Найти тему
Navygaming Channel

Крейсер «Богатырь» – дальний разведчик при эскадре

Развитие военно-морского флота России в конце XIX века нельзя назвать системным и продуманным, это был период как больших прорывов и принятия важных решений, так и период серьезных ошибок и промахов, которые в дальнейшем отразились на всей истории государства. Можно точно сказать, что недооценка роли как флота в целом, так и отдельных классов кораблей сыграли свою отрицательную роль в годы русско-японской войны, приведя страну к катастрофическим последствиям в военной и политической сфере.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь»
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь»

В то же время к этому моменту отечественная промышленность уже была способна обеспечить флот кораблями всех классов от эскадренных броненосцев до миноносок и подводных лодок и вооружить их достаточно современными средствами борьбы. Были приняты несколько целевых кораблестроительных программ, закладывались и строились броненосцы и броненосные крейсера, крейсера-разведчики и миноносцы. Однако роль и место флота все еще не в полной мере были ясны, что сказалось на выборе приоритетов в постройке определенных классов кораблей.

К серийной постройке бронепалубных крейсеров российские кораблестроители приступили в конце 90-х годов XIX века. К этому времени эскадры мореходных броненосцев, которые начали формироваться, нуждались в быстроходных крейсерах для разведочно-посыльной службы, для охраны от миноносцев противника, кроме того, идеи крейсерской войны также были еще сильны.

Крейсер 1 ранга «Светлана», один из предшественников «богатырей»
Крейсер 1 ранга «Светлана», один из предшественников «богатырей»

Однако построенные в соответствии с данными требованиями и планами крейсера «Светлана», «Алмаз», а за ними три крейсера типа «Диана» не в полной мере отвечали предъявляемым требованиям, что в последствии и доказала война с Японией 1904-1905 годов. За этими так называемыми «малыми крейсерами» последовали средние бронепалубные крейсера – «Варяг», «Аскольд», а за ними и крейсера типа «Богатырь».

Крейсер «Аскольд» - представитель нового класса крейсеров
Крейсер «Аскольд» - представитель нового класса крейсеров

Задание на проектирование этих крейсеров в соответствии с Программой 1898 года «для нужд Дальнего Востока» предусматривало постройку близких по тактико-техническим характеристикам бронепалубных крейсеров водоизмещением 3 000 т (будущие крейсера типа «Новик») и 6000 т. В данном решении виделось желание получить малые быстроходные разведчики для эскадры и, в случае необходимости, иметь корабли для крейсерской войны. За основу проектов были взяты характеристики крейсеров типа «Диана» и поставлена цель по созданию «универсального корабля». В общем виде задание предполагало отказ от бортовой брони и защиты орудий, принося их в жертву высокой для того времени скорости (до 23 узлов) и значительной дальности плавания (5 000 миль).

Как отмечается в «Истории отечественного судостроения. Том 2»: «…при мощной энергетической установке и более чем 700 т запасов угля, а также внушительном артиллерийском вооружении (двенадцать 152-мм орудий) 6000-тонные крейсера должны были, по видимому, компенсировать недостаток современных броненосных крейсеров. … официально проектируемые крейсера («Варяг», «Аскольд» и крейсера типа «Богатырь») предназначались на роль дальних разведчиков и эскадренных крейсеров более сильных и быстроходных, чем аналогичные японские крейсера английского завода Армстронга».
Крейсер «Эсмеральда» - основоположник «эльсвикских» крейсеров
Крейсер «Эсмеральда» - основоположник «эльсвикских» крейсеров

Основанием для такого выбора был успех, который на «мировой арене» заслужили так называемые «эльсвикские» крейсера, строившиеся в Англии для многих стран, в том числе и для Японии. Именно один из этих крейсеров – чилийский «Эсмеральда» адмирал С.О. Макаров назвал «идеальной боевой машиной» и взял его в качестве прототипа для своего «безбронного судна» водоизмещением 3000 т и вооруженного 2-203-мм и 5-152-мм орудиями.

