Нужно ли давать чаевые в отелях Турции, когда отдыхаешь на «все включено»? Если да, то сколько и кому: горничной, официанту в ресторане, бармену? Я поговорила с работниками отелей и друзьями, которые трудились в этой сфере. Узнала, чего ждут от туристов, и что считают хорошим тоном.
Все ли включено?
Мне часто задают вопросы о чаевых, ведь мнения в интернете разделились:
- Не давать! В путевке написано – all inclusive . Подразумевается, что включено все: от питания и трансфера до уборки в номерах и чаевых. Никаких дополнительных расходов быть не должно.
- Давать. Ведь не зря в баре всегда стоит коробочка для чаевых. Да и остальной персонал старается.
Я всегда разделяла позицию №2.
Что говорят сотрудники
Я спросила у работников отеля, рассчитывают ли они на чаевые. Выяснилось, что для многих чаевые – основной заработок. Зарплаты в отелях Турции низкие. Официанты, например, получают меньше, чем они могли бы заработать в классическом ресторане. Поэтому все сотрудники рады чаевым: от девушки на ресепшн до горничной.
Спросила знакомого бармена: «Я попросила кофе и не оставила чаевые – я на пляж иду, даже не подумала взять деньги. Это дурной тон?». Он ответил, что переживать не стоит. Не давать чаевые – нормально. Туристы вообще НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ (кроме элементарных правил, разумеется).
На чай оставляет тот, кто хочет отблагодарить. Обычно люди дают чаевые барменам по вечерам: за сложные коктейли, приготовление напитков для больших компаний или просто так.
Подарки
Моя подруга больше года работала на ресепшн в турецком отеле. И рассказала, чем отличаются русские туристы от иностранцев. В отеле отдыхало много немцев и англичан. И те часто давали чаевые:
- менеджерам, если те помогали решить какой-то вопрос;
- работникам баров и официантам;
- горничным.
Я уже хотела поспорить. Я точно знаю, что русские тоже дают чаевые! Но она меня опередила: «Наши – душевнее! То «Аленку» привезут, то вафельный торт, то баночку меда или сгущенки. Иногда и какие-то милые сувениры дарят. Да, чаевые работникам отелей нужнее. Но я до сих пор вспоминаю, какими вкусными казались гостинцы с родины. И все еще храню подарки от гостей. Со многими, кстати, дружим и переписываемся».
Сколько давать
Я и раньше знала, что чаевые – хороший тон. Поэтому перед отдыхом всегда старалась разменять деньги по $1. Мы всегда обязательно благодарили носильщика чемоданов, который провожает в номер, и горничную. За уборку номера чаще всего оставляли по 1 доллару через день. Не каждый, потому что иногда она приходила поздно, а деньги на кровати нас напрягали. А иногда мы и вовсе отказывались от уборки – у нас и так всегда чисто.
Я спросила у подруги, которая работала в отеле, подходит ли такая благодарность. Она ответила, что это отлично. Конечно, никто не откажется получить больше, но доллар – это достойные чаевые: хоть в номере, хоть в баре.
Я и шоколадки
Однажды я прилетела на «все включено» с кучей шоколадок «Коркунов». Когда долларов уже не осталось, я решила угощать горничную сладостями. Положила на кровать и на всякий случай написала записку, чтобы она все правильно поняла. Женщина отблагодарила лебедями из полотенец и лепестками роз.
На следующий день долларов у меня не прибавилось, и я повторила трюк. В ответ горничная принесла цветочек и написала записку с благодарностью! Еще она дала «бонусных» лосьонов для тела и шампуней. И с широкой улыбкой поздоровалась, когда встретила меня в коридоре.
Когда настало время уезжать, я снова положила ей шоколадку и попрощалась. Это было так мило! Словом, нестандартный подход иногда тоже работает. Любая благодарность хороша: словесная, денежная, вкусная. Но материальную, конечно, сотрудники отелей Турции и других стран ждут сильнее.