Найти в Дзене

Технократия и христианство. Часть 7.

Говоришь, люди должны только верить и не имеют права думать о последствиях своих поступков?
Говоришь, люди должны только верить и не имеют права думать о последствиях своих поступков?

Технократия и христианство. Часть 7.

Всем здравствовать!

Здесь говорим о том, почему нам не жить без создания христианской политической партии и о том, на каких основах её развивать. Пока принято рабочее название партии «Технократия».

Сегодня говорим о накопившихся проблемах в православии, о том, почему православные священники неспособны отвечать на многие первоочередные вопросы.

Членам партии придётся привыкнуть к давлению и непониманию сразу с двух сторон. С одной стороны, следует ожидать насмешек со стороны неверующих людей в духе «Не верю в Бога, потому что попы жадные». Как общаться с такого рода публикой, было много сказано в предыдущих постах, повторяться не буду.

Намного более сложной проблемой будут те православные, в том числе воцерковлённые, которые будут утверждать, что занятия партийной деятельностью и забота о мирских делах — это неправильно и что православные люди должны искать себе правды только на небе. Вам будут говорить, что партийная деятельность — это правдоискательство, а оно запрещено, так как отвлекает от высшей цели. Тот факт, что партийная деятельность является частью МИРСКОЙ деятельности по банальному выживанию, но невозможна без понимания правды на духовном уровне, в расчёт не берётся.

Как это ни странно, вопреки всякой очевидности такая позиция очень широко распространена. Об этом явлении придётся говорить очень долго и подробно, поскольку оно уже убило две империи (Византийскую и Российскую) и с года на год добьёт Российскую Федерацию.

Начну с внешнего проявления действия этой погибели. Если вы придёте в церковь и спросите, достаточно ли только крещения и веры для спасения, то вам скажут, что вера без дел мертва (к слову заметить, в некоторых протестантских церквях считается, что достаточно, по каковой причине православные и считают протестантизм погибелью). Вы спросите, какие дела в таком случае надо делать, вам ответят, что делами спастись нельзя. Вы изумитесь и спросите, а что в таком случае следует делать, и вам ответят: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». Вы изумитесь и спросите ещё раз, о том, каковы признаки спасения и как понять, что ты уже спасся, а также от чего конкретно спасся. Слов в ответ вам скажут много, но никакого смысла вы из них извлечь не сможете, кроме того понимания, что вы человек грешный и вам надо долго каяться и молиться. Самое честное, что ответили по этому поводу святые отцы — это что ощущение спасения невозможно объяснить другому человеку словами, как невозможно описать словами вкус мёда тому, кто никогда не ел сладкого.

Воцерковлённые православные люди в таком положении ничего ненормального не видят, считают, что на все вопросы даны исчерпывающие ответы. Даже прямое логическое противоречие «вера без дел мертва, но какие это дела, мы вам не скажем» никого не смущает. Как это ни странно, такое положение дел глубоко закономерно и определяется рядом ошибок на духовном уровне, которые были сделаны ещё в Византийской империи и достались России по наследству (подробнее ниже). Из-за них больше тысячи лет какие-либо разработки на тему о том, чем христианство может быть полезным для выживания, были полностью заблокированы. Не имея возможность проверять на практике идеи о том, как заложенная в христианство правда влияет на разумных существ и на их самоорганизацию, православие ушло в обрядовую нишу и практически остановилось в развитии, из-за чего превратилось в гарантированную смерть для любого государства, которое примет православие.

Речь идёт об определённом образе мышления, при котором почти полностью отрицается одно из главных качеств человека – разумность. Под действием этого образа мышления в православном мире и в православной культуре полностью разрушены такие важнейшие направления, как православная философия, внешняя пропаганда, разработка образов взаимодействия с государством, разработка образов взаимодействия с художниками разных видов и образотворцами, разработка образов праведного поведения обычных людей в миру.