В то же время к концу XIX века идеи крейсерской войны начали заменяться на иные требования: крейсера теперь должны были способны сражаться в составе эскадры вместе с линейными силами. В этих условиях, как пишет Р.М. Мельников в книге «Крейсер «Очаков»: «…одновременно с новыми броненосцами стали создаваться для эскадренного сражения и новые – эскадренные крейсера серии «Варяг»-«Богатырь». И тот факт, что эти крейсера были только бронепалубными, можно объяснить несомненным влиянием макаровской идеи «безбронного судна». Удивительно, но не только «Богатырь» (крейсер, имеющий неплохую защиту), но и «Варяг», и «Аскольд» по замыслам морского командования в России рассматривались именно как «корабли для эскадренного боя». Видимо, результаты японско-китайской и американо-испанской войн еще были свежи в памяти адмиралов.

Эти довольно спорные и необоснованные на современный взгляд решения обуславливались сложившейся системой управления в Морском министерстве. В этот период будущее флота определялось достаточно бессистемно, на «особых совещаниях», при этом глубокое научное обоснование выбора типа корабля и его характеристик обычно подменялось субъективными, нередко поверхностными мнениями отдельных высших чинов, а случалось, и ничем не обоснованной «волей монарха».

Но в любом случае принятую в России программу «Для нужд Дальнего Востока», включавшую массовую постройку не броненосных, а средних бронепалубных крейсеров, по мнению Р.М. Мельникова, «следует считать не слепым заимствованием … вышедших из моды иностранных образцов, а прямым результатом самобытного развития отечественного судостроения».

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Диана» - несостоявшийся «истребитель торговли», а ведь он мог получить 203-мм орудие!
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Диана» - несостоявшийся «истребитель торговли», а ведь он мог получить 203-мм орудие!

На этапе определения задания на новые крейсера было много споров и о выборе калибра артиллерии. Согласно одному мнению артиллерия крейсера должна быть «увеличена калибром и уменьшена числом», в соответствии с этим предлагались варианты вооружения кораблей орудиями 203-229-мм. В свое время предлагалась установка 203-мм орудий даже на крейсерах типа «Диана». Однако тяжелые 203-мм орудия были приняты для вооружения броненосных крейсеров, а для средних бронепалубных крейсеров главный калибр ограничили 152-мм. По мнению сторонников такого решения 152-мм орудия были легче, дешевле, имели большую живучесть, а главное – были скорострельнее. По расчетам 152-мм орудие за единицу времени было способно обрушить на противника гораздо больше металла, чем медленно стреляющая крупнокалиберная пушка. Оптимальность такого выбора обосновывал и авторитетный специалист в области морской артиллерии – Ф.В. Пестич и военно-морской теоретик Н.Л. Кладо.

В итоге состав вооружения для крейсеров «Варяг», «Аскольд» и серии типа «Богатырь», определенный разработанной МТК в 1898 году «Программой для проектирования крейсера до 6000 т водоизмещения», включал: по 12 скорострельных орудий калибром 152-мм и 75-мм, 6-47-мм (позднее к ним добавили и 37-мм), 6 минных аппаратов, включая два подводных. Артиллерия должна была располагаться в легких и компактных палубных установках. Это стремление максимально облегчить как корпус корабля, так и его артиллерию диктовалось требованием обеспечить кораблю дальность до 5 000 миль и высокую скорость в 23 узла.

Интересно, что корабли планировались с открытыми палубными орудиями, без броневых щитов, что объяснялось как желанием облегчить корабль, так и идеями «безбронного судна». По мнению С.О. Макарова, броневые щиты увеличивали площадь цели и, соответственно, вероятность поражения при разрыве попавшего в щит снаряда. О фугасном воздействии на прислугу орудий вражеских снарядов, которые бы разрывались рядом, в тот период как-то не задумывались.

Эскизный проект 6250-тонного бронепалубного крейсера
Эскизный проект 6250-тонного бронепалубного крейсера

По мнению военно-морского руководства России такие крейсера должны были стать «универсальными кораблями»: обладая достаточной мореходностью могли вести самостоятельное крейсерство, при необходимости сопровождать линейную эскадру и служить при ней разведчиками, а в крайнем случае – выдержать и кратковременную стычку с броненосцами противника. Последний вариант был вполне очевиден, так как постройку новых броненосных крейсеров программа не предполагала, и в дальнейшем русско-японская война подтвердила эти расчеты – новым крейсерам не раз приходилось выполнять задачи за рамками запланированных заданий, в том числе выдерживать бой и с броненосными кораблями.

Понимая необходимость усиления защиты, на новых крейсерах-разведчиках в ходе проектирования и строительства пытались усилить их боевые качества, в первую очередь – защиту. И крейсера типа «Богатырь» получили ее в «максимальном возможном объеме» (на тот момент) и при сохранении заданной высокой скорости имели близкое к оптимальному сочетание наступательных и оборонительных элементов.

Из-за занятости отечественных верфей постройкой кораблей по Программе 1895 года новые бронепалубные крейсера было решено заказать заграничным фирмам, им же и было предложено подготовить собственные проекты.

Чилийский броненосный крейсер «О`Хиггинс»
Чилийский броненосный крейсер «О`Хиггинс»

На рассмотрение в Морской технический комитет (МТК) были представлены проекты 6000-тонного крейсера фирмы «Ансальдо» (Генуя, Италия), 5900-тонного крейсера завода «Германия» фирмы Круппа, фирмы «Шихау» и «Говальдсверке», был представлен на рассмотрение и проект Невского завода. В начале июля 1898 года МТК отдал предпочтение немецкому проекту фирмы Круппа, согласно которому крейсер при водоизмещении 5 900 т имел наибольшую дальность плавания до 6 500 миль и наибольшую толщину бронирования палубы: до 76 мм на скосах и 100 мм над машинными отделениями. Вторым в конкурсе был признан проект «Шихау» с вооружением из 2-203-мм орудий в башнях, 8-152-мм, 4-120-мм и 16-47-мм орудий. Казалось, что решение уже принято, но появился еще один «игрок», и тоже немецкий – 20 июля 1898 года, чуть с опозданием, на рассмотрение МТК поступил эскизный проект крейсера водоизмещением 6250 т, разработанный фирмой «Вулкан» (Германия).

По своему силуэту и конструкции про­ект фирмы «Вулкан» представлял собою уменьшенную копию более крупного трехтрубного и двухбашенного японского броненосного крейсера «Якумо» (водоизмещение 9646 т (нормальное) / 10288 т (полное)), построенного на той же верфи в Штеттине.

Японский броненосный крейсер «Якумо» - «прототип» «богатырей»
Японский броненосный крейсер «Якумо» - «прототип» «богатырей»

Как видно, практичные немцы смогли не только использовать апробированные на «Якумо» технические и конструктивные решения, но и значительно сократить время на разработку своего проекта бронепалубного крейсера, который подошел под требования русского заказчика. В то же время проект «Якумо» имел британские корни – его автором являлся известный конструктор Ф. Уоттс, в свою очередь, прототипом японского корабля послужил построенный для ВМС Чили в 1898 году в Велико­британии броненосный крейсер «О'Хиггинс» (8500 т).

И, как пишет В.П. Заболоцкий в своей монографии «Вся богатырская рать»: «… разработанный проектантами «Вулкана» проект будущего «Богатыря» по праву можно считать оригинальным сочетанием передовой британской конструкторской мысли и германских технологий».

Проект «Вулкана» был допущен на конкурс, и уже 22 сентября на рассмотрение МТК был представлен технический проект фирмы, по результатам которого были высказаны предложения и рекомендации для внесения соответствующих изменений. 1 августа 1898 года Морской техниче­ский комитет начал рассмотрение проекта, признав его в итоге лучшим из всех представленных на конкурс (с оговоркой – при условии устранения высказанных замечаний и приведения ряда позиций проекта в соответствие с нормами русского флота). В то же время свод замечаний по всем разделам проекта составил более 100 пунктов, которые касались широкого круга вопро­сов, что не удивительно, так как технический проект создавался в соответствии с немецкими стандартами и критериями.

