Найти тему
Материнские заметки

Великий пост с детьми: Крестопоклонная неделя

Оглавление

Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служба посвящена Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.

Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме. Все будет поч­ти как в праздник Воздвижения Креста Господня. Во время всенощного бдения, после Великого Славословия священник возьмет в алтаре крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священ­ник торжественно вынесет крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы будут кланяться до земли Животво­рящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними и делать три земных поклона. Напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно прило­житься ко кресту.

Дети будут знать, чего им ожидать, и смогут более внимательно следить за богослужением.

Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос креста и на елеопомазание.

Вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы, как и в праздник Воз­движения Креста Господня, будем петь, как в храме: трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И совершим при этом земные поклоны перед распяти­ем. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.

Воскресное утро — это, конечно, литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся.

После литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.

А дома мы начнем обед (или поздний завтрак — это как посмотреть) с чте­ния. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.

А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни — самая середина святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же.

Середина поста — во‑первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.

Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Еще на Масленице или на первой седмице мы решали, что каждый из нас попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не употре­блять какое-то прилипшее слово-паразит. Всего одно слово за пост. Или научиться не таскать еду без спроса (в этом случае помощь родителей — всегда разрешать «таскающему» ребенку в тех случаях, когда он спра­шивает разрешения, вместо того чтобы, как раньше, стащить без спроса). Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.

И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним де­тям и себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немно­гое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.

А есть и бытовая сторона вопроса.

К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подар­ки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молит­вы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.

И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни.

Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к празднику. И смотрю, что из списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшие­ся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной — в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.

Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшатель­ствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Это мы сейчас вспоминаем и планируем.

📚 Анна Сапрыкина, из книги «Православные праздники в современной семье»