Этот стелс-экшен с элементами головоломки не отличается выдающимся геймплеем, он абсолютно линеен, простора для манёвра почти никакого, а у большинства задач есть один-единственный верный путь решения, до которого просто надо додуматься. Додумываться же будет несложно, ибо после пары похожих головоломок решение остальных уже не представляет труда. Закономерный вопрос: отчего же тогда эта игра была так тепло принята игровым сообществом? Постараюсь разобраться.
Первое, что привлекает в "A Plague Tale" - это сеттинг. Средневековая Франция начала столетней войны, объятая бубонной чумой, унёсшей жизни нескольких десятков миллионов людей - это уже сам по себе необычный антураж для игр. Крупных исторических проектов вообще катастрофически не хватает - обычно разработчики уходят в фэнтези с эльфогномами, а тут внезапно такой уровень приземлённости. В самом деле, антураж эпохи передан превосходно - через одежду, убранство, постройки. Причём в игре есть ещё и краткий справочник по всяческим вещам, обычаям и поверьям того времени, информация из которого открывается нам за находку тех или иных предметов. При этом игра не стесняется демонстрировать ужасы эпидемии и войны - горы трупов людей и забитого скота, страдающие от жажды больные, бросающиеся пить воду из полной трупов реки, итоги побоища между французской и английской армиями, свирепость Инквизиции, бессильной против чумы и оттого только усерднее борющейся с якобы разносящими её еретиками.
Что примечательно, игра не смакует этот натурализм, не кичится им, чем грешат многие "мясные" проекты, старающиеся запихнуть в поле зрения побольше оторванных конечностей и выпущенных кишок. Она показывает ровно столько, сколько необходимо, чтобы проникнуться психологическим ужасом происходящего, осознать, насколько страшным было то время и на что готовы были идти люди, обуянные суевериями и паническим страхом перед заразой. На фоне всего этого игрок в силах лишь просто спасать свою жизнь, он не может помочь обречённым, он не может остановить безумие религиозных фанатиков, он вынужден просто наблюдать за страданиями людей со стороны и прилагать все усилия, чтобы не присоединиться к ним. Эта приземлённость, делающая игрока лишь простым человеком в сложных условиях, вынужденного за счёт смекалки и жестокости просто выживать - определяющая черта игры, которая, на мой взгляд, сделала её такой успешной. Ей оказался не нужен хитроумный геймплей и большая свобода действий - их восполняет прекрасно переданный антураж и низведение игрока до статуса простого выживальщика, вынужденного иметь дело с куда более грозным противником и не лезть на рожон, ибо просто взять и надавать им люлей не получится.
Вторая особенность игры - крысы. Здесь авторы всё же позволили себе поступиться реализмом и залезли на поле мистики, приплетя древнюю магию - хотя мне хотелось бы видеть целиком и полностью реалистичный антураж, всё-таки стоит признать, что без крыс игра не получилась бы такой опасной и устрашающей. Эти голодные твари вылезают в тёмное время суток, повергая людей в дикую панику, их полчища сметают и пожирают всё на своём пути, обгладывая и животных, и людей до костей в считанные секунды. Бороться с ними можно лишь светом и отвлечением внимания, на чём и завязана бо́льшая часть головоломок игры. Недовольно пища, они скапливаются у границ освещённого пространства, глядя на тебя своими голодными красными глазками, и ждут, когда ты останешься без источника света, что даст им возможность предаться с тобой гастрономическим удовольствиям, где ты будешь в качестве угощения. Разумеется, в реальности крысы так себя не вели (да и не ведут), и в мире игры их поведение завязано на древнем проклятии. Ну что ж, ради уникального опыта в противостоянии голода и смекалки можно и смириться с таким вопиющим отступлением от реализма.
Ну и третья причина - история игры вращается вокруг детей. В массовой культуре существует негласное табу на изображение детей в ужасающих обстоятельствах, нарушаемое крайне редко и обычно сопровождаемое скандалами - вспомнить хоть игру "This War of Mine", где фигурировали дети в осаждённом городе. "A Plague Tale", подобно TWoM, не стесняется показывать страшные события с точки зрения детей, с их ещё не окрепшей психикой, на которую вываливаются ужасы чумы и войны, человеческая жестокость и необходимость самим прибегать к жестокости, ради того чтобы выжить. Детям приходится совершать ужасные вещи ради выживания, что неизменно сказывается на них. Отважившихся изобразить такое разработчиков остаётся похвалить за смелость.
Само собой, нашёл я в игре и множество недостатков: не выжатый потенциал влияния шокирующих событий на детскую психику, плохое раскрытие многих ключевых персонажей, сведённый к типичному босс-файту против злого злодея финал, невыразительная анимация, которая плохо раскрывает чувства персонажей и особо контрастирует с неплохой актёрской игрой. Конечно, недостатки (как и достоинства) субъективные и отражают лично моё мнение. Я однозначно могу рекомендовать эту игру к прохождению, чтобы не пропускать столь необычный игровой опыт, насладиться крепким антуражем и отношениями между героями, которым в этой сюжетно ориентированной игре уделено особое внимание. И конечно же я настоятельно рекомендую поставить этой статье лайк и поделиться в комментариях вашим собственным мнением об игре и моей работе - разумеется, исключительно положительным.
Сюжет игры:
Обзор продолжения:
Смысл всей дилогии и разбор Амиции де Рун: