В период пандемии встал актуален вопрос о дистанционном образовании. А также готова была ли российская система образования к переходу в онлайн из-за коронавируса? Стоить отметить, что онлайн-образование в последние годы пользуется у россиян спросом. Ранее отмечалось, что наиболее эффективным является именно совмещение аудиторных и онлайн-занятий — например, министерство образования и науки Чечни совместно с образовательной онлайн-платформой «Учи.ру» в 2019 году проводили исследование по смешанному обучению, результаты которого показали, что при использовании на уроке онлайн-контента темп прироста знаний учеников увеличивается в среднем в два раза [1 ]. Так, на мой взгляд, переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса приведет к изменению системы высшего образования в России. Такого же мнения, к примеру, придерживается и проректор Томского государственного университета Евгений Луков. По его мнению, значительные изменения в ВУЗах произойдут. И часть преподавателей и студентов от этого точно получат удовольствие. Можно будет учиться в удобное для тебя время, можно будет искать образовательные ресурсы по всему интернету [2].
В таком случае, на радары будущего и выходят технологии виртуальное и дополненной реальности (AR и VR-реальности). Стоит отметить, что в мае 2019 года наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» рассмотрел и принял четыре дорожные карты по развитию сквозных технологий (те, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей), в число которых вошла карта по технологиям виртуальной и дополненной реальности. Процессы социализации, образования и профессиональной деятельности в современных условиях сопровождаются беспрецедентно быстро меняющейся информационным потоком в повседневной жизни. Актуальными явлениями современного социума являются непрерывное обучение новым знаниям, существование человека в разнообразных сферах коммуникативного процесса, что требует перманентного овладения навыками новых форматов коммуникации на всех уровнях. Например, относительно недавно понятия «виртуальная реальность» и «дополненная реальность» в сознании большинства людей ассоциировались с чем-то из области научной фантастики. Сегодня эти технологии активно внедряются не только в сфере досуга и развлечений, но и находят применение в науке, технике, дизайне, медицине, образовании, масс-медиа, в разных сферах бизнеса. Так, часто это можно заметить в торговых центрах, центральных улицах Казани, а также национальных праздниках – сабантуй и прочих.
Сфера образовательных услуг является одной из перспективных и популярных направлений развития и применения технологий виртуальной и дополненной реальности. В современной практике средней и высшей школы существует уже множество примеров применения технологий AR и VR реальности в зарубежной и отечественной практике − начиная с виртуальных туров на школьных уроках истории до обучения профессиональным компетенциям специалистов разного уровня и профиля при помощи виртуальной симуляции. Последние государственные документы в данной сфере и реальность информационного общества диктуют все более высокую степень скорости внедрения и профессионального освоения новейших информационно-коммуникационных технологий [3].
Технологии смешанной реальности в последние годы приобрели характер высокой востребованности в области высшего образования. Проекты виртуального моделирования реальности активно внедряются в учебный процесс в зарубежной и отечественной высшей школе. В работе [4] автор отмечает, что дополненная реальность становится все более известной и набирает обороты в медицинском образовании через Google Glass и HoloLens от Microsoft. «Дополненная реальность не только может помочь в обучении студентов, но и может повлиять на уход за пациентами благодаря своей способности повышать медицинскую подготовку». В работе [5] описывается технология проекционного картографирования в модели дополненной реальности, которая позволяет отображать движения скелета и мышц человеческого тела в режиме реального времени. Авторы подчеркивают: «Результаты пилотного исследования юзабилити показали, что дополненная студия способствует созданию привлекательного опыта преподавания и обучения и облегчению общения между преподавателями и студентами». Зарубежные исследователи утверждают, что дополненная реальность готова глубоко трансформировать образование: «Способность накладывать мультимедийные материалы на реальный мир для просмотра через веб-устройства, такие, как телефоны и планшетные устройства, означает, что информация может быть доступна студентам в точное время и в нужном месте». Авторы статьи [6] приводят аргументы в пользу высокого потенциала технологий смешанной реальности в сфере образования и описывают кейс «обучение по дизайну» с использованием дополненной реальности в изобразительном искусстве, с образцами студенческих работ и их обратной связью, указывающими на то, что подход привел к высокому уровню независимого мышления, креативности и критического анализа.
В российской практике высшего образования технологии смешанной реальности применяются не менее широко. В рамках всероссийской научно-методической конференции «Виртуальная и дополненная реальность – 2016: состояние и перспективы» был представлен ряд практических примеров использования AR и VR технологий в образовательном процессе, а также обсуждены перспективы и условия для их дальнейшего успешного внедрения. В частности, указывается, что для активного внедрения таких пособий в учебный процесс необходим системный подход и проведение ряда комплексных исследований, причем обязательно с двух сторон: «Во-первых, со стороны пользователей, т. е. представителей системы образования – преподавателей, методистов, разработчиков рабочих программ, во-вторых, со стороны технических исполнителей – разработчиков оборудования и программного обеспечения» [7].
Так, сфера образовательных услуг в России переживает этап развития и становления новой системы высшего образования. В процесс обучения активно внедряются новейшие образовательные и коммуникационные технологии – в том числе и форматы виртуального и удаленного доступа к системам и ресурсам образования. Ряд тенденций, возникших в современной экономике, оказывают влияние как на экономику в целом, так и на российский рынок образовательных услуг в системе высшего образования, который является одним из наиболее перспективных и динамичных отраслей современной экономики страны. Исследователи отмечают: «инновационный прогресс и возможности, которые открываются перед высшими учебными заведениями, вынуждают их быстро реагировать на экономические и социальные изменения, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке знаний, технологий и образовательных услуг» [8]. В связи с этим весьма актуальным является дальнейшее внедрение виртуальных форм в сферу образовательного процесса высшей школы, так как это позволяет учреждениям высшего образования общаться на одном языке с целевыми аудиториями – с учащимися школ, абитуриентами, студентами, с другими группами молодежи, стремящейся получать дополнительное или второе высшее образование. Реализация технологий виртуальной и дополненной реальности в сфере образовательных услуг имеет много преимуществ, таких как полная вовлеченность в процесс и фокусировка на предмете по причине полного погружения в зону интереса, а также в силу игрового и интерактивного характера коммуникации.
Можно утверждать, что технологии AR и VR-реальности, активно модернизируясь с каждым днем, имеют огромный потенциал развития и дальнейшие перспективы в сфере высшего профессионального образования. А процесс их внедрения в сложившейся ситуации, когда вирус подействовал на образование, только ускориться. Пандемия коронавируса, объявленная ВОЗ 11 марта 2020 года, резко изменила нашу жизнь. А дистанционные технологии приходят на выручку в разных сферах деятельности – особенно их роль возрастает в системе образования.
Список литературы.
1. https://www.kommersant.ru/doc/4307297 .
2. https://tayga.info/153517 .
3. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. №2. С. 2710-2719
4. Herron J. Augmented Reality in Medical Education and Training // Journal of Electronic Resources in Medical Libraries. 2016. Vol. 13, Issue 2. P. 51–55.
5. Kelly D., Hoang T. N., Reinoso M., Joukhadar Z., Clements T., Vetere F. Augmented reality learning environment for physiotherapy education // Physical Therapy Reviews. 2018. Vol. 23, Issue 1. P. 21–28.
6. Bower M., Howe C., McCredie N., Robinson A., Grover D. Augmented Reality in education – cases, places and potentials // Educational Media International. 2014. Vol. 51, Issue 1. P. 1–15.
7. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы: сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции / под общ. ред Д. И. Попова. М.: Изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. 386 с.
8. Владыка М. В. Иерархия системы сбалансированных показателей в организационной стратегии университета // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сб. науч. трудов по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: ИД Белгород, 2014. С. 7–11.