Поперечное сечение крейсера «Богатырь» (60 шп) и проекция «Корпус»
Поперечное сечение крейсера «Богатырь» (60 шп) и проекция «Корпус»

К примеру, одним из основных недостатков про­екта стали предложенные немцами котлы Бельвиля, слишком большие и тяжелые для такого корабля и занимавшие на корабле слишком много места. Решением МТК котлы были заменены на 16 более легких водотрубных котлов треугольного типа системы Норманна , для размещения которых даже разрешили увеличить длину корабля на 2 метра . Тем самым «Вулкан» гарантиро­вал предусмотренную подписанным 17 августа контрактом 23-узловую скорость полного хода.

Изменения коснулись и усиления корпуса, улучшения системы автоматического предупреждения крена в случае пробоин, была улучшена вентиляция помещений, система аварийного затопления артиллерийских и минных погребов, усилена защита люков. Кроме боевой рубки для управления кораблем в бою под ней оборудовали центральный пост – дублирующий командный пункт. Также было повышено качество броневой защиты: для стен и траверза боевой рубки, стен башен (120 и 90 мм), подачных труб к ним и лицевой брони казематов 152-мм орудий (85 мм) должна была быть использована закаленная цементированная крупповская броня; для крыш и пола башен (25 мм), элеваторов (60 мм), свесов крыши боевой рубки – никелевая экстрамягкая броня.

МТК также отказался от малокали­берной артиллерии, располагавшейся на тяжелых марсах крейсера, а также предусмотрел ряд других усовершен­ствований. Например, одним из главных требований было повышение скорострельности: 152-мм орудие должно было делать не менее 6 выстрелов в минуту, 75-мм – не менее 12, а 47-мм – не менее 20. В этих целях даже увеличили с 8 до 12 число элеваторов для 152-мм боеприпасов.

Спущен на воду второй крейсер типа «Богатырь» - крейсер 1 ранга «Олег»
Спущен на воду второй крейсер типа «Богатырь» - крейсер 1 ранга «Олег»

Доработка проекта фирмой «Вулкан» продолжалась до конца 1899 года и даже после закладки головного корабля в Штеттине. Надо отметить, что, несмотря на хваленое «немецкое качество», строительство шло не совсем гладко. В те времена обычной практикой была ситуация, когда фирмы после заключения контракта утрачивали свою готовность идти навстречу заказчикам и выполнять новые требования. Здесь сыграла свою роль и медлительность МТК и Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС) России в принятии тех или иных решений, особенно связанных с согласованием сложных технических решений.

В случае с «Богатырем» возникли проблемы с проектированием и заказом брони для двух казематов и башен 152-мм орудий, заменой трехслойной броневой палубы на однослойную, пришлось отказаться от требования МТК забронировать все элеваторные шахты. Задержка с доставкой брони для броневой палубы привела к сдвигу сроков установки набора выше броневой палубы, и в дальнейшем сорвались сроки спуска корабля на воду, установки котлов и машин.

Палуба строящегося "Богатыря"
Палуба строящегося "Богатыря"

По данным Р.М. Мельникова, только на взаимное согласование МТК и фирмой «Вулкан» чертежей казематов 152-мм орудий и утверждением на них спецификаций ушло 16 месяцев, что в итоге привело к увеличению сроков постройки корабля с 24 до 32 месяцев.

Все же основной причиной срыва сроков строительства стала несогласованность действий МТК и фирмы изготовителя при проектировании и строительстве башенных установок. По мнению МТК немецкая сторона должна была спроектировать и установить башни, так сказать, в комплекте – с поворотными столами, механизмами подачи, заряжания и так далее. В свою очередь, фирма «Вулкан» планировала поставить только сами башни с центральными трубами и «куполообразными» крышами. В ходе последующих разбирательств и споров немцы решили использовать башни системы Круппа (по размерам и весу соответствующие башням 152-мм орудий броненосцев типа «Полтава»), однако это бы привело к серьезной перегрузке крейсера. В итоге МТК было принято решение изготовлять башни в России, что и было сделано – башни были спроектированы и изготовлены на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге.

