподвижно. Я согласна. Но тем не менее, есть нечто неуловимое, что заставляет нас переживать время в картине. Давайте сравним этого рыбака с рыбаком из другой картины:

"Рыболов" Василий Григорьевич Перов 1871 год (Яндекс.Картинки)
"Рыболов" Василий Григорьевич Перов 1871 год (Яндекс.Картинки)

Конечно, этот рыбак тоже никуда не сдвинется. Однако эту жанровую картину Василия Перова мы переживаем как мгновенное состояние, которое сейчас же переменится. Видите, как он ждет, что у него сейчас клюнет рыбка? Когда мы возвращаемся к рыбаку Пюви де Шаванна, хочется сказать, что тут мгновение, а там была вечность. Там жизнь остановлена. Бедный рыбак всегда будет так стоять, и рыба никогда не клюнет. Младенец будет спать, и даже самая динамичная поза женщины тоже остановлена.

Таким образом, одной из проблем символизма является проблема бесконечной длительности. В этом мире нечто происходит, но ничего не меняется. Отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия.

Слава Пюви де Шаванна началась, когда он выставил в Салоне несколько аллегорических картин. Это аллегория мирной жизни. Персонажи картины символизируют спокойное, расслабленное и гармоничное бытие:

"Мир" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)
"Мир" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)

Этот цикл продолжает аллегория войны, здесь мы чувствуем драму и ожесточение:

 "Война" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)
"Война" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)

Это аллегория труда:

 "Работа" Пюви де Шаванн 1863 год (Яндекс.Картинки)
"Работа" Пюви де Шаванн 1863 год (Яндекс.Картинки)

А это аллегория досуга:

 "Отдых" Пюви де Шаванн 1862 год (Яндекс.Картинки)
"Отдых" Пюви де Шаванн 1862 год (Яндекс.Картинки)

Символизм знаменовал усталость от реального, современного мира, художники этого течения пытались указать на инобытие. Отсюда символизму присущи метафоричность и аллегория.

Эта картина называется "Священная роща, возлюбленная искусствами и музами":

"Священная роща, возлюбленная искусствами и музами" Пюви де Шаванн 1889 год (Яндекс.Картинки)
"Священная роща, возлюбленная искусствами и музами" Пюви де Шаванн 1889 год (Яндекс.Картинки)

Гармонично расположенные образы муз в идеальном месте. Здесь #художник выступает как утонченный эстет и поклонник искусства.

Это панно "Науки и искусства". Оно украшает амфитеатр главного французского университета Сорбонны:

Мы опять попадаем в священное пространство, но там нет ни ангелов, ни муз, а только одни олицетворения различных наук.

Тема сакрального пространства, где обитают таинственные существа - любимая тема символистов.

В заключении ещё две картины художника:

"Сон" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)
"Сон" Пюви де Шаванн 1867 год (Яндекс.Картинки)
"Лето" (1891) Пюви де Шаванн 1891 год (Яндекс.Картинки)
"Лето" (1891) Пюви де Шаванн 1891 год (Яндекс.Картинки)

Это не самые главные работы Пюви де Шаванна, тем не менее они показывают каким мастером декоративного построения был художник. При первом взгляде на #картины они кажутся очень близкими к классицизму, но при внимательном изучении становится ясно, это символизм.

Творчеством Пюви де Шаванна вдохновлялись самые разные #художники : Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри Матисс. А нам он помог приблизиться к пониманию, что такое #символизм в живописи.