Многолетние научные исследования показывают: главные факторы проблем на работе — стресс и тревожность. У тревожности может быть множество причин, в том числе личных, но одна из самых серьезных и распространенных непосредственно связана с работой: это непрофессионализм руководства.
Если вы руководитель, вам будет полезно разобраться в том, как ваша речь, поступки, эмоции и реакции влияют на коллектив — даже тогда, когда вы этого не замечаете. Существует пять моделей поведения, которые больше всего влияют на тревожность сотрудников.
Негативные высказывания. Нам часто кажется, что свои эмоции мы передаем в основном невербально — жестами и мимикой. На самом же деле наши истинные чувства и мысли гораздо чаще выдают именно слова. Исследования показывают: чтобы случайно не вызвать у читателя тревогу, следует избегать явно негативных слов (например, ужасный, шокирующий, опасный) и даже стандартных эвфемизмов для них (непростой, проблемный, нежелательный). По сути, единственный критерий для отнесения слова к негативным — воздействие на слушателя или читателя, повышение уровня его тревожности, нервозности, беспокойства.
Странное или сумбурное поведение. Мы часто приветствуем спонтанность и непосредственность как важнейшие факторы креативности и чуть ли не неотъемлемые составляющие свободы. На самом же деле большинство людей стремится по возможности избегать неопределенности и непредсказуемости: ведь и то и другое вызывает тревожность.
Постарайтесь не усложнять лишний раз жизнь ваших подчиненных: не заставляйте их гадать, что вы предпримете дальше. Максимально четко структурируйте совещания и коммуникации, ясно говорите, чего вы ожидаете от каждого, старайтесь ничего не менять и не отменять в последнюю минуту и в целом больше следуйте тем же принципам, которыми вы руководствовались до кризиса.
Резкие скачки настроения. Раздражительные начальники подобны американским горкам: они нравятся лишь любителям пощекотать себе нервы, а у всех остальных провоцируют стресс. Быть лидером — значит уметь справляться с психологическим напряжением. Поэтому старайтесь следить за тем, какое впечатление вы производите, сдерживайте эмоции и сохраняйте лицо перед сотрудниками. Среди приемов, останавливающих эмоциональные качели, можно назвать регулярные практики осознанности, физические упражнения, полноценный сон и внимание к обратной связи, что поможет заметить ненужные срывы.
Излишний пессимизм. Пессимизм считается чуть ли не психологической проблемой. Поэтому, даже если для оптимизма нет поводов, старайтесь воздержаться от откровенно пессимистических суждений. Контролируйте себя, излучайте спокойствие и собранность: это придаст сил вашим подчиненным. Помните, что лидерские навыки не принадлежат вам лично — это ресурс, с помощью которого вы помогаете людям.
Игнорирование чужих эмоций. Не придавать значения чувствам подчиненных — едва ли не самая серьезная ошибка в трудные времена. Это часто случается, когда лидер слишком погружен в собственные переживания. Конечно, разобраться в своих страхах и взять их под контроль очень важно — но не менее важно не разочаровывать людей. Используйте простые приемы: проводите встречи с глазу на глаз, чаще общайтесь с сотрудниками, задавайте открытые вопросы, чтобы получать развернутые ответы, и всегда старайтесь проявлять эмпатию.
Лидер всегда усиливает эмоции коллектива. Действуя разумно, вы поможете коллегам раскрыть потенциал даже в самые скверные времена, а предпринимая неверные шаги, подорвете дух коллектива и помешаете его работе даже в благоприятных условиях.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Томаса Чаморро-Премузика для HBR Россия «Пять способов (не) нервировать сотрудников». Другие материалы о развитии личных качеств и навыков вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru .