(Enemy Mine, 1985, США)
1980-е - самая крутая творческая пора у германского режиссёра Вольфганга Петерсена.
Выстрелив в 81 году ниэпически мощным шедевром "Подводной лодкой", через три года Петерсен снимает абсолютно не похожую на неё картину: детское приключенческое фэнтези "Бесконечная история". Однако она тоже становится классикой жанра и даже закупается для проката в СССР. Как и следующая картина Вольфганга - на сей раз фантастика для юношества и взрослых "Враг мой"(по одноимённой повести Барри Лонгиера). Который тоже впишет своё имя в зал славы кинофантастики, и пусть в самой Америке он в прокате не блеснул, благодаря ему Петерсен окончательно закрепился на Голливудском Олимпе. Где, хоть и с переменным успехом, но показывал бицепсы вплоть до середины 2000-х ("Троя", "Посейдон").
И вновь в век тотальной компьютеризации было приятно узнать, что она дотянулась и до "Врага моего". Он отреставрирован "цифрой" хорошо и с любовью - даже не припоминаю в его оригинальном виде такой лепоты, что теперь завораживает взор в HD-формате на большом телеэкране.
Конечно, я имею в виду не космические баталии, инопланетные катаклизмы, монстров и прочую движуху - они сработаны на уровне "Звёздные войны" (классическая трилогия) на минималках" и ныне вызывают разве что улыбку.
Я имею в виду труд художников, создавших настолько суровый и мрачный, но в то же время красивый мир планеты Файрин-4. Тот, что после оцифровки буквально заиграл новыми красками и в некоторых "панорамных" сценах от него стало и вовсе глаз не оторвать.
Впрочем, драма, что развернётся с 2092 по 2096 годы на Файрине-4 и в его космических окрестностях, тоже относится к разряду "вечно актуальных" и злободневна по сей день.
Предыстория же её такова.
В ходе экспансии родимой галактики люди столкнулись с уже не выдуманными, а настоящими рептилоидами - цивилизацией так называемых драков. Вдобавок не менее высокоразвитой, поэтому выкупать у них звёздные системы за зеркальца, бусы и старые одеяла не получалось.
Как говорится, не на дураков напали, поэтому волей-неволей пришлось нападать на шибко умных. Более того, ящеры тоже были не прочь отбить у людей ту или иную ценную планетку, из-за чего в галактике там и сям вспыхнули войны. Точь-в-точь как у Джорджа Лукаса, с теми же милыми нашему сердцу звуками в космическом вакууме: "вж-ж-ж-жж!", "пиу-пиу-пиу!" и "ба-бах!".
И вот как-то раз после очередного "пиу-пиу!" один истребитель землян был подбит. После чего его пилот Дэвидж (Деннис Куэйд) совершил аварийную посадку на безлюдную, но пригодную для жизни планету Файрин-4.
И не только он. Туда же плюхнулся на своём горящем истребителе и драк Шиган (Луис Госсет мл.), да ещё неподалёку от места приземления... пардон - прифайринивания человека. А поскольку друг и напарник последнего не пережил жёсткую посадку, разъяренный, аки чёрт, Дэвидж тотчас помчался искать спасшегося врага. Затем чтобы отомстить: пристрелить его... из антикварного "вальтера", даром что у драка имелся под стать эпохе, вполне пиу-пишный бластер.
Но далее не просто "вдруг что-то", а совершенно всё пошло не так.
После драматичной драки драк и дурак-землянин были вынуждены заключить перемирие и стать командой, ведь иначе здесь было не выжить.
Ну а там, где заканчивается размахивание кулаками, сами собой начинаются разговоры о том - о сём, "за мир", "за жизнь", о политике, зарплатах, "Игре престолов" и иных духовных и материальных ценностях. Кроме разве что трёпа о бабах, так как в этом плане общих интересов у человека и гермафродита-ящера не нашлось.
Однако, если вы думаете, что кроме дружбы человека и рептилоида "Врагу моему" больше нечем вас удивить, вы сильно заблуждаетесь. Ибо их и без того удивительной дружбе ещё предстояло пройти жестокое испытание на прочность. Такое, в сравнении с которым все их боевые и выживальщицкие подвиги были лишь цветочками...
***
В общем, один из тех великих фантастических фильмов, где прямо и доходчиво, без лицемерной толерантности и политкорректности, рассказано о расовых предрассудках и их искоренении. Причём рассказано увлекательно, нескучно и с доброй иронией, вызывающей улыбку даже сегодня, когда борьба с расизмом мутировала в нескончаемый фарс. Что становится вдвойне очевидно именно после пересмотра "Врага моего", где такого маразма нет даже в намеках.
А пересмотреть его, особенно после цифровой реставрации, никогда не лишне и не поздно, уж поверьте.