Найти тему
Даруль Фикр

Предсмертные муки Посланника Аллаха ﷺ

Это Закон Всевышнего Аллаха относительно всех Его рабов без исключения:

«Воистину, ты смертен, и они смертны» [1]

Утром в понедельник двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль одиннадцатого года хиджры Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал проводить утренний намаз с людьми. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыл занавеску, отделявшую комнату Аиши от мечети, посмотрел на людей и улыбнулся. Абу Бакр отошёл назад, решив, что Посланник Аллаха ﷺ хочет выйти на намаз, а люди чуть не перестали совершать его от радости, но Пророк ﷺ знаком велел им продолжать, а потом скрылся в комнате и опустил занавеску. [2]

Люди стали расходится после молитвы, думая, что Посланнику Аллаха ﷺ стало лучше. Однако, как оказалось, это был его прощальный взгляд в сторону своих сподвижников. Пророк ﷺ вернулся в комнату Айши, да будет доволен ею Аллах, она прижала его голову к себе. Она говорила:

«Перед ним находился сосуд (или чаша с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил:
«Нет бога, кроме Аллаха, поистине, смерти (предшествует) агония!» [3]
Увидев, как сильно мучается Посланник Аллаха ﷺ, Фатыма, да будет доволен ею Аллах, воскликнула:
«Какие муки испытывает мой отец!»
На что он сказал:
«После этого дня твой отец уже не будет испытывать никаких мук!» [4]

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, часто говорила:

«К числу благодеяний, (оказанных) мне Аллахом, (относится то, что) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в моём доме и в мой день, покоясь у меня на груди, и то, что (по воле) Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. (Дело в том, что, когда) ко мне зашёл Абдур-Рахман, державший в руке мисвак, я поддерживала Посланника Аллаха ﷺ. Увидев, что (Пророк ﷺ) смотрит (на этот мисвак), я поняла, что он хочет (воспользоваться) им, и спросила: «Взять его для тебя?», и он кивнул головой (в знак согласия). Тогда я взяла его, но оказалось (что пользоваться) им для него трудно, и я спросила: «Размягчить его для тебя?», и он (снова) кивнул головой. Тогда я разжевала его, а (Пророк ﷺ) стал водить ею (по зубам). Перед ним находился сосуд с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил:
«Нет бога, кроме Аллаха, поистине, смерти (предшествует) агония!», а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова «О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе!», пока не умер и рука его не упала». [5]

Разошлась весть о кончине Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, среди людей. В это время Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прискакал на коне из своего дома, находившегося в ас-Сунхе, спешился и вошел в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошел к Айше и подошел к Посланнику Аллаха ﷺ, тело которого, было завернуто в полосатый йеменский плащ. Он открыл лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом воскликнул:

«Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! О Пророк Аллаха, во благе ты живым и мертвым! Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, а ту смерть, которая была тебе суждена, ты уже встретил!» [6]

А потом Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, вышел к людям, к которым обращался Умар, и сказал ему:

«Погоди, о клянущийся! Сядь!», но «Воистину, ты смертен, и они смертны».

Умар отказался садиться. Тогда Абу Бакр вновь велел ему сесть, однако тот не желал садиться. Абу Бакр, увидев, что Умар не замолчал, обратился к людям. Люди, услышав его слова, повернулись к нему и оставили Умара, который, предварительно восхвалив Аллаха, сказал:

- А затем: тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умрет! Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, ты смертен, и они смертны».
Он также сказал:
«Мухаммад не более чем Посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы повернете вспять?! А если кто и повернет вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» [7]

Казалось, что до того, как этот аят прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. Все люди восприняли от него этот аят, и не было таких, кто бы не повторял его. Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот аят, то был поражен словно громом, ноги у меня подкосились, и я упал на землю, ибо только тогда понял, что Пророк ﷺ умер!» [8]

Все передатчики хадисов и ученые единогласны, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в возрасте шестидесяти трех лет, сорок лет из них он прожил до пророчества, тринадцать лет призывал к Всевышнему Аллаху в Мекке, а десять лет прожил в Медине после переселения. Он умер в начале одиннадцатого года. Бухари передал со слов Амра ибн аль-Хариса:

«Скончавшись, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кроме белой мулицы (на которой он ездил), своего оружия и земли (доходы с которой он велел раздавать) в качестве милостыни».

[1] «Аз-Зумар / Толпы», 39:30.

[2] Передали оба шейха.

[3] Передал Бухари в разделе о болезни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о его кончине, а также в книге «смягчение сердец» в разделе «предсмертные агонии» (7/192). Также передали ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ахмад с другим иснадом со словами «О мой Аллах! Помоги мне перенести предсмертную агонию»

Этот хадис является слабым только по этому иснаду. Смысл же хадиса передан Бухари по достоверному иснаду. В случае если хадис имеет два разных иснада, нельзя ограничиваться оценкой только слабого из них, из-за возможной путаницы. Как об этом ов сказано на предыдущей странице, не нужно обращать внимание на незначительную разницу в словах, если случай был один.

[4] Передал Бухари.

[5] Передали Бухари и Муслим, версия Бухари.

[6] Передал Бухари.

[7] «Али Гимран / Семейство Гимрана», 3:144

[8] Передал Ибн Исхак и другие, также, но немного в другой форме, передал Бухари.