Найти тему

Не всегда новая машина в радость. Север 80 годы прошлого века

Оглавление
Личное фото. Экипаж  БелАЗ–540.
Личное фото. Экипаж БелАЗ–540.

Я боюсь летать на самолётах, хотя налетал много часов, но боюсь, что делать? Я не трус, но я боюсь. Когда мне предложили ехать в Усть-Кут за очередным новым БелАЗ. Я не захотел лететь в самолёте. Сел в машины которые должны сопровождать колону, новых БелАЗ. Дорога была не намного лучше чем дорога к карьеру "Сытыкан". Местами ее вообще не было. Водителями были, Петр и Володя, первый на Урале, а второй на МАЗ топливо заправщике. В Усть-Кут мы приехали когда все БелАЗ были собраны, коллеги постарались и ждали, когда дадут команду перегонять машины по зимнику. На место постоянной прописки. А в чём вопрос? Да нет вопросов, один из БелАЗ был экспериментальным, ГМП на нем имела пять передач, вперёд, и две назад. Мне выпала честь перегонять эту машину, а кто на ней будет работать, решим дома. Что делать? Я сидел и думал, новое есть продолжение старого. Когда все отдыхали, я подошёл к машине на которой мне предстояло преодолеть 2000 км. Машина как машина, ни чего лишнего, вот только что там внутри, я не знал. Приходилось на такой работать, но не долго. Ну что будем знакомиться. Подошёл к машине, поклонился ей.
Спросил, у неё:
– Готова ли она со мной сотрудничать.
БелАЗ ни чего не ответил, он просто стоял не видя ни кого, вокруг. Достав инструменты, я решил проверить состояние моего друга. Благо что погода позволяла это делать, На термометре было всего -10. Сев кабину, я обнял руль, и спросил:
– Что у тебя болит?
Тишина меня просто угнетала.

Личное фото   Знакомимся с машиной.
Личное фото Знакомимся с машиной.

Я решил запустить сердце машины, дизель.
Стартер, толкая новыми аккумуляторами, начал проворачивать, застывшее сердце автомобиля.
С небольшим опозданием дизель заработал, выплёвывая едкий выхлоп солярки.
Мне сразу не понравилось, его дыхание, Двигатель как будто бы задыхался от недостатка кислорода.
Пришлось глушить, ещё не прогретое сердце БелАЗ .
Подняв в верх капоты, это крышки закрывающие нутро двигателя.
Решил помочь моему другу, дышать более уверенно.
И тут меня ждала, не большая проблема, на каждую головку дизеля отдельная крышка, если раньше было, на три цилиндра одна крышка , а здесь по другому.
Взялся, то надо делать!
Ключ на десять, вороток, и дело сдвинулось с места, стало тепло, несмотря на мороз.
Вскрыв крышки, начал подтягивать головки.
Гайки вращались, легко сделав по полтора оборота.
А теперь регулировка клапанов, тщательно проверяя каждый зазор, при этом проворачиваем штанги. Находим две согнутых, это бывает когда, запускается холодный двигатель. Выравниваем.
Закрываем крышки.
Запуск.
Дизель сразу запустился, выплюнув горсть сизого дыма.
Перед этими были сняты ремни с водяного вентилятора..
Теперь под низ, протягиваем карданный вал.
Стопора на штангах. И многое другое.
Можно и в кабину погреться. Прогретый мотор пел словно пчёлка над цветком. Вот мы и готовы отправиться в нелёгкий путь, к алмазным карьерам.
Залит полный бак, прогрета кабина, ремни вентилятора под сиденье.

Фото с Яндекса. Зимник.
Фото с Яндекса. Зимник.

Ну с богом. 1000 км, прошли без замечаний. А потом начались проблемы с ГМП (гидравлическая коробка передач) В Мирный приехал на нервах. Желающих получить эту машину не было. Ты ехал, тебе, на ней и работать. Вот так мы и остались вместе. Люди отдыхали, а я вместо отдыха, промывал клапана ГМП. От Мирного до Айхала мой друг прошёл на одном дыхании. В Айхал влетели как будто бы только с конвейера. Так и хотелось, пробежаться за рудой на "Сытыкан". Но самое сложное было впереди. Лошадь, есть, а наездников нет. Петрович, уже на автобусе, Иван на тягаче. Так и остались мы один на один. Кого нам дадут неизвестно. Ладно, утро вечера мудренее, а сейчас домой к семье. Вручить подарки, обнять жену. Как хорошо спать дома в своей кровати, в обнимку с любимой женщиной. Счастье всегда наступает когда ты, дома, особенно когда тебя там ждут. Проснувшись, отправился в автобазу. Как там мой новый друг, который меня выручал и обогревал на просторах Якутского зимника.
Автобаза -1, встретила меня тишиной. Прохожу в ворота, и сразу направляюсь на консервацию к своему другу. Второй удар для меня был больнее первого, БелАЗ на месте не было. Подхожу к начальнику подогрева товарищу Сах. Его ответ меня обескуражил:
– Что ты от меня хочешь, машины уже распределили и их забрали те, которые на них будут работать.
Сказав ему:
– Что денежная реформа всё равно будет, я поспешил в Белазовский бокс. (Как я был прав в то время, на счёт денег).
Спускаюсь в низ, к ремонтному боксу. Весь забор заставлен машинами, вокруг их снуют люди. А моего красавца невидно. Вот это новость! Захожу в бокс, и сразу натыкаюсь на своего любимца. Возле него кружатся люди, пытаясь, придать ему божеский вид, сварщики усиливают кузов, электрики выносят генератор от дизеля, а всё дело в том что генератор в двигателе ЯМЗ–240 расположен принуждённо от двигателя, и что бы заменить генератор, уходило очень много времени, кто снимал и ставил тот знает. Но дело, не в том, я привык к одним людям, думал что они будут со мной. У машины были совершенно чужие мне люди, просто знакомые, я с ними раньше не работал. Если вы работали в слаженном коллективе, то вы поймёте меня. Я встал в ступор. Что делать?
Главное что на меня ни кто не обратил внимания, я стоял словно ни кому не нужный элемент, а это не входило в мои планы. Постояв столбом, решил пойти к начальнику колонны. Поднимаюсь, по железной лестнице, в кабинет начальника колонны. И здесь сюрприз, тот кого я хотел увидеть просто-напросто отсутствовал, на его месте сидел, совершенно, новый человек, хотя для меня очень хорошо знакомый. Вот так новость, и что дальше?
Молча поворачиваясь и ухожу в курилку. Я не знал что в этот момент мне делать.

Личное фото. Рассада огурцов
Личное фото. Рассада огурцов

Часть II тут

Огурчики в землю просятся.