Найти тему

Как сложилась жизнь брата и сестры Фермор, запечатленных на картине Ивана Вишнякова

В Русском музее в Петербурге есть портрет одной девочки. который неизменно останавливает на себе взоры посетителей. Это портрет Сарры Элеоноры Фермор, написанный художником XVIII века Иваном Вишняковым. Милая десятилетняя девочка, несмотря на свой малый возраст, одета в пышное нарядное платье, в какое одевались в те времена взрослые дамы. На ее голове - пудреный парик, опять-таки по моде тех лет. Контраст между живым, естественным выражением лица девочки и искусственной позой и антуражем особенно бросается в глаза.

Иван Вишняков "Портрет Сарры Элеоноры Фермор"
Иван Вишняков "Портрет Сарры Элеоноры Фермор"

Рядом с портретом Сарры висит портрет ее брата Вильгельма. Конечно, пышно одетая девочка привлекает больше внимания, но и мальчик изображен хорошо. Он тоже одет, как взрослый, и его золоченый камзол опять-таки контрастирует с детским личиком.

Оба портрета заказал их отец, граф Виллим Фермор. Семья была шотландского происхождения, но еще во времена Петра I отец Виллима прибыл в Россию и принял здешнее подданство. В те годы Виллим был ребенком, никто не спрашивал его, хочет ли он жить в России. Однако, выросши в русской среде, Фермор хорошо адаптировался к новой родине и сделал тут неплохую карьеру.

Иван Вишняков "Портрет Вильгельма Георга Фермора"
Иван Вишняков "Портрет Вильгельма Георга Фермора"

Он пошел по военной части, дослужился до звания генерал-аншефа, участвовал в военных действиях и лично ковал, так сказать, славу русского оружия. Уйдя в отставку, Виллим Фермор перешел на статскую службу, занимал государственные должности. В общем, ему было грех жаловаться на жизнь. Он женился на Доротее Елизавете Брюс, у четы родилось двое детей - Сарра Элеонора и Вильгельм Георг, портреты которых любящий отец и заказал художнику Вишнякову.

Вишняков приступил к работе в 1749 году, начав писать Сарру. Он старательно изобразил шелковый материал платья, но притягательным центром картины стало лицо девочки, полное дыхания жизни.

А. Антропов "Портрет графа Виллима Фермора"
А. Антропов "Портрет графа Виллима Фермора"

Глядя на портреты брата и сестры Фермор, я всегда гадал, как же сложилась их жизнь? Хотелось, чтобы она у них была долгой и счастливой. Теперь я знаю, что с ними случилось во взрослой жизни. Сарра была красивой и воспитанной девочкой, к тому же из знатной и богатой семьи, так что ее могла ожидать блестящая партия. Глядя на портреты, видишь, что лица обоих детей лучатся от счастья, что им хорошо и комфортно в семье. В них нет забитости, зажатости. Значит, семья была любящая.

Так что вряд ли Сарру выдали бы замуж за того, кто ей не по сердцу. Она вышла замуж в 1765 году за графа Якова Поктуса фон Штенбока. Он был родом из Эстляндии, куда и вернулся - в город Ревель, ныне Таллин. Фон Штенбок был богат, до сих пор сохранился дом, где он жил с Саррой и детьми - а детей было аж девять! В этом дворце сейчас расположена резиденция правительства Эстонии.

Иван Вишняков "Портрет молодого человека"
Иван Вишняков "Портрет молодого человека"

Что касается Вильгельма, то он продолжил дело отца, пошел в военные. Он дослужился до звания бригадира в Преображенском полку. Вильгельм Фермор всю жизнь прожил в России и служил ей, женился на дочери полковника Лудольфа фон Альбрехта. Детей у пары не было. Оба детских портрета висели в их доме, и потом, в 1907 году, семья Альбрехт продала их Русскому музею.

Читайте еще на моем канале:

Новый храм для МГУ: он вообще нужен?!

Если не хотите промазать с подарком, дарите ароматы Paco Rabanne: объясняю, почему