Всем привет!
Не хотел писать по этому поводу, но, как говорится, наболело… Не так давно я впервые, вызвав такси и увидев, в каком техническом состоянии приехал автомобиль, отменил поездку и был вынужден отказаться от использования тарифа «эконом».
Поэтому в данной статье хотелось бы поднять вопрос о наличии кризиса в сфере услуг такси. Наверное, не всем такая точка зрения понравится, но я считаю, что уровень оплаты труда должен напрямую коррелировать со сложностью работы и её социальной значимостью. Если корреляция нарушается, механизм прекращает правильно функционировать.
Например, почему профессия программиста сейчас является одной из самых высокооплачиваемых в мире? Ну, во-первых, сейчас бурное развитие информационных технологий, которые постоянно требуют увеличение штата работников, а сами задачи, которые возникают, всё более и более сложные. Однако в эту профессию нельзя зайти с нулевыми знаниями. Нужно отучиться в университете, причем учеба – очень сложна. Например, в своё время у нас в группе на 1 курс поступило 29 человек. Закончили университет и получили диплом о высшем образовании с квалификацией «программист» всего лишь 8 человек. Поэтому этот факт является косвенной гарантией того, что человек, который приходит в эту профессию – достаточно подготовлен к тяжелому интеллектуальному труду, который, тем не менее, очень хорошо оплачивается.
Что происходит в сфере услуг такси? Во-первых, порог вхождения в эту профессию околонулевой. Нужны лишь права категории B, а также двух (или трёхлетний, здесь не уверен точно) летний водительский стаж. Что происходит, когда профессия становится массовой и не требует особой квалификации? Она оплачивается дешево. Это законы рынка…
Я никогда не скрывал, что живу в провинциальном городе. И в нашем городе с такси ситуация, я бы сказал, неутешительная. Стоимость поездки в такси стремительно приближается к стоимости проезда в маршрутке. Не верите? Специально поднял отчеты, которые присылались мне на почту, и вот какая грустная статистика получилась:
Синей заливкой я пометил поездки, которые были сделаны либо в час пик, либо из отдаленных районов. Их не нужно рассматривать в общем тренде изменений. По всем остальным данным можно констатировать, что удельная стоимость проезда в такси снизилась с примерно 20 рублей в 2018 году до 16-17 рублей в 2020 году. Хотя это совершенно противоестественный процесс, т.к. в 2020 году содержание автомобиля значимо дороже – возросли цены на бензин, на прохождение тех. обслуживания, мойку и т.п.
Если смотреть на эту ситуацию исключительно с потребительской позиции, то вроде бы всё отлично – чем дешевле, тем доступнее автомобиль, а не душная маршрутка. Но здесь не всё так гладко. Ведь логично, что таксист должен заниматься своей работой не только для того, чтобы пассажир мог с комфортом уехать по своим делам, а еще и зарабатывать этой работой на жизнь. Альтруистов ведь среди них нет?
Условия труда водителя такси и затраты на аренду автомобиля и эксплуатационные расходы
Давайте я постараюсь прикинуть, сколько может заработать в нашем городе таксист, если будут выполняться следующие сценарные условия:
- автомобиль Volkswagen Polo берется в аренду у таксопарка, стоимость аренды составляет 1500 рублей в день, стоимость заправки автомобиля бензином ложиться на плечи водителя
- водитель зарегистрирован в качестве самозанятого, его рабочий день составляет 10 часов с часовым перерывом на обед (рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается 19 часов вечера), в месяц у водителя 4 дня выходных, иначе говоря – у него шестидневная рабочая неделя
- перед каждым новым рабочим днём автомобиль должен быть вымыт, эта процедура также ложится на плечи водителя
Эффективность работы водителя за один рабочий день
Далее нужно определиться с тем, сколько заказов успеет водитель такси выполнить за рабочий день, какой будет километраж пробега, сколько будет израсходовано бензина. По средним показателям один заказ характеризуется:
- Средняя длительность поездки – 20 минут
- Средний пробег за одну поездку – 11 километров
- Средний заработок за одну поездку – 212 рублей
- Средняя скорость в поездке – 33 км/ч
Честно сказать, я не знаю, какая комиссия взымается агрегатором, предположим, что 18%. Таким образом, на руки водитель за поездку получит 165 рублей 36 копеек (округлил в большую сторону) после вычета подоходного налога 4% как самозанятый. Также надо понимать, что по месту прибытия пассажира водитель новый заказ получает не моментально, а на это тратится некоторое время. Поэтому, как мне кажется, логичным было бы допустить, что за час водитель сможет выполнить две поездки. Тогда за рабочую смену он выполнит 20 поездок, проедет 220 километров и заработает 3 тысячи 480 рублей.
Однако обязательно нужно учесть и эксплуатационные расходы. Они выражаются, например, в необходимости помыть перед сменой автомобиль – пусть это будет, например, 200 рублей. Также нужно оплатить бензин, который будет израсходован во время смены. Напомню, что средняя скорость автомобиля составляет 33 км/ч, как я недавно Вам приводил расчёты о топливной экономичности двигателя CWVA EA 211, при такой средней скорости средний расход топлива составляет 7,5 литров на 100 км пути. Расчёты свёл в таблицу:
Как видите, «чистый» заработок (после всех эксплуатационных затрат и выплаты налогов) составил 808 рублей 90 копеек. И за 24 рабочих дня водитель такси заработает 19 тысяч 413 рублей 60 копеек.
Можно ли прожить на такую зарплату?
Если речь идет о студенте, то может быть, в качестве прибавки к стипендии, такой доход и мог бы удовлетворить. А в случае взрослого мужчины, у которого есть семья и дети, считаю, для десятичасового рабочего дня – слишком мало.
К каким последствиям приводит маленькая зарплата в такси?
Собственно, если мы говорим о провинции, у водителя всего лишь два возможных выхода из ситуации. Либо уйти из профессии и найти работу либо с большим доходом, либо с меньшей занятостью по времени при аналогичном доходе. Либо работать больше 10 часов. Приводит это, увы, к тому, что вероятность аварийности такси слишком возрастает – у водителя из-за продолжительного рабочего дня притупляется реакция (и это вполне нормальное физиологическое явление), портится здоровье (попробуйте на протяжении месяца посидеть в кресле по 10-12 часов) и от всего этого настроение не улучшается, конечно же. Поэтому, в силу описанных выше причин, человек идет работать в такси скорее от безисходности. Наносит ли это вред таксиперевозкам как рынку услуг? Конечно да. Что можно сделать? Агрегаторам пора перестать двигаться в сторону замещения маршрутного автобуса маршрутным такси и прекратить оценивать стоимость одной поездки в 150 рублей. Помните, как в фильме говорилось? «Наши люди на такси в булочную не ездят». Хочешь комфортно ездить? Будь готов платить такую цену, которая позволит водителю такси безбедно жить и следить за своим здоровьем!
Уважаемые читатели, в Вашем городе аналогичная ситуация с таксиперевозками?
Другие мои статьи
Я разговорился с таксистом о его работе: краткие выжимки из нашего разговора
Какой наиболее подходящий для такси автомобиль: LADA Granta, Volkswagen Polo или Hyundai Solaris?
С уважением, Юрий (kua1102)