Найти в Дзене
КиноРаритет

Сравним, какой из двух первых звуковых фильмов лучше - американский или советский

Оглавление

Недавно удивлялся тому, что сатирики журнала «Крокодил» 100 лет назад боялись прихода звука в кино. И вспомнил, что давно уже хотел посмотреть первый звуковой фильм в истории человечества — американский «Певец джаза». И наконец-то посмотрел! А заодно посмотрел ещё разок первый советский звуковой фильм — «Путёвку в жизнь» 1931-го года. И теперь могу сравнивать этих двух первопроходцев по мостику от Великого Немого до Великого Говорящего и даже Поющего.

Когда были сняты эти фильмы?

Великий Немой заговорил незадолго до Великой депрессии. И большая удача для Америки, что «Певец джаза» вышел на экраны США в 1927-м году. Через два года серьёзнейший финансовый кризис привёл к тому, что американцам жизненно необходимо стало отвлечься на что-то от пустых кошельков, закрывающихся банков и стремительно сокращающихся рабочих мест. Звуковое кино с песнями и музыкой стало отличным способом сбежать от невзгод в выдуманный мир и настроиться на более оптимистичный лад.

Постеры первых звуковых фильмов США и СССР.
Постеры первых звуковых фильмов США и СССР.

«Путёвка в жизнь» тоже вышла в не самый лёгкий для страны период. Позади были революции, ужасы гражданской войны, впереди - массовый голод и массовые же репрессии. Первая звуковая фильма не помогала зрителю сбежать от реальности, но давала простой рецепт против этих бед — «трудиться, трудиться и ещё раз трудиться».

К какому жанру принадлежали первые звуковые фильмы?

«Певец джаза» — это не только первый в истории звуковой фильм, но и первый мюзикл. По понятным причинам, до него мюзиклы снимать не могли. И вполне логично, что для первого фильма со звуком выбран был такой сюжет, чтобы можно под завязку наполнить ленту музыкой и песнями (на каком же ещё материале демонстрировать техническую новинку?). Одна из песен на слуху и сейчас.

Фрагмент первого американского звукового фильма «Певец джаза» с канала Xanadude192

В советском фильме «Путёвка в жизнь» тоже много песен и музыки. Но жанр его максимально далёк от жанра мюзикла. Это даже не музыкальное кино! Песни поют беспризорники и бандиты в минуты отдыха от злодеяний. Например, Михаил Жаров исполнил под гитару весёлую песенку «Нас на свете две громилы», которая запомнилась и полюбилась зрителям (явно вопреки замыслу авторов). Так что, правы были сатирики журнала «Крокодил», предсказывавшие, что со звуком в кино придёт «блатняк» — он-таки действительно зазвучал в первом же звуковом советском фильме (жанр которого можно обозначить, как пропагандистская социальная драма).

Фрагмент первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь» с канала Ivan Zemtsov

Сюжеты двух фильмов

У «Певца джаза» очень простой и довольно избитый сюжет. В семье еврейского кантора (то есть, певца псалмов в синагоге) растёт талантливый мальчик с хорошим слухом и красивым голосом. Отец мечтает, что с возрастом сын займёт его место. Но парня привлекает совсем иная музыка. Когда строгий отец, узнав, что сын поёт джаз в кабаках, устраивает отпрыску порку, герой уходит из дома. Он становится известным джазовым певцом и надеется, что успех поможет ему помириться с родителем.

Проблемы с отцами у подростка американского и советского совершенно разные.
Проблемы с отцами у подростка американского и советского совершенно разные.

Сценарий «Путёвки в жизнь» куда более оригинальный и сложносочинённый. В нём рассказывается, как в 20-ые годы была создана трудовая коммуна, в которую набрали беспризорников — детей и подростков, осиротевших после войн и революций. Руководитель коммуны Николай Сергеев перевоспитывает малолетних бандитов трудотерапией и доверительным отношением. Интересно, что в сюжете есть линия трудных взаимоотношений подростка с отцом, словно вторящая сюжету американской киноленты. Один из главных персонажей тоже убегает из дома от отцовского кулака. Его батя запил после смерти жены и срывает досаду на сыне.

Кто были режиссёры первых звуковых фильмов?

«Певца джаза» поставил Алан Кросланд, весьма плодовитый режиссёр. К 41-му году жизни он снял почти семь десятков фильмов! Причём, это не были короткометражки. Наверняка снял бы и ещё столько же, но — увы! — погиб в автоаварии в 1936-м году. «Певец джаза» так и остался самой известной картиной Кросланда. При всей плодовитости, ничего заметного он более не снял.

В американском «Певце джаза» отец мечтает затащить сына в синагогу.
В американском «Певце джаза» отец мечтает затащить сына в синагогу.

У советского кинорежиссёра Николая Экка в фильмографию набирается едва ли 6 картин. Он был экспериментатором и в каждом фильме старался попробовать какое-нибудь технологическое новшество. Помимо первого звукового фильма, он снял и первый в СССР цветной фильм, который назывался «Груня Корнакова». Экспериментировал он и со стерео-изображением (фильм «Человек в зелёной перчатке»).

В советской «Путёвки в жизнь» дети сами рвутся в церковь... где устроена трудовая коммуна.
В советской «Путёвки в жизнь» дети сами рвутся в церковь... где устроена трудовая коммуна.

Стоит сказать, что хоть Экк и прожил 74 года, жизнь эта была очень непростой. На самом деле звали его Юрий Ивакин. Новые имя и фамилию он взял, чтобы скрыть после революции службу в царской армии. В годы сталинских репрессий это обстоятельство вскрылось. У Экка состоялся неприятный разговор в НКВД и хоть карательных мер не последовало, вероятно, с этим была связана длительная творческая пауза: между 1938-м и 1962-м годами Николай Экк фильмов не снимал.

Кто снимался в первых звуковых фильмах?

У «Певца джаза» — единственная звезда. Исполнителя главной роли звали Эл Джолсон (на самом деле — Аса Йоэлсон) и он был выходцем из царской России (да, и тут без «наших» не обошлось). В США он вместе с родителями уехал ещё до революции, со временем стал знаменитым эстрадным артистом и даже долгое время был известен, как «Величайший в мире исполнитель». То есть, в фильме он изображал практически себя и в кадре пел примерно те же песни, что и со сцены. После «Певца джаза» снимался Эл Джолсон не очень много, но почти два десятка кинолент в фильмографию все же добавил.

Мне показалось, что у Эла Джолсона не очень приятная мимика и глуповатое лицо.
Мне показалось, что у Эла Джолсона не очень приятная мимика и глуповатое лицо.

У «Путёвки в жизнь» большой и яркий актёрский состав. Со вступительным словом и послесловием выступал с экрана великий русский театральный актёр Василий Качалов. Роль основателя трудовой коммуны сыграл Николай Баталов. Главгада изобразил упомянутый уже Михаил Жаров (вот ведь богатый актёрский диапазон — от уголовника Жигана до участкового Аниськина!). В небольшом эпизоде мелькнула Рина Зелёная, и это дебютное её появление на киноэкране. Но самый интересный и врезающийся в память образ сыграл мариец Йыван Кырла. Сначала его взяли в массовку, просто изобразить одного из беспризорников. Но Кырла так «беспризорничал», что ему отдали в итоге одну из основных ролей — жуликоватого Мустафы. К сожалению, увидеть этого интересного актёра можно только в ещё одном фильме — в «Наместнике Будды» 1935-го года. Через 2 года был репрессирован и сгинул на уральских рудниках.

Вот так выглядела Рина Зелёная в первое своё появление на экране. А вот Георгия Жжёнова я не разглядел (он играл у Экка одного из беспризорников).
Вот так выглядела Рина Зелёная в первое своё появление на экране. А вот Георгия Жжёнова я не разглядел (он играл у Экка одного из беспризорников).

Как справились с озвучкой?

Американцы использовали очень несовершенный способ для создания первого звукового фильма. Звук просто писался на грампластинку, которую рассылали по кинотеатрам вместе с копией фильма. В кинотеатре звук воспроизводился с граммофона, который включался синхронно с кинопроектором. Такая система называлась «Вайтафон» и — при всём своём несовершенстве —просуществовала до 60-х годов, параллельно с более современными системами кинематографической звукозаписи.

В таком гриме Эл Джолсон выступал и в жизни, теперь это немыслимо.
В таком гриме Эл Джолсон выступал и в жизни, теперь это немыслимо.

