14,1K подписчиков

Маленький «Охотник» - надежда Рейха

27K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Германская легкая противотанковая САУ «Hetzer»

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что наспех склёпанные легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними задачам. Ведь у противников Германии в большом количестве появлялись новые танки, лучше бронированные и вооруженные. А вот «Мардеры» при достаточно мощном артиллерийском вооружении имели лишь номинальную броневую защиту, недостаточно прикрывавшую экипаж от обстрела противника. Это вызывало неоправданно высокие людские потери, потери, которые все труднее было восполнять такими же хорошо подготовленными артиллеристами. В связи с изменившейся обстановкой немцам требовался новый истребитель танков – компактная, хорошо бронированная самоходная установка с низким силуэтом, которая могла бы легко прятаться на замаскированных позициях для внезапного удара по ничего не подозревающему противнику.

Но именно в это время произошло событие, еще больше усугубившее кризис, возникший в германской самоходной артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация мощной бомбардировкой вывела из строя большинство цехов берлинского завода фирмы «Alkett» - крупнейшего производителя штурмовых орудий. А StuG ’и «Алкетта» были основным артиллерийским самоходным средством войск Вермахта, которое наряду с другими вопросами так же успешно решало и противотанковые задачи. Теперь же в результате успешного авиаудара противника план производства штурмовых орудий для Вермахта на 1944 год оказался под угрозой срыва.. И тогда командование поручило пражской фирме «ВММ», производившей те самые устаревшие истребители танков «Мардер» III , создать новую противотанковую самоходку -недорогую, простую в производстве, но лучше защищенную.

И инженеры фирмы «ВММ», уже с августа по собственной инициативе разрабатывавшие на базе шасси списанного устаревшего легкого танка Pz.38(t) новое самоходное противотанковое орудие, в кратчайшие сроки завершили проект, представив его руководству Вермахта уже в декабре того же 1943 года. Получив одобрение комиссии, пражане быстро изготовили полноразмерный деревянный макет новой САУ, выгодно отличавшейся от «Мардера» III более приземистым и широким корпусом. Так как машина проектировалась полностью бронированной, что неизбежно должно было увеличить вес самоходки, конструкторы отказались от простого использования нижней части танка Pz.38(t) со снятой башней, как то было на «Мардерах». Поэтому ходовая часть будущей САУ была полностью переработана, усилена и расширена; практически у базового танка позаимствовали только трансмиссию и агрегаты ходовой части, корпус же был значительно переделан. Это позволило сделать самоходку более остойчивой и низкой при сохранении приемлемого объема боевого отделения.

САУ «Marder» III ausf.M Sd.Kfz.138 и деревянный макет Jagdpanzer Sd.Kfz.138/2. На фото хорошо видно изменение габаритов в новом истребителе танков.
САУ «Marder» III ausf.M Sd.Kfz.138 и деревянный макет Jagdpanzer Sd.Kfz.138/2. На фото хорошо видно изменение габаритов в новом истребителе танков.

А вот с маркировкой и названием нового истребителя танков сразу же возник «разнобой». Управление вооружений присвоило самоходке традиционно длинное труднопроизносимое название, которое в переводе на русский язык звучит как «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Pak.39 на шасси Pz.38(t)». В танковых же войсках этой САУ присвоили более краткое наименование «Leichte Panzerjager 38(t)» — «легкий танк-истребитель Pz.38(t)». Эта чехарда названий усугубилась присвоением самоходке в ноябре 1944 года нового, более короткого наименования: «Jagdpanzer 38» («истребитель танков 38») и еще - кода «Sd.Kfz.138/2». Конец этой «свистопляске наименований» положил в декабре 1944 года лично Адольф Гитлер, специальным приказом присвоивший машине название «Hetzer». Под этим именем данный истребитель танков и фигурирует сегодня во всей специальной литературе. В ней обычно это название переводится как «охотник», но это потому, что в русском языке трудно найти одно слово, полностью отражающее нюансы немецкого названия. «Хетце» - это травля, псовая охота; соответственно дословно «хетцер» - псарь, человек, занимающийся псовой охотой.

