Трудно поверить, что такие вещи происходили.
Героиня повести Панаева «Барышня» (1844 год), наивная дама, переехавшая из провинции в Петербург, тоже не верила.
«…она не могла бы обещать жениху своей дочери и капиталы и деревни в приданое, а после брака объявить, что она покуда, к сожалению, ничего не может дать им… да еще в довершение всего заставить легковерного зятя заплатить за венчальное платье …
Все это казалось Лизавете Ивановне просто несбыточным, и она говорила с свойственным ей простосердечием:
– И верить не хочу, чтоб были на свете такие матери…»
Верь не верь, а такие матери встречались.
В повести Панаева «Провинциальный хлыщ» (1856 год) маменька сломала жизнь дочери в надежде поживиться деньгами зятя.
«– Жена его… – начал я после минуты молчания, – это, по всему видно, отличная женщина… Неужели же она вышла за него по любви?
– Ее полумертвую притащили под венец – вот по какой любви! – прервал меня Скуляков, вспыхнув, – маменька промоталась из барского тщеславия и хотела поправить дочерним браком свои делишки, а Летищев деньгами жены хотел поправить свои. Оказалось, что ни у той, ни у другого ничего не было: теща надула зятя, зять надул тещу… И какие были между ними сцены после этого брака!..»
В этой истории получилось взаимное надувательство.
И ведь ничего не сделаешь, если обманут с приданым! А что можно сделать? Брачный контракт заключить? В России это было не принято.
А хоть и заключишь контракт. Ну и что? Не дадут приданого – и точка. Развенчаться-то уже не получится. И по суду ничего не взыщешь.
Потому что приданого нет. А на «нет» и суда нет.
Да и как требовать? Благородный мужчина на это не пойдёт. Пушкину не только не дали приданого, а ещё и обчистили перед свадьбой на большую сумму. Можно сказать, что он заплатил калым за невесту.
«11. 000 теще, которая непременно хотела, чтобы дочь ее была с приданым – пиши пропало», – жаловался поэт Плетнёву.
Накануне свадьбы тёща вытрясла у поэта ещё тысячу рублей. И пришлось ему венчаться во фраке, который одолжил приятель Нащокин. Хоть на чём-то же надо сэкономить...
Но чаще всё же случилось взаимное надувательство.
Из повести Владимира Соллогуба «Тарантас» (1844 год):
«– Отец невесты отделывает на славу спальню… Он наполняет множество шкапов и сундуков разным тряпьем и хламом, которое, под названием приданого, уносит целый капитал, и, наконец, на другой день после свадьбы дарит новобрачного своим полным доверием.
Он признается с полной откровенностью, что петербургская жизнь дорога… и в заключение объявляет, что надо ожидать его смерти для получения обещанных доходов».
«Немного сконфуженный такой приятной новостью, зять, с своей стороны, сознается в плачевном положении своих дел и потом, через несколько дней, ссорится навек с новым своим семейством»...
Спрашивается, а как жить-то, на какие шиши?
Об этом рассказывается в повести.
«– Я хотел уехать в деревню. Жена не захотела. Она привыкла и по Невскому гулять, и на балы и в театр ездить… Тут, братец, началась для меня настоящая каторга… Иногда жена, разряженная, любезничает в ложе с франтами, а дома дров нет; иногда гости назвались к oбeду, а повар не ставит более в долг провизии и грубят тебе еще вдобавок, и ты не смеешь его выгнать, потому что ему кругом задолжал…»
В общем, дело кончилось разорением, и пришлось из Петербурга уехать, распродав, что можно, и выплатив неотложные долги.
Вот к чему приводил обман в таком важном деле, как женитьба.
Но разве после выхода в свет повестей Соллогуба и Панаева что-то изменилось? Самой собой, нет.
Проходит 30 лет. Уже и моды другие, и нравы. Крепостное право отменили, на поездах стали ездить.
Но если посмотреть фильм по комедии Островского «Бешеные деньги», мы увидим всё то же. Родители невест стремятся надуть женихов, женихи тоже не ведут честной игры.
И только у купцов с приданым всё было чётко. Пересчитают не только денежки, но и всё до последней тряпки. Тут уж не надуешь!
Другие мои статьи близкой тематики:
«Бриллианты напрокат из лавки»… Как дамы 19 века блистали в поддельных драгоценностях.
Была ли английская королева Виктория родоначальницей европейской свадебной моды?
Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.
«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!