Найти тему
Unknown Pilot

Как выбрать сервоприводы для планера?

Оглавление

►►►►►►►ВИДЕОВЕРСИЯ В КОНЦЕ СТАТЬИ◄◄◄◄◄◄◄◄

Продолжаю подбирать комплектующие для своего планера Volantex ASW28, на этот раз поговорим о сервоприводах.

Фото автора.
Фото автора.

Назначение сервопривода - точно задавать и поддерживать на своем датчике значение, полученное управляющим сигналом (в нашем случае - с аппаратуры управления).

Разберемся для начала, какие типоразмеры сервоприводов бывают и какие нужны для планера ASW28 и ему подобных. Согласно найденной мной классификации, есть 4 основных типоразмера серв:

• Микро: 24мм x 12мм x 24мм, вес: 8-12 г.

• Мини: 30мм x 15мм x 35мм, вес 23-25 г.

• Стандарт: 40мм x 20мм x 37мм, вес: 50-80 г.

• Гигант: 49x25x40 мм, вес 50-90 г.

Для моего планера (и почти для всех похожих) требуются сервы "микро". Их размер может "плавать" в пределах 1-2мм от указанного выше, это нормально.

Помимо этих типоразмеров, для парковых и комнатных моделей есть сервоприводы формата "нано", "пико" и т.д., но их в данном обзоре не учитываем.

С типоразмером определились. На какие характеристики серв стоит обращать внимание при выборе? Приступим.

1. Усилие на валу (момент).

Отражает то, какой вес серва способна поднять и удерживать на качалке, длиной 1 см. Соответственно, единица измерения - кг/см.

Картинка для наглядности. Взято тут: https://www.asutpp.ru/chto-takoe-servoprivod.html
Картинка для наглядности. Взято тут: https://www.asutpp.ru/chto-takoe-servoprivod.html

В режиме покоя этот вес может не превышать массы управляемого элемента самолета - элеронов, руддера и т.д., однако в полёте к массе элемента добавляется вес, создаваемый давлением встречного потока воздуха на управляемый элемент.

Поскольку планер является этаким небесным "тихоходом", сервы не испытывают больших нагрузок и достаточным моментом будет 1 кг/см. Для спортивных самолетов, джетов, на которых выполняются фигуры высшего пилотажа, нагрузка на подвижные элементы возрастает многократно и может достигать 7-8 кг/см.

В сервоприводах EMAX ES08MDII, которые я приобрел для своего планера, момент составляет 1.6-2кг (при напряжении 4.8-6в) - этого хватит с запасом.

Фото автора.
Фото автора.

2. Скорость поворота вала.

Единица измерения - сек/60градусов.

Показывает то, насколько быстро вал с качалкой может повернуться на 60 градусов. Это напрямую будет влиять на скорость, с которой подвижный элемент отклоняется при подаче команды с аппаратуры управления.

Данный показатель, опять же, критичен для спортивных пилотажных моделей. На планере этот параметр отходит на второй план (в разумных пределах). На купленных мной сервах этот показатель равен 0.1-0.12сек/60 градусов.

Фото автора.
Фото автора.

3. Тип сервопривода.

Их два: аналоговый и цифровой.

Цифровые сервы, как правило, в своем названии имеют букву D или слово Digital, а аналоговые - букву А или Analog

Пример сервоприводов одной фирмы: слева цифровой, справа - аналоговый
Пример сервоприводов одной фирмы: слева цифровой, справа - аналоговый

В аналоговом сервоприводе мотором управляет логический чип. В цифровом - микропроцессор. Забегая вперед, скажу, что цифровые сервы лучше. Причин несколько:

  • мотор получает импульсы примерно 300 раз/сек (аналоговый 30-50 раз/сек);
  • начинает движение и "тормозит" быстрее, чем аналоговый;
  • позиционируется более точно;
  • почти нет "мертвой зоны";
  • усилие на валу постоянное;

Конечно, есть и недостатки: высокая цена (на 20-40% выше, чем у аналоговых) и чуть бОльшее энергопотребление засчет более частых импульсов на мотор.

Я приобрёл цифровые сервы, но стоит ли за них переплачивать - каждый решает сам.

4. Материал изготовления шестеренок.

Собственно, здесь возможны 3 варианта:

  • полностью пластиковые шестерни. Например, как у сервоприводов Volantex 9g. Самые дешевые, лёгкие, но и менее надёжные. Это не значит, что их ни в коем случае нельзя покупать. Можно. Но, как минимум, если летаете часто - периодически я бы советовал снимать крышку и делать ревизию состояния шестеренок. Потому что если изношенные шестерни начнут проворачиваться в полёте, сделав самолёт неуправляемым, то потери могут оказаться намного больше, чем стоил бы новый сервопривод;
В таких сервах от Volantex все шестерни пластиковые. Фото с оф.сайта Volantex.
В таких сервах от Volantex все шестерни пластиковые. Фото с оф.сайта Volantex.
  • частично металлические шестерни. Будьте внимательны - почти всегда хитрые китайцы в описании серв пишут "metal gear", но покупатели в отзывах отмечают, что лишь верхние шестерни металлические, а остальные - из пластика. Обманывать, конечно, нехорошо, но в целом такие сервы тоже можно брать. Дело в том, что наибольшее усилие (момент) достигается как раз на верхних шестернях (максимальный момент приходится на шестерню, на которую одевается качалка). Поэтому первые (от мотора) пластиковые шестерни - это допустимо. Некоторые даже считают это преимуществом - меньше вес и меньше шум. По цене они дороже "пластиковых", но дешевле полностью "металлических";
Пример серв, где продавец обещает полностью металлические шестерни, но на деле оказывается вот так. Фото из отзывов на сайте Banggood.
Пример серв, где продавец обещает полностью металлические шестерни, но на деле оказывается вот так. Фото из отзывов на сайте Banggood.
  • полностью металлические шестерни. Именно к такому типу относятся купленные мной EMAX ES08MDII. Максимальная надежность, высокая цена, бОльший вес. Я выбрал для себя этот вариант "на перспективу". В дальнейшем эти сервы можно будет переставить на более серьезную модель (если она будет), и менять их точно не придется.

5. Комплектация.

Позаботьтесь о том, чтобы в комплекте с сервами были качалки и крепёж (болтики), потому что в противном случае поиск подходящих качалок может стать настоящей проблемой, так как разные модели сервоприводов имеют разное количество зубцов на выходном валу.

Как видите, есть достаточно много нюансов, на которые стоит обратить внимание, выбирая сервоприводы для Вашей модели.

Для установки сервы на модель понадобится:

  • сам сервопривод, качалка, крепеж качалки (в комплекте к сервоприводу);
  • тяга, кабанчик, крепление кабанчика, 3-pin кабель для подключения сервы к приемнику (в комплекте с самим самолетом)
Комплект для установки сервопривода на подвижный элемент самолета. Фото автора
Комплект для установки сервопривода на подвижный элемент самолета. Фото автора

Это лишь базовая информация, которая может помочь вам в выборе сервоприводов для своей модели. В дальнейшем, я продолжу делиться своим опытом в выборе других комплектующих для планера, а пока - как и обещал, ссылка на видео: