О снятии шестой печати святой апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует в конце 6 главы Откровения. Снятие 6 печати происходит у автора после появления всадников Апокалипсиса (Откр.6:1-8), а также после видение душ святых мучеников под алтарем небесным (Откр.6:9).
Согласно Откровению Иоанна, снятие 6 печати с Книги премудрой памяти Божией (которая есть также глубина Божественных судеб) сопровождается многими великими знамениями. Происходит землетрясение, помрачение солнца и луны, падение звезд небесных; а также позорное бегство царей земных, вельмож и богатых в пещеры.
"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор..." (Откр.6:12-15).
На первый взгляд, масштаб бедствий после снятия 6 печати у Иоанна Богослова превышает границы человеческого разумения... Это вам не (плохо растущая кукуруза) пылевые бури из "Интерстеллара", не пожары из "Дела храбрых" и даже не гаснущее светило из "Пекла". Это вселенская катастрофа, в аспекте которой прежняя реальность как бы исчезает (небо свивается, как свиток; земля меняет вид). А богатенькие Буратины, вдруг со страхом начинают кричать горам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле!" (Откр.6:16).
Рядом с таким вселенским бедствием всадники Апокалипсиса на коне рыжем, вороном и бледном (напоминаем, что они не заодно со всадником на белом коне) представляются просто "цветочками". Ведь они скачут все еще в старом, неизмененном мире, где все так ясно и понятно. А после снятой 6 печати вдруг якобы наступает новый, страшный мир...
Если интересна история четырех всадников, которые не вместе, вот ссылка: Четыре всадника Апокалипсиса из будущего - это миф?
Что же выходит, впереди конец света? Нужно сушить сухари? Хм-м...
Начнем с того, с того, что некоторые весьма авторитетные (и лично уважаемые мною) ученые-библеисты (А. П. Лопухин, архиепископ Аверкий (Таушев) и др.), действительно, понимают ужасные природные катаклизмы, описанные в конце 6 главы Откровения, буквально... Например, А. П. Лопухин пишет, что под затмением солнца "нужно разуметь прекращение солнечного света" (А. П. Лопухин. Толковая Библия). В том же ключе мыслит архиепископ Аверкий. Он говорит:
"Снятие шестой печати символизирует те стихийные бедствия и ужасы, которые будут происходить на земле в последний период ее существования непосредственно перед кончиной мира, Вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом" (Аверкий (Таушев), архиепископ. Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова).
Иначе говоря, ряд ученых (не святых отцов) совершенно серьезно полагает, что сразу по снятии шестой печати прежний мир изменится. Изменится так, что уподобится мрачному лунному пейзажу с кратерами... Без солнечного и лунного света, без жизни, без растений, без атмосферы...
Но не противоречит ли это здравому смыслу? Ведь земная экосистема (и человечество вместе с ней), не сможет обойтись без солнца... А ведь нужно еще дожить до снятия 7 печати, которое произойдет в будущем (в 7 главе), и до прихода антихриста, что опять будет в будущем (в 13 главе).
Обратимся к святым отцам (напоминаю, что фишкой канала "Христофор+" является интерпретация Библии в свете святых отцов). У них находим совсем другой взгляд на шестую печать. Они (святые отцы) трактуют изображаемые Иоанном в 6 главе стихийные бедствия не буквально, но символически. И получают при этом другие выводы...
Согласно выводам святых отцов, после снятия 6 печати конца света не будет, ибо ("у света не будет конца..."("Телевизор") у Иоанна речь идет не о событиях будущего, но либо о событиях прошлого, либо настоящего.
Например, прп. Экумений Триккский видит в снятии 6 печати события прошлого. Для него снятие 6 печати - это "крест и смерть Господа, воскресение и вознесение, чаемые всяким творением, умным и плотским, открывшие нам путь новый..." (Экумений Триккский, прп. Комментарий на Откровение). Ибо сразу после распятия тьма была по всей земле (Матф.27:45), а по сме-рти Господа "земля потряслась" (Матф.27:51).
А у свт. Андрея Кесарийского снятие 6 печати - это событие настоящего (понимаемого, как проживаемое сейчас). Свт. Андрей видит изображаемое в конце 6 главы время как "переход от периода гонений ко времени пришествия антихриста" (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис). Иначе говоря, как наше время. У святителя Андрея землетрясение означает "перемену дел"; чернота солнца и кровавый мрак луны указывает на "душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий". А падение звезд экзегет понимает, как закат "звезд" мировой культуры.
Что же касается выражения"небо свилось, как свиток" (а именно оно и есть самое страшное в 6 главе), то и его экзегет понимает не буквально, но образно. Не так, будто бы кто-то большой и сильный возьмет и свернет наше прекрасное голубое небо в трубку... Нет! Но согласно апостолу Павлу, который предупреждал, что"проходит образ мира сего" (1 Кор. 7:31). Небо свивается в свиток именно по этому, символическому образу...
Оно не уничтожается совершенно, но свивается, просто раскрывая новый смысл написанного в Книге премудрой памяти Божией (или книге судеб).
"Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым” (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис).
Иначе говоря, снятие шестой печати совсем не означает устранения прежней земли, на которой существовало (и пока существует) человечество. Оно (снятие) не открывает человечеству "нового неба и новой земли", о которых говорится в 21 главе Откровения (Откр.21:1).
Снятие шестой печати означает откровение о том, том, что проходит образ мира сего (и приближается Царство Небесное). Это снятие есть только перемена (имеем в виду не изменение, но период, промежуток времени), пауза перед снятием седьмой печати (а также перед пришествием антихриста). Цель такой перемены-паузы - сдернуть маски со "звезд"; низвергнуть их с пьедесталов; расставить все точки над "i"...
Посему вздохнем с облегчением: земля не превратится в разбомбленную метеоритами безжизненную лунную поверхность; конца света не будет (пока не пришел и не воцарился антихрист)... Но будем бодрствовать, поскольку не знаем, когда приидет хозяин дома (Матф.24:43).
А что думаете о конце света вы, дорогие читатели? Когда и при каких условиях он настанет (если настанет)? Оставляйте комментарии (если можно, из св. отцов), делитесь впечатлениями, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Каким будет личное имя антихриста? Расшифровка числа 666
Лжепророк Откровения будет, как полковник Моран?
Что станет знаком начала Армагеддона?
Что нас ожидает во время Армагеддона? Армагеддон: конец царства Антихриста.