Функционирование двигателя происходит за счет постоянного сжигания топливно-воздушной смеси. Если воздух подается в камеру сгорания непосредственно через дроссельную заслонку, то с горючим все несколько сложнее. В целях обеспечения безопасности установка резервуара в непосредственной близости к ДВС невозможна. Бак закрепляют под днищем в районе багажного отсека. Следовательно, горючее необходимо доставить к топливной рампе, где форсунки осуществляют его впрыск. С этой целью предусмотрен топливный насос, располагающийся в баке (погружной) или рядом с ним (выносной). Сегодня все устанавливаемы механизмы являются электрическими, хотя раньше активно использовались механические устройства.
Функционирование насоса
Срабатывание устройства происходит за счет подачи электроэнергии от АКБ. Отметим, что функционирование насоса начинается при включении зажигания, так как для старта ДВС уже необходима топливно-воздушная смесь. В большинстве бензиновых ДВС используется один насос, расположенный в баке. Дизельным моделям необходимо два устройства – насос в баке (низкого давления) и насос рядом с топливной рампой (насос высокого давления). Конечно, такая система является более сложной и дорогостоящей в обслуживании и ремонте.
Типы насосов:
- Вакуумные (схожи по конструкции с механическими, но оснащены электроприводом)
- Роликовые (движение топлива осуществляется за счет работы роликов)
- Шестеренчатые (всасывание и нагнетание топлива происходит благодаря работе шестерни-ротора)
- Центробежные (от всасывающего к нагнетательному каналу топливо подается через рабочее колесо)
- Плунжерные (пары плунжеров приводятся в действие кулачковым валом)
Выбор конкретного устройства происходит отталкиваясь от особенностей функционирования ДВС, а также всей топливной системы.
Неисправности
Отказ в срабатывании топливного насоса приведет к невозможности запустить двигатель. Однако мгновенный выход из строя этого механизма происходит достаточно редко. Более распространена ситуация, когда его характеристики постепенно снижаются, что приводит к затруднению эксплуатации автомобиля. При этом зачастую на приборной панели не возникает никаких индикаторов неисправностей. Это, безусловно, затрудняет диагностику неполадок, особенно, если проблема только начинает проявляться.
Возможные признаки наличия неполадок:
- Проблемы с запуском ДВС
- Снижение мощностных показателей автомобиля
- Двигатель периодически глохнет
- Ухудшение динамических характеристик
Если речь идет не о ТНВД, неисправный насос меняют в сборе, так как он не подлежит ремонту.
Диагностика и ремонт
При выявлении вышеперечисленных симптомов следует обратиться в сервис. Отметим, что с поездкой к мастерам не стоит затягивать, так как ситуация непременно будет усугубляться. Например, если автомобиль периодически заводится со 2-3 раза, то впоследствии ДВС вовсе может перестать запускаться. Диагностика насоса проводится путем подключения к системе измерительного прибора. Если давление не соответствует норме, то следует для начала заменить фильтры, а затем, если ситуация не изменится, заменить сам насос. При этом важно выбирать оригинальные механизмы или продукты проверенных производителей. В противном случае обеспечить стабильную работу ДВС будет невозможно.