Германская легкая противотанковая САУ «Hetzer» К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что наспех склёпанные легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают...-3

Что же представлял собой «Хетцер» конструктивно? Небольшая приземистая, полностью бронированная безбашеная машина с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным, с большими углами наклона броневых листов. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 60 мм имел наклон под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист - 40°. Бортовые листы в 20 мм располагались под углом 15°, кормовой лист такой же толщины — под углом 40°.

Кроме существенного изменения (по сравнению с предыдущими «Мардерами») корпуса новой самоходки, разработчики фирмы «ВММ» заменили на «Хетцере» и двигатель. Теперь вместо мотора мощностью 125 л.с. на «Хетцере» установили двигатель мощностью 160 л.с. Эти дополнительные «лошадки» позволили при увеличившемся до 16 т весе самоходки сохранить скоростные данные, типичные для более легкого «Мардера» – не менее 42 км/ч по шоссе и 15 км/ч по бездорожью. При испытаниях трофейного «Хетцера» советскими танкистами он вообще развил по проселочной дороге 46,8 км/ч! Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км по шоссе и до 130 км по пересеченной местности.

Экипаж новой САУ размещался теперь не раздельно, как на «Мардере», а вместе – в боевом отделении. Место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины; правее крепилась пушка. За водителем размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса имелись два люка. Одностворчатый люк справа предназначался для командира, двухстворчатый слева - для механика-водителя, наводчика и заряжающего.

Германская легкая противотанковая САУ «Hetzer» К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что наспех склёпанные легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают...-4

Основным вооружением «Хетцера» являлась 75-мм противотанковая пушка Раk.39/2 (длина ствола 48 калибров). Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины (из-за малых размеров легкой самоходки и ее боевого отделения орудие пришлось сместить вправо, чтобы стала возможной посадка в передней части САУ водителя). Поэтому углы наведения пушки оказались несимметричны: 5° влево и до 10° вправо; подъем ствола орудия вверх был возможен до +12°. Но не стоит удивляться столь малому углу подъема – ведь противотанковая самоходка в основном ведет огонь прямой наводкой, и задирать ствол для выстрела на несколько километров ей практически не нужно. Нет, немцы, конечно, не отказались бы от бОльших углов наведения, но ведь такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение вообще впервые в немецком и чехословацком танкостроении! Это стало возможным только благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка. Такая рамка для германских самоходок была разработана еще в начале 1943 г, однако до осени немецкое командование не верило в работоспособность подобной конструкции. Лишь изучение трофейных советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в подобных рамках, убедило военных в преимуществах такой установки. Лишь тогда Управление вооружений согласилось на применение рамки с подвижной бронировкой на «Хетцере» и средних истребителях танков «Jagdpanzer» IV и IV/70; а позднее эта система была установлена и на «Ягдпантере». На всех этих самоходках пушка снаружи прикрывалась бронированной маской типа «свиное рыло».

Пушка Раk.39/2 по конструкции и баллистике была идентична пушкам KwK.40 и StuK.40. Бронебойный снаряд орудия имел начальную скорость 790 м/с, и на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню при угле встречи 30 град. Подкалиберный снаряд Раk.39/2 при начальной скорости 990 м/с на той же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм. На дальности 500 м эти снаряды пробивали 96 и 120 мм брони соответственно.

«Хетцер» раннего выпуска с дульным тормозом на стволе орудия
«Хетцер» раннего выпуска с дульным тормозом на стволе орудия

Вообще-то пушка Раk.39/2 оснащались дульным тормозом; однако в боевых частях его с самоходок обычно демонтировали. Это было типично и для большинства «Хетцеров», и для большинства «Jagdpanzer» IV, имевших то же орудие. Причиной такой «доморощенной модернизации» стало то, что при стрельбе из-за небольшой высоты линии огня работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли. А поднятая бьющими из тормоза в разные стороны газами пыль не только затрудняла прицеливание, но и демаскировала самоходку, что было смертельно опасным для самоходчиков в бою. Именно поэтому вскоре после вступления «Хетцеров» в боевые действия прознавшие об этой проблеме рабочие начали свинчивать дульные тормоза пушек прямо в цехах. Так что с начала осени 1944 года самоходки стали покидать завод уже без дульного тормоза пушки.

Кроме орудия Раk.39/2 самоходка «Хетцер» имела для обороны пулемет MG.42. Он размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer, позволявшей управлять огнем дистанционно, прямо из боевого отделения. Уязвимая казенная часть пулемета была прикрыта бронированным уголковым щитком. Огонь из пулемета вел заряжающий. Боекомплект «Хетцера» составлял 41 выстрел для пушки, и 1200 патронов для пулемета.

Установка пулемета MG.42 на крыше «Хетцера» прикрывалась броневым уголковым щитком
Установка пулемета MG.42 на крыше «Хетцера» прикрывалась броневым уголковым щитком

Крупным недостатком самоходки «Хетцер» было малое количество приборов наблюдения – это было связано с жестким режимом экономии, господствовавшим в Германии на заключительном этапе войны, когда немцы старались строить максимально дешевую технику. В результате команда «Хетцера» могла контролировать обстановку вокруг машины только при открытых люках; при закрытых машина оказывалась почти «слепа» по правому борту. Еще одним серьезным недостатком этой самоходки стало то, что мощное орудие сильно перегрузило носовую часть легкого «Хетцера». В результате первые САУ имели дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8–10 см относительно кормы; это сказывалось на проходимости самоходки и грозило поломкой ходовой части. Для облегчения носа на серийных машинах ранних выпусков обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а на последующих выпусках усилили подвеску передних опорных катков, ликвидировав этот дифферент.

Цех завода фирмы «ВММ». Серийное производство «Хетцеров»
Цех завода фирмы «ВММ». Серийное производство «Хетцеров»

Первые серийные самоходки «Jagdpanzer 38» были выпущены заводом «ВММ» в апреле 1944 года. Но уже очень скоро стало понятно, что производственных мощностей пражского предприятия не хватит для выполнения армейского заказа на постройку за 1944 год 1000 боевых машин этого типа. Поэтому в июле к выпуску «Хетцеров» был подключен завод «Skoda» в Плзене. Но обстановка на фронтах (на востоке советские войска освободили всю оккупированную прежде территорию Советского Союза и вышли за границы СССР, а на западе союзнические войска высадились в Нормандии) заставляла немцев значительно расширять производство самоходок. Командование Вермахта стало требовать от чешских заводов выпуска 1000 САУ уже не в год, а за каждый месяц! Однако скромные производственные мощности «ВММ» и «Шкоды» позволяли им построить за месяц (вместе!) максимум 100-110 «Хетцеров». Самым успешным для чехов стал январь 1945 года, за который они невероятным напряжением сил сумели выпустить 434 «Ягдпанцера 38» (289 «ВММ» и 145 – «Шкода»). А затем начались массовые бомбежки Чехословакии американской авиацией, и темп выпуска боевых машин резко снизился. Например, в апреле из-за этого удалось изготовить только 117 «Хетцеров». Всего же до конца войны (за год производства) заводы «ВММ» и «Шкода» выпустили 2.584 самоходных установки «Хетцер» в противотанковом варианте. Кроме того, на базе этой САУ было изготовлено 20 огнеметных машин «Flammpanzer 38», 30 САУ «Hetzer-Bison» со 150-мм пехотным орудием sIG 33, и более 180 невооруженных БРЭМ (бронированных ремонтно-эвакуационных машин) «Bergepanzer 38». Таким образом, общее число произведенных самоходок этого типа составило 2.827 единиц.

Германская легкая противотанковая САУ «Hetzer» К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что наспех склёпанные легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают...-8

Первыми «Ягдпанцеры 38» получили 731-й и 743-й противотанковые батальоны Резерва Главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung); каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и 3 самоходки в штабе батальона. Эти батальоны вступили в сражения с противником в июле 1944 года; именно тогда новенькие «Хетцеры» прошли боевое крещение (после которого дульные тормоза их пушек и «полетели в корзину»). В августе 1944 года «Хетцеры» начали поступать на вооружение противотанковых рот пехотных и егерских дивизий Вермахта, и войск СС. Кроме того, до конца войны «Ягдпанцерами 38» были вооружены еще несколько сформированных противотанковых батальонов Резерва Главного командования. С начала 1945 стали формироваться отдельные противотанковые взводы и роты «Хетцеров», входившие в импровизированные «соединения отчаяния», создаваемые из сошедших на берег моряков и гражданских людей - ополченцев (фольксштурма). Так же часто эти боевые машины заменяли собой недостающие «Тигры» в отдельных батальонах тяжелых танков.

