Найти тему
Ne_Ballerina

"Золотой век" Самые яркие исполнители.

Приветствую вас, друзья!

Сегодня хочу рассказать о совершенно особенном для меня балете, с которым я и провела уходящую неделю)) Это "Золотой век" Д. Шостаковича.

Но не о первоначальной постановке 1930го в Кировском - наше поколение ее не видело, и не о постановке 2006го в Мариинском, о которой я знаю только, что она была. Непонятно, что это был за балет: либретто написал К. Учитель, хореография - Ноа Гелбера, а дирижером выступил нынешний главный дирижер БТ Туган Сохиев. Действующие лица уже не футболисты и Дива, а Софи, Александр, потом они же в старости и еще ряд персонажей. Участвовали, что, примечательно, Дарья Павленко, Михаил Лобухин, Габриэла Комлева и Сергей Бережной. Я пыталась найти какие-то записи, но спектакль, похоже, канул в лету, показан был всего несколько раз, так что если у вас есть какая-то информация или воспоминания, поделитесь, буду очень рада!

Мне же хочется рассказать о самой удачной, самой главной версии этого балета Шостаковича, той что поставил в Большом Ю.Н. Григорович.

И, шутки ради, предвосхищая каверзные вопросы, скажу, что эту постановку я считаю полностью московской)))

История любви Риты, танцующей в варьете, и молодого комсомольца, рыбака Борис, которые в каком-то смысле Ромео и Джульетта своего времени, а речь идет о 1920-х, периоде НЭПа. Рита - отголосок прежней России, Борис - абсолютно человек нового времени. (Если нужно подробное либретто, можете тут прочитать, не буду сюда копировать, да и можно его где угодно найти).

Итак, Юрий Григорович поставил свой балет в 1982 году (Шостакович его уже не увидел), вместе с И. Гликманом они написали совершенно новое либретто, в котором есть все - любовный треугольник, реалии раннего советского периода - агитбригады, физкультура, молодежные театры, комсомольские праздники. Ресторан-варьете "Золотой век", в котором исполняются популярные в тот период танцы, кипят страсти и проворачиваются темные делишки. Марина Тимофеевна Семенова, кстати, так и говорила, что этот балет совершенно точно про ее молодость. Действительно, эпоха передана блестяще, и тут, я считаю, равнозначный вклад композитора, художника и хореографа. Агитационные лозунги громко звучат в музыке Шостаковича, лаконичные декорации и костюмы проработаны до мельчайших деталей и одного взгляда достаточно, чтоб понять, в каком времени мы оказались, а как хореограф изображает коллективную зарядку!

Н. Капцова. Стоп-кадр
Н. Капцова. Стоп-кадр

Я всегда с удовольствием рассматриваю и надписи на декорациях, и все костюмы. Красные косынки, комбинезончики у рыбаков, штанишки клеш, платье и прическа Люськи, наряды у публики в варьете, брюки с пряжкой и обтягивающая черная одежда Яшки, а от Бориса в белых штанах и "футболке" вообще дух захватывает, а какая у него хореография! Сплошные круги и диагонали, бесчисленные прыжки, размах! Ухх)))

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича»:

Столь сложного, многообразного жанрового соединения в одном спектакле искусство Григоровича еще не знало. Комические, открыто гротесковые сцены, действительно вызывающие смех, что в серьезном искусстве балета почти немыслимо. И рядом – больше лирические адажио, пленяющие строгой классической линией. <...> И тут же – пласты героического, исполненного патетики танца. <...> Григорович пошел на смелое соединение гротеска и лирики, сатиры и патетики на основе классического языка и в рамках авантюрного сюжета. <...>

Книга эта у меня на полке, в ней немало интересного, хоть написана она не самым простым языком, там анализ всех произведений Григоровича.

Когда речь заходит о "Золотом веке" я рекомендую смотреть две вещи, два состава. 1983го и 2016го. Это все стопроцентные попадания и мастерское исполнение.