В итоге молодые люди созидающего характера сотнями лет приходили в Церковь, убеждались, что в источнике мудрости и правды нет ни мудрости, ни правды, и уползали восвояси. Кто-то впадал в отчаяние и апатию, отказывался от активной жизни, кто-то бросался в политику с намерением наносить справедливость и причинять улучшения по собственному разумению, с неизбежным засасыванием в трясину бессмысленной политической суеты. Кто-то в социализм подавался, кто-то в коммунизм, кто-то в протестанты или в мусульмане (там болтают красивее, есть иллюзия деятельности). В любом случае православное государство и общественные организации оставались без созидающих людей, а их места занимали люди эгоистичного характера со вполне понятными последствиями для государства.

Ещё одно печальное следствие духовного поражения — полностью проигранная битва за детство. С точки зрения детей, православие — это долгое и скучное стояние в церквях по воскресеньям, молитвы наизусть и обрядовые блюда по праздникам. Всё, больше ничего. В последнее время ещё добавились уроки по основам православия в школах. Дети эти уроки ненавидят. Несколько раз я проводил опросы в своём авиамодельном кружке в школе и летних лагерях, спрашивал у детей, есть ли что-нибудь полезное в таких уроках. Всегда был только один ответ - «нет, но времени занимает очень много». Учитывая то, что современные дети перегружены глупейшими и нудными, зато очень объёмными домашними заданиями, отвлечение их на эту бессмысленную (с их точки зрения) деятельность злит очень сильно. Если вы хотели дискредитировать православие в глазах большинства народа, это очень хороший способ. О том, что православие — это единственный путь к цельности и счастью, к тому, что можно назвать «внутренним совершенством», дети остаются без понятия. И это при том, что возможность стать чем-то больше, чем желудком на ножках, наиболее сильно волнует в молодости.

На понимание причин этого поражения я вылетел достаточно случайно. Нет, конечно, ещё с ранней молодости, с первых визитов в церковь я чувствовал, что что-то не то, что священники никогда не слышат вопросов и отвечают не на тот вопрос, который ты задал, а на тот, который похож на заданный по набору слов, на тот, на который они знают ответ. Но я считал это мелкими недостатками, особенно после того, как нашёл в православии глубочайшую мудрость и возможность полного преображения.

Не так давно я выложил на некоторые православные сайты статью о том, что необходимо срочно описать, как влияет христианство на выживание и человека, и государства, что это необходимо для создания идеологии православного государства. И тут разверзся ад. Я получил такие отзывы, по которым понял, что у нас большие проблемы. Причём писали не какие-нибудь хулиганы или неграмотные фанатики, писали воцерковлённые люди с высшим образованием, некоторые — специалисты в математике.

Попытаюсь описать признаки этого явления. Если попытаться сформулировать эту ересь, то она будет выглядеть примерно так: "Главное - это собственное спасение на небесах, ради чего на Земле не надо ничего делать, не надо думать о том, чем христианство полезно для выживания и как можно улучшить свою жизнь или жизнь окружающих. Вообще не надо бороться за выживание, ни за свое, ни за выживание рода или государства. О последствиях своих поступков тоже думать не надо, пусть за тебя все решения принимают другие, достаточно не грешить и слушаться старших или начальства. Достаточно быть кротким, делать то, что сказали, ни с кем не ссориться, никого не осуждать, много молиться и жертвовать на Церковь, заниматься благотворительностью. Главное – это не надо грешить, для чего лучше вообще ничего не делать в материальном мире".

Мне приходилось наблюдать, как попавшие в такой образ мышления люди при разговорах о способах самоконтроля реагировали в духе «ты не можешь ничего в себе контролировать, Бог в тебе должен все контролировать». Сказанное прямо противоречит идее о том, что за греховные решения человек будет наказан, но люди этого противоречия не видят. Такой человек никогда не сможет ответить на вопрос: "Имеет ли человек право думать о последствиях своих действий?". Мне приходилось видеть людей, которые при встрече с этим вопросом замолкали на много минут. Им очень хотелось сказать "нет", но они осознавали, что это будет явной неправдой. Но и сказать "да" они не могли, так как это означало признание и того факта, что необходимо думать о конечном результате своих действий, а также о его улучшении, в том числе о том, какое общество будет построено в результате твоих действий или бездействия, а они об этом не думали. Так и молчали по несколько минут, потом через силу выдавливали, что в общем-то имеет право думать, но только то, что от Бога сверху вставилось (я не утрирую, так и говорили). И это при том, что правильный ответ на этот вопрос – «да», без каких-либо вариантов. Наш Бог — Бог живых, а не мёртвых, ему автоматы без сомнений и биорорботы, способные действовать только по программе, не нужны. Живой человек — это такой, который может выйти за пределы программы, сам оценить суть происходящего и сам принять решение о том, какое поведение в данной ситуации будет наиболее благотворным.

Не уверен, что исчерпывающе правильно описал все проявления и все стороны этой ереси, но в чем точно можно быть уверенным, так это в том, что данный образ мышления пытается лишить человека одного из главных человеческих качеств – разумности, а как следствие затем отключается и воля. Очевидно, что цель данной системы - превратить людей в милых, ласковых домашних животных, в автоматов, в зомби. Давайте называть такой образ мышления «ересью запрещения разумности».

Возможно, священники такого и не говорили, но большинство народа поняло их именно так. Никто из святых отцов древности не писал о том, что человек должен отказаться от своего разума. Наоборот, все подчёркивали необходимость освоения смиренномудрия и разумности, писали о том, что только благодаря христианству разумность и появляется, после того, как накапливается хоть какой-то опыт борьбы со страстями. Но в жизни воцерковлённые люди в итоге не могут ответить даже на вопрос «имеет ли человек право думать о последствиях своих поступков», не говоря уже о том, чтобы организоваться на какое-нибудь совместное дело. Любого человека, который пытается описать недостатки и предложить улучшения в образе жизни, тут же обвиняют в клевете на святую религию, несмирении и попытке покушения на догматы.

Например, при подготовке священников делается упор на том, чтобы они в дальнейшей работе уходили от всех вопросов об устройстве государства и о способах построения справедливого общества. Всех интересующихся данным направлением предлагается направить сначала на внутреннее изменение, на освоение христианских заповедей. Это, конечно, правильно – нет ничего ужаснее человека с животным сознанием, без смирения, решившего заниматься борьбой за общее благо. Всё, до чего такие люди смогут додуматься – это до принуждения к добру силой (или электронным контролем в последнее время), а такого рода построения всегда перерастают в беззаконную деспотию. Но вот формы такого рода пропаганды, формулировки, которые при этом используются, не выдерживают никакой критики – когда людям, которые впервые пришли в Церковь с вопросом «Как жить?» отвечают «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», то это катастрофа.

На этом уровне люди ещё не знают, что им надо спасаться, не знают, от чего спасаться, не знают, как это делать. Такой ответ воспринимается как грубость, как послание куда подальше, как признак того, что православные не способны понимать суть происходящего, и что у них нет ничего, что способствует повышению потенциала выживания как человека, так и общества в целом. А вот это уже серьёзно, с такого рода силами играть нельзя – общественное сознание и сознание начинающих людей настроено на выживание, выживание любой ценой. Его можно уговорить пожертвовать материальной жизнью ради более возвышенного выживания в другом мире, но какое-то выживание пообещать необходимо. Коммунисты получили некоторые преимущества, когда сказали, что личным выживанием можно пожертвовать ради выживания всего общества, но это опять же выживание. Если доказать, что какое-то явление не полезно для выживания общества, то общество его уничтожает. Это произошло, например, в конце XIX – начале XX века. И причина не в том, что люди стали плохими и отвернулись от Бога, а в крайне неудачной системе пропаганды как православной церкви, так и всех остальных христианских церквей. Люди в те годы стремились к альтруистичной деятельности, к любовной заботе о своём мире ничуть не меньше, чем в другие времена. Но христианские церкви сделали всё, чтобы дискредитировать себя в глазах общественного сознания, и это стремление к созиданию ушло в социализм .

Получается так, что священники отвечают догматически правильно, но невмещаемо для спрашивающих, слушающие не понимают, что они говорят, и думают, что священникам просто нечего сказать.

А могли ли священники ответить иначе? Для того, чтобы изменить типовые ответы на типовые вопросы начинающих, необходима какая-то организация, которая будет опрашивать людей на выходе, изучать, на какие вопросы люди не получили ответов и какие варианты ответов они ожидали. По результатам изучения должны вырабатываться идеи об изменении формулировок и образа общения. Такого рода деятельность – это не проповедь, это пропаганда, это не божественная, а очень даже человеческая, где-то даже научная деятельность. (Кстати, внешнюю пропаганду невозможно вести без участия промышленников, образотворцев (художников разных типов) и узких специалистов из мира, только они могут показать на примерах из реальности, почему дикие люди обязательно разрушат своё дело, а христиане могут преуспеть). Мог ли в православной церкви в предыдущие времена появиться такой отдел пропаганды, который начал бы работать с изучением обратных связей? Политические обстоятельства в царское время, а тем более в советское не очень способствовали такой работе. Но почему такая система пропаганды не появилась после 1991 года? Подчёркиваю: за 30 лет ни одного шага в сторону создания такой системы сделано не было.

Сознание, парализованное «ересью запрещения разумности», даже в мыслях не допустит возникновения такого отдела пропаганды. Вдруг какие-то не святые люди придумают что-нибудь не очень святое? Пусть лучше всё будет по-старому, тихо и темно.

Одним из ключевых вопросов выживания современной православной церкви (да и вообще христианства) является вопрос о том, полезна ли православная церковь для выживания на разных уровнях – бытового выживания человека, выживания человека как разумного существа, выживания государства или промышленных организаций. Без ответов на эти вопросы невозможно вести внешнюю пропаганду, невозможно привлекать новых верующих, невозможно общаться с государством и объяснять ему, как уходить от дикости, невозможно общаться с промышленными организациями и удерживать купцов и промышленников от вредных для них образов ведения дел.

Но как только люди, поражённые «ересью запрещения разумности», слышат слово «выживание», они тут же включают шарманку «выживание для христианина не важно, важно выполнять заповеди и умереть безгрешным добрым христианином». Никакие разумные доводы через эту шарманку не проходят. Сколько ни говори, что в процессе выполнения заповедей иногда хочется кушать, а для этого необходимо государство, а в государстве желательна эффективно работающая духовно – идеологическая система, способная объяснить своему народу цели жизни, цели деятельности и собственную полезность – нет, не прошибает.

Спрашиваешь у людей: «А что, христианство совсем бесполезно для выживания?». Начинают думать, выдвигать какие-то наивные идеи о том, что государству полезно, когда большее количество людей меньше конфликтует и больше работает. И это в то время, когда убеждения в том, что христианство полезно, должны быть внушены и выучены как стих ещё в школе – что христианство полезно на уровне выживания человека как разумного существа тем, что у человека изменяется мотивация деятельности и это предохраняет его от саморазрушения, мало того, выводит на уровень по-настоящему разумного существа. И так далее по всем уровням – бытового личного выживания, выживания промышленных организаций и государства. В настоящее время так ответить не могут даже священники. Потрясающий результат 2000 лет развития христианской культуры. И доколе мы будем так тормозить головой? Хватит уже, родненькие, уже нет роскоши надеяться только на детскую доверчивость верующих ...

Подчеркну: в данном случае речь идет не только о выживании на Земле, в животном теле. Речь идёт о выживания человека как разумного существа благодаря тому, что у человека изменяется мотивация деятельности и алгоритмы поведения. Подчёркиваю это потому, что членов партии, ведущих разговоры о христианстве, некоторые «охранители чистоты православия» обязательно попытаются затащить на логику «если вы говорите о пользе христианства для выживания — значит, вы протестанты и хотите приспособить христианство для земных целей, для угождения телу». Такого рода недоумкам надо отвечать жёстко — христианство вообще про выживание, про жизнь вечную. Нет тут никакого протестанства, нет обмирщвления христианства. Речь идёт о правде, которая предотвращает саморазрушение человека как информационного существа, и эта правда будет действовать одинаково как для людей в земном теле, так и в информационном. Другой вариант ответа — что наш Бог — Бог живых, а не мёртвых, с последующим описанием разницы, как это описано выше.

Очевидно, что Христос приходил на землю не для того, чтобы люди пели гимны, ходили на исповедь и считали, что Вселенную создал единый Бог. Единый Бог был и до этого, у иудеев. Целью ставилось определённое изменение поведения и образа мышления людей. Целью было создание такого учения, которое более правильно отвечало бы на основные человеческие вопросы – о цели жизни, о том, как научиться находить правильное решение в каждой ситуации, о том, как избежать саморазрушения, о том, как стать совершенным разумным существом. Но в современной Церкви люди таких ответов в необходимом объёме не получают. Имеет место трагическое непонимание обеих сторон друг друга: миряне не умеют задавать вопросы, на которые священники могли бы дать интересующие их ответы, а священники не обучены находить первоначальный смысл вопроса за внешней формой слов. Даже о том, что принятие полного беззлобия радикально изменяет человека к лучшему, никто почему-то не говорит, как будто монашеского пути в православии нет. А ведь это самая сильная сторона христианства. Но такой пропаганды нет, тот образ, который православная церковь демонстрирует внешнему миру – это упоение величием единого Бога, рассуждения о том, что человек должен Богу, обещание утешения и только где-то в небольшом проценте слов слышится о том, что надо соблюдать заповеди. Мы вообще ещё православные? Или мы уже стали иудеями, или магометянами, которые выполняют их законы и закончики и думают, что этого достаточно?

В христианстве соблюдать заповеди невозможно. Даже прямые запреты в реальной жизни обрастают тысячами «но». Мы видим по Новому Завету, что Иисус Христос умышленно избегал любых ответов, которые можно было бы истолковать как метод действий, как программу поведения. Он давал духовную основу, а последователям чётко сказал, что его учение подобно закваске, которая должна создать тесто. То есть изначально людям было сказано, что всю идеологию, все идеи о том, как вести себя в обществе и как поступать правильно, людям придется выстрадать самим на историческом опыте, в попытках выработать такие образы поведения, которые будут соответствовать духовным принципам. (Заметим, что это подразумевает, что в первое время будут созданы не очень совершенные или даже совсем неправильные системы). В результате действия «ереси запрещения разумности» такая деятельность становится невозможной. Отрицается в принципе, что человек должен думать о последствиях своих поступков и выбирать лучшей из вариантов поведения (а иногда – о, ужас! – необходимо придумывать новые варианты!). Тесто не вскисает. Точнее, такое развитие идёт, но помимо Церкви и очень криво (последний известный пример — массовое увлечение социализмом).

Хочет того Церковь или не хочет, она по мере принятия большинством народа христианства становится частью общественного организма, в том числе частью государства, причём самой важной частью, - духовно – идеологической системой, аналогом того, чем у обычного человека является дух. По факту её реального статуса люди всегда ожидали, что Церковь будет исполнять те функции, которые ожидаются от духовно – идеологической системы (по классификации в предыдущих постах — система 7-го уровня) . А Церковь не только исторически не исполняла эти функции, не только игнорировала само понимание того, что она должна выполнять эти функции, но – как видим – в ней восторжествовало убеждение в том, что думать в направлении о том, чем христианство может быть полезным для выживания, вообще не следует. Такое не могло не закончиться катастрофой и в конце XIX века закончилось массовым отходом народа от Церкви.

В предыдущих публикациях я много внимания уделил системной организации общества и месту Церкви и христианской партии в ней. Не хочу повторяться, прошу читать публикации с начала, кто не читал. Там подробно объяснено, почему теперь, с появлением теории разумного существа и системного анализа мы можем анализировать и государство, и человека намного более эффективно.

Ересь «запрещения разумности» всем удобна и всем приятна. Она удобна священникам, не надо думать, что отвечать на вопросы об устройстве более справедливого общества, люди сами несут деньги за проведение обрядов. Она удобна царям — твори любой произвол, никакого общественного контроля не будет. Люди просто не смогут собраться ни в какое движение, переругаются на уровне выдвижения идей. Она удобна для простых людей — не надо думать ни о чём, не надо мучиться какими-то сомнениями о поиске правильных решений, при этом можно вовсю заниматься тайным самовозношением и считать всех вокруг греховным миром, считать всех намного хуже тебя, ведь ты спасёшься , а они погибнут. Вот только эта удобная приятность — это смерть во всех смыслах для всех, и для царей, и для священников, и для простых людей, которые без развития превращаются в животных, а потом их дети отказываются от родительской религии как бессмысленной… и гибнут.

