«Поэтому, кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьёт из чаши этой. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30).
Когда мы, христиане, собираемся вокруг стола, чтобы совершить установленную Христом вечерю, наступает торжественный момент воспоминания о смерти Иисуса. Павел пишет: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26). Наши действия при соблюдении этой вечери отражают единство церкви, наше присутствие говорит о полученном нами спасении, а наши размышления возвещают жертвенную смерть Иисуса.
Ранние христиане причащались вечери, собираясь вместе каждый первый день недели (см. Евр. 10:25; 1 Кор. 16:1, 2). Они ели хлеб и пили чашу, и это было одним из элементов их поклонения Богу. Павел, делая замечание коринфянам в 1 Кор. 11, давал понять, что они должны были соблюдать эту вечерю каждое своё регулярное собрание в первый день недели (Деян. 20:7; 1 Кор. 11:20).
Вкушая вечерю, коринфяне соблюдали её не должным образом, что вызвало резкую критику со стороны апостола: «Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий спешит прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:20, 21). В замечании Павла мы видим торжественность события, трагедию извращения вечери и её чрезвычайную важность для духовной жизни христиан. Одно из самых сильных высказываний в Новом Завете о неправильном вкушении вечери находится в 1 Кор. 11:27: «Поэтому, кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней» .
Всем нам следует глубоко задуматься над тем, что предполагает слово «недостойно». Это наречие (анаксиос) определяет, как человек вкушает вечерю, как он ведёт себя. В современных переводах читаем такие варианты: «неподобающим образом» (Современный Перевод; Российское Библейское Общество) и «не придавая этому должного значения» (Международное Библейское Общество). Как же, исходя из контекста, мы можем вкушать вечерю недостойно, неподобающим образом?
С НЕВЕРНОЙ ЦЕЛЬЮ
Мы вкушаем вечерю недостойно, когда делаем это с неверной целью. У вечери одна главная цель: её нужно есть, вспоминая о смерти Господа. Павел учит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьёте чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26). Это возвещать мы можем, только когда вспоминаем Его тело, отданное за нас, и размышляем о Его крови, пролитой за наше прощение.
С НЕВЕРНЫМ ПРИОРИТЕТОМ
Мы вкушаем недостойно, когда имеем неверный приоритет. Свою трапезу любви, совместную физическую еду, коринфские христиане ставили выше Господней вечери. Их сердца были поглощены другими мыслями. Наверняка, именно это Павел имел в виду, когда сказал: «ибо всякий спешит прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:21). Эти христиане шли на поводу собственных аппетитов, личных желаний и эгоизма. Они ели, руководствуясь своим планом, а не Божьим. Такое умонастроение не позволяло им вспоминать смерть Иисуса так, как Он заповедал: с благоговением, глубокомысленно и сосредоточено.
С НЕВЕРНЫМ ВНУТРЕННИМ НАСТРОЕМ
Мы едим и пьём недостойно, когда приходим на вечерю с непокорным сердцем. Господня вечеря позволяет нам показать свою благодарность за то, что Иисус сделал для нас, но это также и акт подчинения водительству Иисуса. Он учредил вечерю. Он причащается её вместе с нами. Когда мы едим и пьём перед Ним, Он получает нашу благодарность за Свою смерть. Ни один послушный христианин не станет сознательно игнорировать эту вечерю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что, согласно контексту, человек вкушает вечерю «недостойно», когда имеет неверную цель, непокорное сердце и когда его мысли заняты чем-то другим.
Во время совершения вечери должен присутствовать момент самоанализа. Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьёт из чаши этой» (1 Кор. 11:28). Причащаясь, мы должны исследовать свои мотивы, намерения и действия, чтобы убедиться, что мы действительно вспоминаем тело и кровь Господа. Если человек вкушает вечерю несерьёзно, легкомысленно и непочтительно, он будет сурово осуждён — «Ибо тот, кто есть и пьёт, навлекает суд на себя, если ест и пьёт недостойно, не признавая значения Тела Господнего» (1 Кор. 11:29; Современный Перевод).