Вот первое:

Запись 1983 года: Наталия Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедиминас Таранда и Владимир Деревянко. Здесь также можно разглядеть молодого Юрия Ветрова, Василия Ворохобко, Сергея Радченко, Юрия Папко. В танго участвует сестра Наталии Игоревны Татьяна Бессмертнова. В общем все лучшие артисты того периода.

Исполнителей за все годы было, конечно, много - обо всех не расскажешь.

Людмила Семеняка в образе Риты-Марго
Людмила Семеняка в образе Риты-Марго

Самые яркие и любимые Риты - Наталья Бессмертнова, Алла Михальченко, Людмила Семеняка, Нина Капцова.

Люськи - Татьяна Голикова, Мария Аллаш, Екатерина Крысанова, которую как по мне - никто не превзошел.

Яшки - конечно же Гедиминас Таранда! Мне также понравился Артем Овчаренко, Михаил Лобухин. Но если Таранда обаятельный, наглый, притягательный, то в Яшке Лобухина - агрессия, мощь злость, сила. Такого забоишься.

Конферансье - мне очень нравится первый исполнитель Владимир Деревянко, он один такой в своем роде. Хороши Геннадий Янин, Вячеслав Лопатин, им этот образ очень идет. Танцевал это и Николай Цискаридзе в свои первые годы в БТ, но в его конферансье больше достоинства, величия, а вообще-то эта партия изначально идет в некоторое противопоставление Яшке. Яшка - король, он выше всех в этом мире маргиналов. У него лучшее шоу, лучшая партнерша, он главарь банды, и всюду в авторитете и ведет себя соответсвенно, с достоинством. У конферансье же пошленькие шуточки, то что он "ниже" Яшки видно и по этакой "придурковатой" хореографии. И Деревянко это передал лучше всех! Мне же очень нравится канкан! Такая красота!

А Борисы.. В 80е роль делили могучий, темпераментный Ирек Мухамедов и романтичный, легкий Юрий Васюченко. Это были разные Борисы, каждый по-своему интересен. Я конечно же любила и люблю Мухамедова, на которого вообще спокойно не могу смотреть!)) Его Борис неистовый, непреклонный, решительный. Он победитель, герой. И на пути к цели его не остановит ничто и никто.

Что касается современных исполнителей этой партии - только Руслан Скворцов!

У спектакля было несколько возобновлений, последнее - 13 октября 2016 г. И вот тут самый, имхо, удачный состав нашего времени:

  • Дирижёр Павел Клиничев
  • Рита - Ниночка Капцова
  • Бориса - Руслан Скворцов
  • Яшка - Михаил Лобухин
  • Люська - Екатерина Крысанова
  • Конферансье - Вячеслав Лопатин

Сделана качественная запись, и пару лет назад я ходила на трансляцию этого балета в кинотеатр. Смотреть это на огромном экране, в первом ряду было непередаваемым удовольствием! Видеть крупным планом глаза, эмоции, руки..

И ведь еще недавно я смотрела это на ютубе, скачала себе. И было много интересных отрывков в доступе, а сегодня стала искать, и вот поди ж ты - подчистили все, следа не оставили! Зачем это удалять.. Ну кому плохо будет, если вы посмотрите! Буду следить, если вдруг всплывет, добавлю сюда непременно!

Почему я считаю этот состав самым удачным? Во-первых, мне очень близка трактовка роли Риты у Нины Капцовой, которая не только превосходно танцует, но и очень много работает над образами своих героинь. В ее Рите столько боли, муки, страха... Встретив Бориса, она осознает, насколько несчастна, осознает, что приносит ему неприятности, боится за него, стыдится себя, своего образа жизни. Во втором танго она, в отличие от Бессмертновой, уже не улыбается. Это танец через преодоление. Как она проходит через сцену, как ей все постыло, а вырваться невозможно. И зрители варьете видят роковую страсть, в то время как между танцующими происходит нешуточная борьба.

Борис Руслана Скворцова невероятно живой, трогательный. Как он передает влюбленность своего героя, как машет рукой и бросается за ней после знакомства. У него глаза горят, он весь светится! Ну и техническая составляющая у Руслана Васильевича на высоте. Взлеты и приземления, вращения, все сделано, все наполнено смыслом, у него иначе и быть не может.

фото из сети
фото из сети

Я вообще большая поклонница дуэта Капцова-Скворцов - между этими артистами всегда невероятное взаимопонимание, энергетика, любовь. Они станцованы, и оба настоящие мастера! Посмотрите, на эти руки.. Сильные, но такие красивые руки Руслана! Как он смотрит на свою партнершу, как она отзывается на каждое его действие.

фото из сети
фото из сети

Этот Борис - идеалист и романтик, отчаянный и великодушный, но в то же время смелый и непоколебимый. Вот он необычайно рад снова видеть Риту, смотрит на нее с такой любовью, и тут же закрывает ее собой перед Яшкой, и глаза его уже мечут молнии!

Вообще, от дуэтов Риты и Бориса можно и заскучать. Потому что опять, как это часто происходит у Григоровича - положительные персонажи бледнее, а их хореография, (и даже музыка) однообразна. У Риты и Бориса три адажио, два из которых вообще неразличимы. Третье можно отличить по милейшему рыбацкому комбинезончику Бори)) Но если смотреть Бессмертнову и Мухамедова, Нину и Руслана - ни о какой скуке речь не идет. Здесь трепет, обожание, боль, радость любви.

Танго - какой же шедевр! Нина и Михаил.

Екатерина Крысанова. Не только необычайно одаренная балерина, но и талантливая актриса, которая может изобразить что угодно, в ее лице всегда гамма эмоций. Эта Люська совершенная технически, игрива, красива, а еще она жесткая, и от нее исходит настоящая опасность.

Еще мне было интересно посмотреть запись 1994 года с дирижером Альгисом Жюрайтисом. Исполнители, которых мало где в общем-то увидишь: Рита - Инна Петрова, Борис - Марк Перетокин (как-то я даже не знала, что он это исполнял), Яшка - Алексей Поповченко, а Люська - Мария Былова.

Но, честно говоря, в этом составе нет и доли того шарма, что мы видим у Бессмертновой, Мухамедова, Таранды, Крысановой, Скворцова..

Выступление в Афинах в 1988 году, Алла Михальченко и Ирек Мухамедов:

А здесь можно увидеть Павла Дмитриченко в роли Яшки, в котрой он был хорош. Это с юбилея Ю. Григоровича, транслировали по одному из каналов. Рита - Нина Капцова, Люська - Виктория Литвинова, Борис - Руслан Скворцов, а конферансье, если не ошибаюсь, Геннадий Янин.

Я видела, наверное, все, что есть по "ЗВ" в сети, смотрела трансляцию в кино, много читала и слушала. Для себя я четко определила любимых исполнителей - Рита - Капцова, Борис - Мухамедов и Скворцов, Люська - Крысанова, Яшка - Таранда. Превзойдет ли их кто-то в моих глазах? Не думаю, но и не зарекаюсь))) Хотела бы я увидеть живую постановку? В 2016-м да, безусловно! Но в БТ этот балет уже, кажется, сезона четыре не показывали, а это слишком долгое время, хоть он и значится в репертуаре, при желании показать его уже надо будет снова восстанавливать. Как это сделают - вопрос. И зная нынешние составы, думаю, мечта побывать на этом спектакле так и останется мечтой, хотя кто знает. А вдруг дадут исполнить, тем кто сделал это лучше всего и кто по-прежнему может это сделать! Вот тогда я многое отдам, чтоб это лицезреть!

Пересматриваю этот балет периодически, и столько во мне отзывается.. И на музыку, и на либретто. Надеюсь, понравится и вам! Благодарю за внимание!