Броненосец «Полтава», его башни для 152-мм орудий могли стать образцом для
башен «Богатыря»
Броненосец «Полтава», его башни для 152-мм орудий могли стать образцом для башен «Богатыря»

Однако полностью избежать строительной перегрузки не удалось – пришлось для компенсации лишнего веса уменьшить толщину верхнего бронирования казематов 152-мм орудий (передние стенки с 85 на 80 мм, задние – с 40 до 35 мм), боевой рубки (передних стен с 150 до 140 мм, задних со 100 до 90 мм) и принять ряд других мер.

В итоге 17 января 1901 года «Богатырь» был благополучно спущен на воду, а в ноябре впервые на «частном заводском испытании» развил скорость 24,33 узла, что в принципе можно было признать успехом. Последующие испытания также показали хорошие результаты.

По данным Р.М. Мельникова: «… при пробегах на мерной миле в Данцигской бухте 7 июня крейсер с перегрузкой 46 т (средняя осадка 6,31 м) показал среднюю скорость 23,45 узла; 9 и 10 июня в течение двух часов 6-часовых испытаний при средней мощности 20 368 л.с. на первом пробеге корабль развил скорость 23.9 узла, а средняя скорость обоих пробегов составила 23,55 уз.».

Испытания артиллерии также были успешны и не выявили серьезных недостатков. Были проведены одиночные и залповые стрельбы в Померанской бухте, в движении на 13-узловом ходу и на «стопе». Успешно действовали и башенные установки Металлического завода (в том числе на максимальном угле возвышения – 19,5 градусов), и система подачи, подъемные и накатные механизмы Обуховского завода, не допустили осечек и снаряды Ижорского завода. К осени 1902 года крейсер завершил все испытания, и 7 октября «Богатырь» прибыл в Кронштадт. В целом новый крейсер оправдал все надежды русских заказчиков и стал отличным приобретением для Российского Императорского флота.

Крейсер «Богатырь» на достройке с установленными орудиями
Крейсер «Богатырь» на достройке с установленными орудиями

Высокая оценка проекта и потребности в крейсерах такого типа послужили основой для решения строить еще несколько крейсеров: один для Балтийского флота и два для Черноморского флота, при этом все крейсера должны были строиться на отечественных верфях. В этих целях с фирмой «Вулкан» одновременно при заключении основного контракта на постройку «Богатыря» было достигнуто соглашение о поставках за дополнительную плату рус­ской стороне проектной документации для организации строительства серии однотипных крейсеров на отечественных заводах.

Постройка серийных крейсеров на заводах в Санкт-Петербурге, Севастополе и Николаеве имела свою специфику, так как требовалось переводить размеры из одной метрической системы в другую, подбирать марки стали и материалы, которые можно было изготовить в стране. Однако добиться точного соответствия было невозможно, и в последующем при строительстве пришлось применять материалы, превышающие исходные по толщине (и значит по весу), что вело к строительной перегрузке и снижению проектной скорости хода. В последующем только крейсер «Кагул» (будущий «Память Меркурия») смог превзойти «Богатыря» по скорости, показав на испытаниях скорость в 24,75 узла, однако испытания проводились без палубной артиллерии.

Крейсер «Богатырь» - дальний эскадренный разведчик
Крейсер «Богатырь» - дальний эскадренный разведчик

Вторым кораблем серии и первым из числа строившихся в России по чертежам «Богатыря» мог стать крейсер «Витязь», для которого приготовили деревянный эллинг на Галерном острове в Санкт-Петербурге. 21 октября 1900 года на стапель были доставлены материалы для днищевых конструкций, а официальная закладка корабля состоялась в присутствии великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича 23 мая 1901 года. Но крейсер с таким именем так и не появился в составе российского флота – 1 июня во время пожара был уничтожен и стапель, и эллинг, и все собранные конструкции, строения и склады.

Вместо погибшего в огне пожара «Витязя» на стапеле в каменном эллинге Нового Адмиралтейства заложили новый крейсер по этому же проекту и с использованием заготовленных и заказанных для «Витязя» материалов и конструкций – им стал крейсер «Олег». Официальная закладка нового корабля состоялась 6 июля 1902 года в присутствии императора Николая II. Для Черноморского флота России предназначались еще два корабля – 27 февраля 1901 года на открытом стапеле Лазаревского адмиралтейства в Севастополе заложили крейсер «Очаков», а 23 августа в крытом эллинге Николаевского адмиралтейства – крейсер «Кагул».

Крейсер «Очаков» на достройке, Севастополь, 1903 год
Крейсер «Очаков» на достройке, Севастополь, 1903 год

Построенные по формально единому проекту крейсера отличались и от головного «Богатыря», и друг от друга. К примеру, корабли отечественной постройки лишились всех надводных минных аппаратов, имели увеличенные подбашенные отделения, бронирование на них получили все 12 элеваторов (на «Богатыре» – только 4), имели улучшенные боевые рубки. Вероятно, одним из самых важных достижений можно считать тот факт, что большинство устройств, машин и механизмов было изготовлено на отечественных заводах, хотя полностью от иностранной помощи не обошлось.

Правильная организация работ и дополнительное финансирование позволило в августе 1903 года спустить на воду крейсер «Олег» и в октябре 1904 года принять в строй российского флота. Интересно, что еще в апреле 1904 года (по данным В.П. Заблоцкого) корабль включили в состав Второй Тихоокеанской эскадры, в составе которой корабль принял участие в Цусимском бою.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Олег» с марками на трубах
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Олег» с марками на трубах

На Черноморском флоте первым кораблем из серии «богатырей» планировали ввести в строй крейсер «Очаков», который по темпам строительства опережал балтийский «Олег». Но этого не случилось – сначала приоритеты в подготовке эскадры для Дальнего Востока, а затем Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 года, в результате которого крейсер, почти завершенный постройкой и приступивший к заводским испытаниям машин и артиллерии, был серьезно поврежден артиллерийским огнем береговых батарей и кораблей ЧФ, нарушили все запланированные сроки. Корабль вступил в строй флота только 10 июня 1909 года, на пять лет позже «Олега», и уже под именем «Кагул».

Корпус крейсера «Кагул» на стапеле крытого эллинга перед спуском на воду,
20 июля 1903 года
Корпус крейсера «Кагул» на стапеле крытого эллинга перед спуском на воду, 20 июля 1903 года

Второй черноморский «богатырь», крейсер «Кагул», строили также не быстро, только через 26 месяцев после его закладки на стапеле крейсер был готов к спуску на воду, 20 мая 1903 года. В состав Черноморского флота крейсер был включен в июле 1908 года, но уже под именем «Память Меркурия».

Крейсер «Богатырь» по завершении постройки, август 1902 года (из
коллекции В.П.Заблоцкого)
Крейсер «Богатырь» по завершении постройки, август 1902 года (из коллекции В.П.Заблоцкого)

Каждый из кораблей серии в ходе своей боевой службы прошел несколько модернизаций и принял участие во многих значимых событиях российской истории – от русско-японской войны до Великой Отечественной, пройдя через огонь войн, восстаний и революций.

В качестве же заключения отметим, что еще в официальном отчете по морскому ведомству за 1897-1901 годы говорилось, что «прикрытый, частью бронированный крейсер «Богатырь», напоминая по виду высокобортный броненосец, и в действительности представляет собой линейный, легко бронированный корабль». Таким образом, крейсера этого типа по праву считались лучшими представителями класса средних бронепалубных крейсеров.

Источники:

Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь» /А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 1/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 3(доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; Катаев, В.И. Крейсер «Варяг» /В.И. Катаев //Морская коллекция, № 3 (51).- 2003.- 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсер «Аскольд» /В.Я. Крестьянинов, С.В.Молодцов // Морская коллекция, № 1 (7).- 1996.- 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.; Хромов, В.В. Крейсер «Олег» /В.В.Хромов //Морская коллекция, № 1 (82) – 2006. – 32 с.