Фильм "Золушка" был всего лишь детской сказкой, но в период его создания и выхода на экраны кипели нешуточные страсти. В прошлом году вышла книга мемуаров Янины Жеймо, в которой отдельная глава посвящена работе над ролью в этом фильме.
Фильм должен быть сниматься на киностудии "Ленфильм". Режиссёрами картины были утверждены Михаил Шапиро и Надежда Кошеверова.
Сначала планировалось, что фильм должен быть цветным. Декорации и костюмы планировалось создавать по цветным иллюстрациям известного советского режиссёра и театрального художника Николая Акимова, но фильм всё же сняли в чёрно-белом варианте.
Сценарий был утвержден в конце 1945 года, а съемки происходили в 1946 году. Янина Жеймо не упоминает в книге, кто именно пригласил её на пробы. Она начинает свой рассказ с того, что ей разрешили отдохнуть две недели перед началом предстоящих проб.
Только отдохнуть Янине Жеймо так и не дали. Она уехала в дом отдыха, а на следующее утро за ней прислали машину, чтобы отвезти её на кинопробы. Отказаться не было никакой возможности и ей пришлось ехать. Когда она поинтересовалась у Надежды Кошеверовой, почему ей не дали отдохнуть перед кинопробами, ей ответили, что изменились планы.
Других подробностей не последовало.
В итоге, за ней каждый день приезжала машина и отвозила её на кинопробы. Отдохнуть так и не получилось.
О том, что актриса является не единственным претендентом на эту роль, она узнала совершенно случайно. Когда она приехала на одну из проб, выяснилось, что Золушкино платье удлинили. Костюмерша, увидев её недоуменный взгляд, сказала, что после Вас приезжает ещё одна потенциальная Золушка. Она выше ростом, поэтому платье пришлось удлинить.
Подобная ситуация очень расстроила актрису, она никак не ожидала, что на эту роль пробуется кто-то ещё. Тем более, что она сама постоянно высказывала сомнение, что она подходит для роли Золушки.
Однако автор сценария Евгений Шварц убеждал её, что она будет самой лучшей Золушкой. Создавалась впечатление, что единственный, кто верил в Жеймо, был именно Шварц.
Художница по костюмам напрямую сказала ей, что она совершенно не подходит на эту роль и советовала ей отказаться пока не поздно, однако Янина Жеймо была не тем человеком, который так легко сдается.
Безусловно подобная ситуация выбивала её из колеи, и она в очередной раз позвонила Евгению Шварцу. Тот её в очередной раз утешил, и сказал, что всё будет хорошо.
Пробы закончились через две недели, как раз тогда, когда они должны были начаться.
Фильм должен был сниматься на "Ленфильме", поэтому для утверждения ролей сначала нужно было пройти худсовет именно там. Янина Жеймо очень нервничала в этот день. Совет проходил без посторонних, и трудно было получить какую-то информацию.
Однако добрые люди ей позвонили и сообщили, что директор и худрук студии были против её утверждения на эту роль. Режиссёры фильма Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро воздержались, а остальные были "за".
Якобы Евгений Шварц, выступая на этом худсовете, сказал:
В Советском Союзе много хорошеньких девушек. Но Жеймо у нас одна. Вот почему я люблю писать для неё сценарии.
Только вот в книге Жеймо пишет, что она не слишком уверена, что он говорил именно это, но передали ей именно так.
Худсовет студии не был окончательной инстанцией, и пленки с кинопробами повезли в Москву. Там её кандидатура была единодушно одобрена.
Когда Янина Жеймо впервые встретилась с режиссёрами фильма после их возвращения из Москвы, она поняла, что они не слишком довольны, что её утвердили на эту роль, потому что им очень хотелось видеть в этой роли юную балерину.
Их настроение передалось административной группе фильма, и они строили всяческие козни, чтобы актриса не выдержала и отказалась от работы в картине.
Жеймо пишет, что работалось непросто, но ей помогало хорошее отношение к ней коллег-артистов, а также оператора фильма.
В 1947 году фильм вышел на экраны советских кинотеатров и имел огромный успех. За прошедшие годы фильм дважды восстанавливался. Сначала в 1967 году, а затем в 1981 году. В 2009 году фильм был раскрашен и сейчас можно смотреть оба варианта.
Смотрели фильм "Золушка"? Поделитесь своими впечатлениями.
В статье использованы кадры из фильма "Золушка", а также материалы из книги: Янина Жеймо "Длинный путь от барабанщицы в цирке до Золушки в кино".