Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые и умные авторские драмы в России за последние годы (часть 3)

Оглавление
Кадр из к/ф «Одесса».
Кадр из к/ф «Одесса».

«Одесса». Курортный «роман воспитания»

В августе 1970 года к тестю (Леонид Ярмольник) и теще (Ирина Розанова) прилетает зять Борис (Евгений Цыганов) с сыном Валериком, которого играет юный Степан Середа (позже снимется в «Гипнозе»), удивительно похожий на маленького Валерия Тодоровского.

Тут как раз объявляют карантин в связи с холерой. За дни изоляции семья вынужденно вспомнит застарелые конфликты, у номенклатурного Бориса случится приступ нонконформизма, а у Валерика – драма взросления.

«Одесса» (2019) Валерия Тодоровского был одним из лучших российских фильмов года. Кстати, радикально противостоящим выдвинутой на Оскар «Дылде». Фильм Тодоровского честный, а «Дылда» – нет.

«Одесса» – чистейший натурпродукт, аутентична в каждом кадре, в каждой реплике, в ощущении времени, народа, страны, а «Дылда» – искусственная, формалистки телесная и бездушная, бессмысленно размалеванная, невнятная и незрелая по авторскому посланию.

К тому же именно «Одесса» – большой стиль, универсальный киноязык, а «Дылда» – некий европейский арт. Однако на Оскар двинули именно фильм
Кантемира Балагова. Снова антироссийские политические соображения? Вероятно, да.

Смотреть «Одессу» побаивался, так как был сильно разочарован предыдущим фильмом Тодоровского – «Большой». Но посмотрел и очень рад. Несуетливая, объемная, детализированная, деликатная история семьи. Достойная сравнения с лучшими советскими фильмами.

И это не патриотическая ретро-открытка. В фильме немало ругани, серьезно обсуждаются проблемы национализма, где-то маячит КГБ, затрагивается тема «сладкой жизни» номенклатуры. Это просто честное кино про жизнь. Но почему-то этого для Оскаровского комитета мало. Наверно, смущает, что сделано это все с любовью к людям и стране, какая бы они ни была. А запрос за рубежом сейчас на обратное.

История взросления и юного героя, и целой семьи. Кадр из к/ф «Одесса».
История взросления и юного героя, и целой семьи. Кадр из к/ф «Одесса».

Советскому кинематографу часто удавались «романы воспитания», истории взросления. По сути, «Одесса» – именно то. Только взросление здесь не у одного персонажа, а у целой семьи, даже у самых возрастных ее членов. И показывает это Тодоровский очень деликатно, ненавязчиво, без лишних сюсюканий и мелодраматических клише. Отличная работа.

«Саранча». Фильм с неправильным пиаром

«Саранча» (2015) – хорошая криминальная мелодрама Егора Баранова («Гоголь», «Аванпост»). История простого провинциала и девушки из богатой семьи. После курортного романа Лера (Паулина Андреева) выходит замуж за друга своего отца, а Артем (Петр Федоров) из вредности и карьерных соображений женится на обеспеченной светской даме. Но это только начало, молодых людей тянет друг к другу, и ситуация постепенно выходит из под контроля.

Кадр из к/ф «Саранча».
Кадр из к/ф «Саранча».

В 60-70-х много таких адюльтерных романов с криминалом наделали французы («Бассейн», «На ярком солнце» и т.п.). Когда видел кучу таких фильмов, все новое на эту тему, даже в России и через 40 лет, кажется слегка вторичным. Но при всей предсказуемости фильм держит.

Вероятно, тему серьезно освежает российская социальная драматичность, плюс – уже программный для нашего кино конфликт между персонажами из 80-90-х с представителями «нулевых» – «десятых». С забавной «поколенческой» цитатой:

«Вы как саранча. Хотите всё пожрать и ничего не делать.
Мы хоть воровать умели...»
Кадр из к/ф «Саранча».
Кадр из к/ф «Саранча».

Местами про это кино можно сказать «Звягинцев-лайт». Посмотрите, как после любования молодыми бунтарями-романтиками и брезгливости в адрес преуспевших персонажей «из лихих 90-х» ближе к финалу полюса смещаются, и становится понятно, что «саранча» – это что-то похожее на известные социально-инфернальные ветви деревьев в «Елене» Андрея Звягинцева. При том, что там конфликт, конечно, другой.

Прокатную историю почти загубили из-за пиара фильма с акцентом на постельные сцены, которые на самом деле большого значения не имеют, да еще со словами про триллер, которого нет. У зрителя был диссонанс.

Понять, что это достойная и достаточно социальная драма, сможет не каждый, когда и в трейлерах, и в постерах прокатчики дезориентируют публику. В общем, с прокатом не сложилось. Но позже, когда фильм запустили в виде 4-серианого сериала, дела пошли. «Саранчу» купили и Google Play, и Netflix, и российский телезритель подтянулся.

Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 2)
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 1)
«Котел» – фильм с приветом Уэлшу и претензией на культовость
«Человек из Подольска» – фильм о попытке заставить Родину любить