Найти тему
VarТехник

Почепму на Т-90М не поставили модуль "Бурлак"?

Оглавление

Как часты Вы слышите слова ОКР «Бурлак»? В последнее время о нём вспоминают редко, но когда появился Т-90МС и Т-80БВМ, только ленивый не говорил о том, насколько «Бурлак» перспективный. И в правду – омская разработка была крайне интересно, но имела ряд проблем.

Начало работы

Первые упоминания об ОКР «Бурлак» появились в 2004 году, кода формировалось техническое задание. После возвращения в строй Т-80БВ, требовалась унификация с более массовыми Т-72 и новыми Т-90. Изначально планировалась простая модернизацию СУО, но во время обсуждения дальнейших работ, была предложена идея о создании единого боевого пространства или боевого модуля.

Он должен был подходить ко всем танкам, обладать модульным бронированием, сварной конструкцией и улучшенной 125 мм пушкой при сохранении диаметра погона. За разработку взялись Омсктрансмаш и УВЗ.

В 2005 году, КБ представили свои проекты на бумаге. Омск презентовал амбициозную разработку с новой ДЗ, панорамным прицелом, дистанционно управляемым пулемётом, двух поточным АЗ (конвейерный в кормовой нише и карусельный в корпусе) и всё это с комплексом активной защиты. УВЗ предложил более скромный проект с той же сварной башней, панорамным прицелом, новой ДЗ, но без модульной брони, КАЗ-а и второго автомата заряжания.

Примечателен тот факт, что Омсктрансмаш объявил меньшую стоимость своего проекта несмотря на большее количество нововведений. Разумеется, в таких условиях Омский проект «получил зелёный свет». ОКР имел шифр «Бурлак» и разрабатывался не на Т-80, как многие могли подумать, а на Т-90.

-3

Конструкция «Бурлака»

ОКР «Бурлак» представлял собой сварную башню пятиугольной формы со съёмным корпусом лобовой брони. Фиксация производилась болтами на бортах. Такая схема позволяла менять повреждённый наполнитель или менять его состав на имеющихся единицах техники, а повышение стойкости пассивных элементов обеспечивали модули динамической защиты. Крыша башни так же покрывалась модулями ДЗ, а круглые люки наводчика и командира заменили прямоугольными без приборов наблюдения. Их роль должны были играть панорамный прицел командира и элементы СУО наводчика. Для ведения огня из зенитного пулемёта без риска для командира, была предусмотрена ЗПУ с модулем по правому борту.

Корма башни примечательна огромной нишей с вышибными панелями, вторым автоматом заряжания и комплексом активной защиты. Вся ниша представляла собой отдельный модуль, который легко подвергался замене, а по бортам на модуле располагались две РЛС с контрбоеприпасами для защиты ОБТ от ударов с фланга.

ОКР "Прорыв-2" и ОКР "Бурлак"
ОКР "Прорыв-2" и ОКР "Бурлак"

Недостатки у конструкции конечно же были… Основная из них – огромный вес. Масса Т-90 с модулем «Бурлак» достигала 50 тонн, плюс башня имела плохой баланс, что негативно сказывалось на погоне и горизонтальном приводе наведения. Для улучшения ситуации требовалось удлинение корпуса на один опорный каток, что привело бы к росту массы до 52 тонн, а простота модернизации сразу «улетучивалась». Проект «Бурлак» закрыли в конце 2009 года, несмотря на колоссальные инвестиции. Кстати – Омсктрансмаш не уложился в заявленную им цену.

Альтернатива

Когда говорят о «Бурлаке» забывают о его главном конкуренте – «Прорыве», который и стал серийным. ОКР от УВЗ имел те же цели – унификация Т-80, Т-72 и Т-90 по средствам создания единой башни. Она имела кормовую нишу, но без автомата заряжания. Панорамный прицел объединили с ЗПУ, а люки остались без серьёзных изменений. Интересен тот факт, что за основу проекта «Прорыв-1» бралась башня от «Бурлака», но с упрощённой нишей, другой компоновкой внешних элементов и кожухом, закрывающим некоторые части борта. Люки не отличались от омского проекта.

Фото модуля «Прорыв-1» сложно найти, но мне удалось раздобыть два кадра. Отличить Омский «Бурлак» от Уральского «Прорыва» можно по динамической защите. Омсктрансмаш использовал ДЗ «Контакт-5» на корпусе, а УВЗ использовал собственную разработку «Реликт». Это если не говорить о разнице в башнях.

«Прорыв-2» найти проще. Наиболее ранние кадры уже показывают колоссальное сходство с Т-90МС и Т-90М, но от бортовых кожухов тогда отказались, а СУО уступала серийному. «Прорыв-3» знают все – ОКР впервые показали в 2011 году и недавно башня пошла в серийное производство. Пока только для новых Т-90М и модернизации Т-90А, но по изначальному ТЗ, «Прорыв-3» предполагается ставить на Т-80БВМ и Т-72Б3.

Кроме сходств «Бурлака» и «Прорыва», хочу отметить сходства компоновки КАЗ-ов на «Бурлаке» и компоновки «Арена-М». На Т-72Б3 отлично видно, что поражающие элементы и РЛС перенесены к корме башни. К тому же, на Т-90М, в теории можно использовать похожую конструкцию, повесив её на кормовую нишу.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.