Фактически почти все выпускавшиеся из цехов «Хетцеры» шли на вооружение Вермахта; в отличие от других образцов техники, истребителями танков немцы с союзниками не делились. Лишь наиболее верная союзница Германии – Венгрия – получила в декабре 1944 – январе 1945 годов 75 «Хетцеров»; да и то, вероятно, только потому, что сражение за Будапешт было жизненно важно для немцев – оно отвлекало значительные силы Красной Армии от наступления на Берлинском направлении. Любопытно так же, что две роты легких истребителей танков этого типа (28 машин) находилось в составе РОА - власовской Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта против Красной Армии.

Кроме сражения за Венгрию САУ «Хетцер» широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также на Западе - во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони и низкому силуэту, эта маленькая боевая машина являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад и быстро менять позицию. Юркий «Ягдпанцер 38» оказался практически идеальным оружием ближнего боя. Обычной тактикой этой самоходки был внезапный удар по противнику с замаскированной позиции, стрельба из-за укрытия, стремительный отход на новую позицию, вновь внезапное появление из-за нового укрытия, точный выстрел, и очередная смена укрытия. Такая тактика в соединении с малыми размерами, хорошей скоростью и камуфлированным покрытием самоходки приводили к тому, что противник терял несколько танков прежде, чем вообще понимал, кто же ему противостоит и откуда идет стрельба. Недаром советские танкисты, не зная названия «Хетцера», дали ему свое прозвище: «Оса».

Германская легкая противотанковая САУ «Hetzer» К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что наспех склёпанные легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают...-9

Немалую роль в успехе этих дуэлей играло бронирование «Хетцера»: экипаж внутри закрытого боевого отделения был надежно укрыт от пуль и осколков, а расположенная под большими углами броня самоходки способствовала рикошетам многих попадающих в машину снарядов. Конечно, удар вражеского снаряда в более тонкий борт или корму становился для «Ягдпанцера» фатальным. Но самоходчики в бою старались не подставлять противнику эти стороны, удерживая врага на лобовых ракурсах. Лобовая же броня «Хетцера», расположенная под большим углом, достаточно хорошо «держала» попадания. Даже мощные 85-мм пушки советских КВ-85 и Т-34-85 рикошетировали при попадании в лоб «Хетцера» вплоть до дистанции в 400 метров, «Охотник» же поражал эти машины с 700. А танки англичан и американцев не пробивали лоб «Хетцера» даже на малых дистанциях, в то время, как «немец» бил их уже на расстоянии около километра! Лишь тяжелый британский «Черчилль» выдерживал на этом расстоянии удары «Ягдпанцера», но и его броня «кололась» с 600 метров…

«Хетцеры» во время немецкого наступления зимой 1944-1945 гг в Арденнах  нанесли союзническим танковым войскам огромный урон
«Хетцеры» во время немецкого наступления зимой 1944-1945 гг в Арденнах нанесли союзническим танковым войскам огромный урон

«Хетцер», признанный сегодня специалистами по бронетехнике лучшей легкой противотанковой самоходкой Второй мировой войны, активно использовался на всех фронтах вплоть до последних дней боёв. Большинство «Ягдпанцеров 38» были брошены на борьбу с мощными танками Красной Армии, представлявшими собой серьезную опасность для Вермахта; для противостояния более уязвимым танкам американцев и англичан привлекалось намного меньше «истребителей». Так, например, на 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС имелось 915 САУ «Хетцер»; из этого числа 827 участвовали в боях: 726 воевали на Восточном, и только 101 — на Западном фронте...

Конец войны. «Хетцеры», брошенные своими экипажами…
Конец войны. «Хетцеры», брошенные своими экипажами…

Как арийцы варварам позавидовали: «Куница» с русскими «зубами»

«Куница»вставляет «немецкие зубы»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.