Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Первый бой кораблей на Великих Озерах. Как это было

В истории есть множество примеров, когда супердержавам давали звонкий щелчок по носу на поле, которое они априори считали своей безраздельной вотчиной, где им не было равных. Такой случай приключился с Великобританией во время войны с Францией за передел Нового Света. Английское королевство можно было по праву назвать супердержавой, т.к. в то время она имела самый большой военный и торговый флот, а кто владеет морем, тот владеет миром.

И так. Июнь 1756 года, первый год Семилетней войны в Европе, где беспокойный прусский король Фридрих II пока еще только готовится оттяпать себе богатую Саксонию, а в Северной Америке уже три года, как схлестнулись в ожесточенной, пограничной войне Франция и Англия.

Англичане медленно, но верно собирают большие силы для решающего удара по Канаде, а французы, верные своему живому темпераменту, предпринимают многочисленные диверсии и набеги, от которых над границей британских колоний стелется дым от сгоревших плантаций и ферм, а вглубь диких лесов полуобнаженные индейские воины, союзники французов, ведут плачущих, бледнолицых пленников.

Однако, французский губернатор Канады де Водрей не только терроризировал мирных колонистов, "чтобы преподать англичанам урок и вызвать у жителей этих Колоний отвращение [к войне], а также заставить их желать восстановления мира", но и деятельно укреплял форты на важных направлениях и обеспечивал безопасность внутренних коммуникаций, важнейшая, из которых шла по Великим Озерам.

Именно по этим внутренним, пресным "морям" шел маршрут из Канады в глубь континента до реки Миссисипи, а по ней к побережью Мексиканского залива, где располагался Новый Орлеан, столица французской Луизианы.

С 1727 года на ю-в берегу оз. Онтарио, почти в самом начале этого маршрута, располагался английский форт Освего, чей гарнизон и флот не только угрожал коммуникациям, но и защищал торговцев пушниной, главных экономических конкурентов Канады, которая сильно зависела от экспорта бобрового меха.

К лету 1756 года и англичане и французы имели на Онтарио по несколько кораблей небольшого водоизмещения (от 20 до 170 тонн). Как сообщала французская разведка:

У англичан есть три шлюпа, примерное вооружение которых состоит из 3-х и 5-ти фунтовых орудий. Они строят еще два, которые, как сообщается, будут вооружены двадцатью орудиями. У нас есть четыре судна, одно из которых ["Маркиз де Водрей"] вмещает двадцать четырех- и шестифунтовых орудия и восемьдесят человек. а другие - сорок человек и десять четырехфунтовиков.

По факту у англичан на озере было 4 боеготовых судна, 2 обычные шхуны" Освего" и "Онтарио" ( в/и 100 тонн, 4 ор. (три 3-х ф. и одно 4-х ф.), 10 вертлюжных пушек (1-1,5 ф.), 45 матросов и солдат) и 2 малые, 14-ти весельные шхуны "Шустрый" и "Джордж" (в/и 20 тонн, 6 вертлюжных пушек, 6 матросов и 8 солдат).

Англичане периодически выходили из Освего на поиск вражеских конвоев, но они скорее искали какую-нибудь одинокую пирогу или бато (лодку), потому что не рисковали вступать в открытый бой с французскими боевыми судами, имевшими превосходство в массе пушечного залпа и команде. Как доносил де Водрей министру ВМФ Франции:

Английские суда неоднократно появлялись на озере Онтарио, а наши, занятые доставкой грузов в ​​Ниагару, не могли их преследовать.

Нужно отметить мастерство французских моряков (озерников?), которые при доставке грузов из форта Фронтенак в форт Ниагара были вынуждены преодолевать противные западные ветры, преобладающие на Онтарио. При этом они всегда рисковали нарваться на заслон англичан, которые бы находились на ветре, т.е. могли выбирать, где и как атаковать конвой французов.

Тем не менее англичане горького поплатились в своем неуемном желании насолить французам на внутренних коммуникациях. Ранним утром 27 июня 1756 года, на траверзе залива Квинти маленькая английская эскадра ("Освего", "Онтарио" и "Шустрый") под командованием командора Бордли заметила, как на горизонте появились какие-то неясные тени. Бордли приказал лечь на курс перехвата неизвестных объектов.

Карта боя при Квинти, 27 мая 1756 года. Реконструкция.
Карта боя при Квинти, 27 мая 1756 года. Реконструкция.

На его беду этими объектами оказалась французская эскадра под командой капитана ла Форса, которая возвращалась из рейса в форт Ниагара. Эскадра состояла из двух крейсеров, "де Водрей" и "Гурон", и двух баркасов "Виктор" и "Луиза". Французы шли с западной, т.е. темной части предрассветного горизонта, к тому же мачты "де Водрея" были выше, чем у любого из англичан. Все это дало ла Форсу достаточно форы, чтобы раньше бриттов определить флаг, численность и силу неизвестных судов.

Французский капитан отдал своим кораблям приказ "поднять на реи все до последней тряпки". На фок-мачте "де Водрея" взвился боевой белый королевский штандарт и французы начали сближение с ничего не подозревающими англичанами. Которые, впрочем, скоро смекнули в какую ловушку они попали. Бродли дал сигнал на разворот и на максимальной скорости устремился к форту Освего под защиту береговой артиллерии.

Французы плотно насели на ненавистных англичан, стреляя из курсовых пушек. Одно из ядер "де Водрея" (единственное результативное за весь бой) повредило такелаж "Шустрого", который не оправдал в тот день свое имя и начал отставать от "Освего" с "Онтарио". Бродли предпочел позорное бегство вместо геройской защиты подбитого товарища и оставил "Шустрого" на милость французов.

27 июня 1756 года. Первый "морской" бой на Великих Озерах. "ДеВодрей" преследует "Освего". Автор Ф.Д.З.
27 июня 1756 года. Первый "морской" бой на Великих Озерах. "ДеВодрей" преследует "Освего". Автор Ф.Д.З.

Баркасы "Луиза" и "Виктор" приняли капитуляцию приза, а "де Водрей" с "Гуроном" продолжили погоню. Губернатор Канады с гордостью докладывал во Францию о действиях корабля-тезки и трусости англичан:

Два наших крейсера продолжали преследование врага, который, увидев, что мы приближаемся, отвязал от кормы свою лодку и выбросил за борт несколько предметов. Напрасно мы стреляли в него из наших носовых орудий, он предпочел не отвечать, занятый исключительно тем, чтобы ускорить свою ретираду. А, когда ветер стих, он выиграл расстояние у наших крейсеров, благодаря большему количеству парусов.
Мы преследовали врага почти до самого Освего, а потом занялись лавированием, пока две наших барки занимались ремонтом захваченного судна, в которое мы попали один раз. Этот приз водоизмещением около 20 тонн, в число трофеев вошли 6 вертлюгов, 12 мушкетов, 6 матросов и 8 солдат.

Так закончилось первое в военной истории столкновение двух морских держав на американских озерах.

В результате, ничтожного по европейским понятиям инцидента, французы нагнали такого страха на моряков Великобритании - "Владычицы Морей", что Бродли не рисковал выходить из Освего до окончания постройки более мощных кораблей. Из-за этого острожного решения англичане прохлопали момент выдвижения французской, 3000-ой армии Монкальма, и поэтому появление противника 11 августа под стенами Освего стало для них полной неожиданностью.

14 августа 1756 года вся английская эскадра (7 кораблей) попала в руки французов в результате успешной осады форты Освего.

Вообще это была интереснейшая военная кампания, которой у нас уделяют достаточно мало внимания, наверное потому что в двух словах ее не описать. Здесь есть все - бои между кораблями на Онтарио, засады индейцев и канадцев на английские речные конвои, осада крепости в европейском стиле, бравая галантность французов, хладнокровная твердость англичан и коварная хитрость индейцев.

К большой радости всех любителей истории франко-индейской войны есть целая книга на русском языке об этой знаменитой осаде. Осаде, которая задумывалась как отвлекающая диверсия с небольшими шансами на успех, а закончилась неожиданным триумфом. Осаде, в которой удалось уговорить участвовать только 250 одомашненных индейцев, а через год под французские знамена, овеянные славной победой у Освего, соберется почти 2000 диких воинов из 20 племен.

Эта книга называется "Английское и французское военно-морское противостояние на озере Онтарио (осада Освего 1756 г.)" за авторством Алексея Стёпкина. Человек он простой и вы легко сможете с ним связаться по вопросу покупки книги на его страничке в ВК - https://vk.com/id11099811 или по электронной почте - mesaic@rambler.ru.

P.S. Не на правах рекламы, а чтобы помочь достойному человеку и единомышленнику, который, также как и я, увлечен историей освоения Северной Америки.