Стоит ли считать такой образ мышления ересью и бороться против него, как против ереси? Думаю, нет. Никто это учение в явном виде не формулировал и не распространял, это скорее традиция и образ мышления. Рискну сказать, что на определённом этапе развития это даже неизбежный образ мышления. После того, как человек принимает христианство или тем более полное беззлобие, он оказывается в очень тяжёлом положении: всё вокруг страшно, как действовать — непонятно, остаётся только одно — верить, что все события предопределены Богом и что он накажет или вразумит всех, кто тебя обижает. А тебе самому остаётся только осваивать умение быть безгрешным и умение отказываться от гордости. Только намного позже, после того, как появляется опыт борьбы со страстями и животными желаниями, становится очевидно, что неловкость и неадекватность окружающих людей определяется в наибольшей степени тем, что они в большей степени животные, чем разумные существа, и что необходимо не бояться и не пугаться, а вести себя так, как ведут себя разумные существа с животными — где-то уговорами, а где-то и плёткой. Мало того, появляется понимание того, что если ты этого не сделаешь, то окружающие тебя животные банально сдохнут без человеческого присмотра вследствие собственного скотства.

Впрочем, как это явление не называй — ересь или образ мышления — менее смертельным оно не становится. Оно убивает православные семьи тем, что старшее поколение не может объяснить молодёжи, что они нашли в православии. Оно убивает государства полным отсутствием способности формулировать цели и смыслы. Атомизация общества, коррупция и распад любого православного государства — это закономерный итог действия этой ереси.

Не думаю, что со мной согласятся многие, но мне очевидно, что если всё пойдёт так, как идёт, то Россию и православие вскоре ждут большие страдания. У народа нет здоровой объединяющей идеи, нет созидающего учения. На святом месте воцарилась пустота, священники не могут дать ни одного совета на тему о том, как народу организовывать жизнь. Предложение некоторых православных фанатиков - сторонников монархизма вернуть монархию вызывает только горький смех – монархии тоже бывают очень разными, и если не определены подробности устройства монархии, то ничего хорошего не получится. А думать над этими подробностями некому.

Как только умрут В. В. Путин и его ближайшие единомышленники, заполнившие все уровни государства агенты западных стран развалят Россию на сотню враждующих княжеств. Православие будет либо запрещено, либо превращено в ухудшенное подобие современного католичества, когда женщины – священники будут венчать однополые браки, а монашеская деятельность и книги о преображении будут запрещены. Всех, кто будет против, просто убьют за «реакционные воззрения и великорусский шовинизм».

Нет ни одного фактора, который мог бы помешать такому развитию событий, зато у тех, кто жаждет такого сюжета, очень много денег и подготовленных агентов. (Впрочем, вру. Есть такой фактор — иноземное вторжение с целью физического уничтожения русских. Такое обычно заставляет объединяться руководителей и народ. Хотите такого развития событий?

Если мы срочно не преодолеем последствия «ереси запрещения разумности» и не завоюем авторитет в глазах значительной части народа, то нас просто не будет. Ни русского народа, ни русского государства, ни Православия, а потом – как следствие – и вообще никакой цивилизации не останется. В настоящее время только Россия стоит на пути того планового озверения, которое навязывают планете деятели из США и других стран Запада.

Необходимо срочно создавать христианское политическое движение хотя бы для того, чтобы разрушить последствия «ереси запрещения разумности». Ежедневная потребность в диалоге с окружающим неверующим обществом как раз и вызовет к жизни необходимую идеологию, основанную на православии, а затем эта идеология будет воспринята и Церковью как очевидность.

Бог рядом.

***

Публикации идут через одну - сначала о христианстве, потом о том, как строить христианскую политическую партию, затем снова о нюансах духовной или психологической деятельности.