В «Певце джаза» звук слышится отменно! Кинематографисты отлично с задачей справились, и разве что в паре сцен, на общих планах можно разглядеть рассинхрон звука и изображения. Но! «Певец джаза» — звуковой фильм лишь частично. Некоторые «комментарии от автора» и даже реплики персонажей подаются по-прежнему титрами. Что довольно странно — почему было не озвучить и их?

В СССР для звукового кинематографа придумали свою технологию под названием «Тагефон». Она была совершенней «Вайтофона» хотя бы потому, что позволяла обходиться без дополнительных носителей и дополнительного оборудования — звук писался на ту же плёнку, что и изображение, проигрывался на том же самом проекторе. Это, помимо прочего, гарантировало идеальную синхронизацию.

Йыван Кырла мог бы стать великим актёром, но судьба его сложилась иначе.
Йыван Кырла мог бы стать великим актёром, но судьба его сложилась иначе.

Звук в «Путёвке» совершенен не всегда. Местами сложно расслышать, что говорит актёр. Вместе с тем, очень интересно при помощи звука создаются эффект толпы или едущего поезда. В советском фильме звук — уже не просто аттракцион, как в фильме американском, но дополнительное и очень мощное выразительное средство.

Кто бережнее относится к своим первым звуковым фильмам?

В интернете не сложно найти «Певца джаза» в идеальном качестве. Изображение чистенькое, без артефактов, идёт гладко, без рывков. Звук такой, словно его записывали вчера, а не 100 лет назад. Все реплики отлично слышно, музыку не перебивают никакие потрескивания или прочие шумы.

Главное украшение «Певца джаза» - актриса Мэй Макэвой.
Главное украшение «Певца джаза» - актриса Мэй Макэвой.

«Певца джаза» регулярно выпускают на разных носителях и даже устраивают повторные показы в кинотеатрах. Например, в 2015-м году его заново прокатили в Польше. По тому же сценарию сняли два ремейка в 1952-м и в 1980-м годах.

Советский фильм реставрировали дважды — в 1957-м году и в 1977-м. Но выглядит он так, словно единственная копия хранилась где-то на чердаке, в пыли и сырости. По всем кадрам пробегают царапины, а изображение местами неприятно подёргивается. Звук тоже далёк от идеала —есть и шипение, и прерывания звуковой дорожки.

У «Путёвки в жизнь» - своя красавица, Мария Антропова.
У «Путёвки в жизнь» - своя красавица, Мария Антропова.

«Путёвку в жизнь» тоже выпускали на видеокассетах и ДВД-дисках, а временами показывают по ТВ (на канале «Культура», в основном). О ремейке и речи быть не может, а одноименный фильм 2014-го года никакого отношения к картине Николая Экка не имеет.

Так, какой же фильм лучше — советский или американский?

Очень не люблю сравнивать фильмы, особенно относящиеся к совершенно разным жанрам. Но в данном случае очевидно, что советская картина в художественном плане сильнее. У неё более гуманистический и социально-важный посыл (почти дословно —«не бей беспризорного вора, а дай ему дело, и он исправится»). Снята «Путёвка в жизнь» более талантливо, с хорошо придуманными и ненавязчиво встроенными изобразительными метафорами. Режиссёр умело держит интригу и органично встраивает юмор в целом трагичное повествование. Ну, и, наконец, в фильме много интересных актёрских работ. Плюс, собственно, звук используется, как художественный приём.

Жизнь актёра Николая Баталова в 37 лет прервал туберкулёз.
Жизнь актёра Николая Баталова в 37 лет прервал туберкулёз.

Для создателей «Певца джаза» звук — всего лишь способ наполнить фильм музыкой, диковинное новшество, с помощью которого можно привлечь в кинотеатры побольше зрителей. Правда, справедливости ради, нужно напомнить, что фильм Алана Кросланда был первым звуковым не только в США, но и вообще в мире. Что делать со звуком, как его использовать, и нужен ли он для кинематографа вообще, никто толком не понимал. Советская картина вышла через 4 года, за которые звуковое кино уже успело прочно обосноваться в мировом кино и уже придумывались способы звуком превратить в выразительное средство.

Как бы там ни было, оба фильма навсегда вписаны в историю кинематографа. Хотя бы просто потому, что они — первые.