Найти тему
15,5K подписчиков

«Куница» вставляет «немецкие зубы»

2K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ…

«Мардеры» (нем. «Куница») с германской 75-мм пушкой Рак.40

Противотанковая 75-мм пушка Рак.40 разрабатывалась с 1938 года – неспешно, «на перспективу: ведь в конце 30-х годов достойных целей для подобного орудия немецкое командование просто не видело. Правда, немцев несколько насторожила встреча во Франции с танками, имевшими противоснарядное бронирование; однако в последующих операциях (Югославия, Греция, Северная Африка) Вермахт вновь сталкивался только с легкой бронетехникой противника. Поэтому работы над Рак.40 не ускорялись.

Толчком для спешного завершения разработки этого орудия стала операция «Барбаросса», показавшая неспособность имеющейся немецкой противотанковой артиллерии бороться с новыми советскими танками Т-34 и KB. Поэтому уже в конце осени 1941 года (еще до завершения испытаний) Рак.40 была официально принята на вооружение Вермахта. Цикл испытаний был окончен в декабре 1941 года, и в январе 1942 пушку запустили в производство; первые серийные Рак.40 поступили в войска в феврале.

Германская 75-мм противотанковая пушка Рак.40
Германская 75-мм противотанковая пушка Рак.40

Так как темой этой статьи являются самоходные противотанковые артиллерийские установки, здесь не будет подробного описания устройства транспортируемого полевого варианта Рак.40. Остановимся лишь на главных боевых качествах этого орудия, важных для его самоходной версии. Пушка Рак.40 имела горизонтальный клиновый полуавтоматический затвор, обеспечивавший скорострельность до 14 выстрелов в минуту. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с осколочной гранатой SprGr массой 5,74 кг, бронебойно-трассирующим PzGr.39 массой 6,8 кг, подкалиберным PzGr.40 (массой 4,1 кг с сердечником из карбида вольфрама) и кумулятивным HL.Gr (массой 4,6 кг) снарядами. Этими снарядами Рак.40 на средних и дальних дистанциях могла успешно поражать все типы танков Красной Армии и ее западных союзников. Так, бронебойный PzGr.39 на дистанции 1000 м пробивал 116-мм броню, a подкалиберный PzGr.40 – 133-мм. Кумулятивный снаряд HL.Gr использовался для борьбы с танками на дистанциях до 600 м, при этом он гарантировано пробивал 90 мм броню.

Благодаря таким качествам Рак.40 стала наиболее удачным и самым массовым противотанковым орудием Вермахта. Перевооружение на Pak.40 всех частей противотанковой артиллерии германской армии началось уже весной 1942; однако из-за огромной потребности в этих пушках, которую немецкая промышленность не могла удовлетворить сразу, оно растянулось почти на год. Лишь к началу 1943 войска были полностью насыщены этим орудием.

Усовершенствованный «Marder» II - версия Ausf. A/B/C/F sf (Sd.Kfz.131)
Усовершенствованный «Marder» II - версия Ausf. A/B/C/F sf (Sd.Kfz.131)

Высокие боевые качества Рак.40 и подходившее к концу количество трофейных пушек Ф-22 стали причинами продолжения уже налаженного производства САУ «Мардер», но теперь с немецким орудием – ведь выпуск самоходных истребителей танков считался в Вермахте приоритетным. В результате поставки Рак.40 на берлинский и пражский заводы, делавшие эти самоходки, были бесперебойными.

Первой наладила производство САУ с Рак.40 берлинская фирма «Алкетт». В июне 1942 она начала выпуск самоходок «Мардер» II (серии Sd.Kfz.131), строившихся на базе танков Pz . Kpfw II Ausf . A / B / C / F . Эти версии имели другую ходовую часть - с пятью подрессоренными опорными и четырьмя поддерживающими катками. Поэтому официально в документах эти САУ имели полное обозначение как « Marder » II Ausf . A / B / C / F sf (Sd.Kfz.131). Новые самоходки получили, наконец-то, высокие броневые рубки, в значительной степени закрывшие экипаж спереди и с боков (но сзади и сверху брони не было).

Истребитель танков «Marder» II Ausf. A/B/C/F sf (Sd.Kfz.131) с 75-мм пушкой Рак.40
Истребитель танков «Marder» II Ausf. A/B/C/F sf (Sd.Kfz.131) с 75-мм пушкой Рак.40

Заводское производство этих самоходок продолжалось до июня 1943 года (затем фирма «Алкетт» перешла на изготовление средних САУ StuG . III ). Но по март 1944 самостоятельной переделкой в САУ ряда списанных танков Pz . II еще занимались некоторые немецкие ремонтные предприятия.

В общей сложности выпуск «Мардер» II серии Sd.Kfz.131 составил 651 машину. Фактически все изготовленные «Куницы-2» серии Sd.Kfz.131 отправлялись на Восточный фронт; в течение 1942-1943 годов они сражались только в России. Однако открытие Второго фронта и появление в Западной Европе британских и американских танков с противоснарядным бронированием заставило немцев в 1944 году перебросить часть своих «Мардеров» во Францию и Италию.

В то время, когда фирма «Алкетт» только разрабатывала «Мардер» серии 131, а «ВММ» еще гнала на фронт своих «Куниц» с советскими трофейными пушками, командование Вермахта подняло вопрос о необходимости создания учебной САУ для подготовки будущих экипажей самоходок. Так как ходовых частей не хватало даже для строительства боевых «Куниц», для учебных «Мардеров» решили использовать шасси имевшихся у немцев в большом количестве трофейных французских боевых машин, захваченных еще в 1940 году. Французская техника эксплуатировалась немцами неохотно из-за ее тихоходности и капризности; однако учебным САУ и не требовались большие скорости и высокая надежность. И уже в конце мая 1942 в производство пошла учебная самоходка на базе французского бронированного тягуча «Лорейн» 37 L , получившая труднопроизносимое обозначение «7,5 cm Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper ( f ), Sd . Kfz .135». В литературе же о германской бронетехнике ее называют «Marder» I (Sd.Kfz.135). Почему именно «I», когда уже существовали «Куницы» II и III – остается загадкой сумрачной тевтонской гениальности…

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ… «Мардеры» (нем. «Куница») с германской 75-мм пушкой Рак.40 Противотанковая 75-мм пушка Рак.-5

«Мардер» I, мощность двигателя которого была всего 70 л.с., развивал не более 34 км/ч; на бездорожье скорость падала вообще катастрофически. Мала была и дальность пробега – всего 135 км по шоссе и 90 км по «грунтовке». Броня тоже была «учебной» - не превышала 5-12 мм. К тому же, так как Рак.40 еще не хватало даже строившимся для фронта машинам, часть ранних «Мардеров» I получила более слабые 50-мм орудия Рак.38. В общем, в спешке была создана САУ, мало годившаяся для боя, но вполне подходившая для обучения новобранцев. Но была в этом убогом создании и полезная «изюминка», сыгравшая большую роль впоследствии. Из-за конструктивных особенностей ходовой части «Лорейн» боевое отделение на «Мардере» I пришлось делать сзади. Оказалось, что это расположение очень удачно. Так совершенно случайно немцы «нащупали» самую рациональную компоновку для легкой артиллерийской установки, которую они затем широко использовали при создании новой бронетехники.

Хотя «Мардеры» I создавались для учебных целей, им тоже пришлось повоевать. Из 170 построенных «французских Куниц» около 40 были отправлены на Восточный фронт – Сталинградская битва буквально пожирала боевую технику, и немцы затыкали образовавшиеся бреши всем, чем могли. Но в России все учебные «Мардеры» погибли буквально за 2-3 месяца… Те же 130 «Мардеров» I, что остались во Франции (немцы предпочитали держать технику иностранного происхождения в местах ее создания – для облегчения обслуживания и ремонта), до лета 1944 занимались рутинным обучением экипажей. А после высадки союзнических войск в Нормандии немцы бросили в бой все силы, в том числе и все «Куницы» I. Там, в Нормандии, почти все учебные самоходки и сгорели под огнем американцев и англичан...

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ… «Мардеры» (нем. «Куница») с германской 75-мм пушкой Рак.40 Противотанковая 75-мм пушка Рак.-6

Пражская фирма «ВММ» при создании новой версии «Мардера» III (серии Sd.Kfz.138) тоже подвергла этот вариант «Куницы» существенной переработке. В качестве ходовой части взяли лишенный башни танк Pz.38(t) Ausf. H, имевший более мощный двигатель (140 л.с. против прежних 125 л.с.). На корпусе самоходки возвели бронированную рубку с вмонтированной пушкой Рак.40. Передний подвижный бронещит пушки толщиной 15 мм перекрывался высокими бортами рубки, доходившими до моторного отделения. Толщина бортов рубки составляла 15 мм. Казенная часть пушки частично перекрывалась сверху 10-мм броневой крышей. Сиденья наводчика и заряжающего в этой машине уже были защищены спереди броней. Расположение рабочих мест механика-водителя и пулеметчика не изменилось, как, впрочем, и компоновка корпуса в целом.

 «Уровень защиты» экипажей вторых серий «Мардеров» немного улучшился
«Уровень защиты» экипажей вторых серий «Мардеров» немного улучшился

Изготовление этой версии с немецкой Рак.40 началось в ноябре 1942 (до этого «ВММ» производила «Мардер» III с трофейной 76,2-мм пушкой, пока эти орудия не закончились). С ноября 1942 по апрель 1943 года было изготовлено 275 новых самоходных установок Sd.Kfz.138 Ausf. H, и еще 176 машин этого типа (по другим сведениям 338) переделано из поврежденных танков Pz.38(t) на ремонтных заводах Вермахта.

Самоходные орудия «Мардер» III Ausf. H начали поступать в противотанковые дивизионы в конце 1942; первой эти САУ получила воевавшая на Восточном фронте моторизованная дивизия «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер». Кроме Восточного фронта «Куницы» 138-й серии воевали также и на Западе. В составе 10-й танковой дивизии - в Тунисе, а в составе 90-й моторизованной - в Италии.

Боевое использование «Мардеров» III Ausf. H очень быстро подтвердило старые недостатки «пражанок», которые так и не были устранены в новой версии. Кроме оставшейся неудовлетворительной защищенности экипажа наиболее важным недостатком был затрудненный доступ к двигателю, над которым располагались места артиллеристов. Для устранения этого дефекта к работам «ВММ» подключились инженеры берлинской фирмы «Алкетт». Берлинцы и пражане, опирались на опыт создании учебной самоходки «Мардер» I .совместными усилиями разработали « Marder » III Ausf . M - новую модификацию САУ, значительно отличавшуюся от предыдущих.

Самым важным в ней стало перераспределение отсеков корпуса машины ради облегчения доступа к двигателю. Отделение управления осталось впереди, но боевое и моторное отделения поменяли местами. Двигатель сдвинули вперед, в центральную часть машины (карданный вал ликвидировали), а боевое отделение заняло всю заднюю часть корпуса.

Слева – стандартное расположение отсеков на танках Pz.38(t) и первых версиях САУ,  справа – перераспределение отделений на новой версии «Marder» III Ausf. M
Слева – стандартное расположение отсеков на танках Pz.38(t) и первых версиях САУ, справа – перераспределение отделений на новой версии «Marder» III Ausf. M

Переработали и корпус самоходки: число клепаных соединений значительно сократили, заменив их сваркой. Значительно уменьшили толщину брони корпуса: лобовой лист стал не 50-мм, а 15-мм; но угол его наклона увеличился до 67° от вертикали; это обеспечивало высокий процент рикошетов при попаданиях легких боеприпасов (попадание крупного снаряда не могла сдержать и 50-мм броня). В передней части корпуса место механика-водителя прикрыли башенкой со смотровым прибором и посадочным люком. Сразу за ним, в крыше моторного отделения сделали широкие люки для доступа к двигателю. Боевое же отделение, занимавшее в новой «Кунице» всю кормовую часть корпуса, прикрыли рубкой коробчатой формы из броневых листов толщиной от 6 до 15 мм. Передвинутый вперед двигатель позволил углубить боевое отделение. Его пол опустился ниже, и теперь артиллеристы были закрыты броней спереди и с бортов полностью, а частично – и сзади: кормовая стенка рубки закрывала отделение до бортов, а для удобства выхода из машины выполнялась откидной на петлях. При этом она занимала горизонтальное положение и в случае необходимости могла использоваться членами орудийного расчета как сиденье.

Компоновка «Marder» III Ausf.M оказалась самой удачной во всем семействе «Куниц». Особенностями конструкции стали  угол наклона лобовой брони, башенка водителя, люки над моторным отделением и просторная боевая рубка с удовлетворительной защитой экипажа
Компоновка «Marder» III Ausf.M оказалась самой удачной во всем семействе «Куниц». Особенностями конструкции стали угол наклона лобовой брони, башенка водителя, люки над моторным отделением и просторная боевая рубка с удовлетворительной защитой экипажа

Установка пушки обеспечивала углы горизонтального наведения до 21° влево и вправо. Вертикальные углы наведения колебались в диапазоне от — 5° до +13°. В походном положении качающаяся часть пушки фиксировалась двумя стопорами: одним — за казенную часть, другим — за ствол. Второй стопор был установлен на крыше отделения управления. Кормовое расположение боевого отделения позволило обеспечить лучшую защиту и облегчить работу расчета, члены которого теперь могли обслуживать орудие стоя. Кроме того, ствол пушки не выступал за габариты машины, что облегчало ей маневрирование в лесу и на городских улицах.

В двух укладках по бортам рубки размещался боекомплект пушки из 27 выстрелов; у правой стенки крепилась радиостанция. Для обороны от пехоты имелся пулемет MG 34. Экипаж сократился до трех человек – водителя и двух артиллеристов. Изменился и двигатель: «Мардер» Ausf . М получил более мощный мотор на 150 л.с. Масса новой машины составила 10,5 т. Максимальная скорость — 46,5 км/ч, запас хода — 198 км.

«Мардер» III Ausf. M выпускались более года и стали самыми многочисленными в семействе «Куниц». С апреля 1943 до июня 1944 промышленность передала Вермахту 975 таких САУ (правда, в некоторых источниках говорится только о 942 Ausf . M ). Производство «Мардеров» на «ВММ» прекратилось в связи с началом выпуска более совершенной самоходки на базе все того же Pz .38( t ) – САУ «Хетцер». Но описание истории создания и боевого применения «Хетцера» требует отдельной статьи…

«Marder» III Ausf.M неизвестной части Восточного фронта. На стволе 11 отметок подбитых танков, на лобовом листе рубки – 4 символа уничтоженных орудий
«Marder» III Ausf.M неизвестной части Восточного фронта. На стволе 11 отметок подбитых танков, на лобовом листе рубки – 4 символа уничтоженных орудий

Самоходки «Мардер» III Ausf. M с лета 1943 до осени 1944 являлись основой противотанковых дивизионов танковых и моторизованных дивизий Вермахта. Именно ими заменяли «выбитые» противником «Куницы» первых серий. По измененным штатам 1943 года противотанковый дивизион (Panzerjager Abteilung) должен был иметь на вооружении своих трех батарей уже по 14 «Мардеров», и еще три «Куницы» - в штабном взводе (итого 45 «Мардеров» в составе дивизиона).

Противотанковые САУ очень активно использовались в боях. Когда дивизия наступала, «Мардеры» в боевых порядках атакующих частей отражали контратаки танков противника, огнем на прямой наводке поддерживая атаки своих танков. В обороне самоходки с замаскированных позиций открывали внезапный огонь с близких дистанций по наступающему противнику, и являлись подвижным противотанковым резервом командира дивизии на танкоопасных направлениях. При отступлении дивизии противотанковые САУ находились в арьергарде, отражая попытки врага нагнать и уничтожить отходящие части. Точно так же действовали и «Куницы» моторизованных дивизий, с той лишь разницей, что они взаимодействовали при этом не с танками, которых в мотодивизии просто не было, а со штурмовыми орудиями.

Эффективность боевой работы «Мардеров» в течение 1943 года была достаточно высокой; однако к началу 1944 огневая мощь и броневая защита советских танков возросли настолько, что «Куницам» все труднее становилось решать противотанковые задачи. И дело было не столько в мощности Рак.40, которая оставалась вполне приемлемой даже в 1945 году, сколько в неустранимых недостатках легкой самоходки: слишком тонкой броне, незащищенности экипажа сверху и сзади, а так же в высоте силуэта «Мардера», делавшей его довольно заметным на местности. В условиях всеобщего отступления и тотального превосходства советских бронетанковых войск Вермахту требовалась более низкая противотанковая самоходка, которую было бы легче прятать на замаскированных позициях, чей экипаж был бы защищен броней со всех сторон. Именно такой машиной и стала легкая противотанковая САУ «Хетцер», начавшая поступать в войска в августе 1944 года. Когда же количество построенных «Хетцеров» стало приемлемым, «Куницы» постепенно начали передавать из танковых и моторизованных дивизий в пехотные, в составе которых «Мардеры» продолжали воевать до самого конца войны.

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ… «Мардеры» (нем. «Куница») с германской 75-мм пушкой Рак.40 Противотанковая 75-мм пушка Рак.-11

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ остается сказать, что почти все версии «Мардеров» можно смело назвать «оружием отчаяния». Ведь они создавались в условиях качественного превосходства бронетехники противника, что стало причиной поспешности в разработке, и максимального упрощения конструкции для быстроты выпуска самоходок. Полевые пушки практически не переделывались - на САУ устанавливалась вся их снятая со станка вращающаяся часть. Изменения танковой основы сводились только к снятию башни и замене ее легкой полуоткрытой рубкой. В итоге получалась недорогая и достаточно простая боевая машина. Правда, компоновка этих «Мардеров» (кроме последней серии «М») была явно неудачной; эти машины трудно назвать полноценными САУ, скорее – «пушками на гусеницах»…

Как арийцы варварам позавидовали: «Куница» с русскими «зубами»

Маленький "Охотник" - надежда Рейха

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.