Хотя никто из людей никогда не видел Бога, мы знаем, какой Он. Его свойства проявляются в том, как Он работает со Своим народом. Сталкиваясь с Его безграничной мощью и силой, избранные Божии иногда называли Его именами, отражающими Его великие свойства.
“СТРАХ”
В Быт. 31:42 Богу дается такое определение, как Пахад, “Страх”. В этом стихе “страх” - иное слово, чем то, которое обычно означает богоугодный страх и благоговение (ират); здесь употреблено слово, обычный смысл которого - ужас, трепет (см. Втор. 11:25; 28:67; 1 Цар. 11:7). Исаак, очевидно, попытался проигнорировать Божье намерение дать благословение не первенцу Исаву, а младшему, Иакову. Еще до рождения сыновей Бог открыл, что “больший будет служить меньшему” (Быт. 25:23). Вопреки этому пророчеству Исаак не покорился Божьей воле и решил последовать обычной традиции - благословить перворожденного. Но Иаков обманул Исаака, и тот благословил его, думая, что благословляет Исава. Когда же Исаак понял, что вместо того, чтобы помешать исполнению Божьей воли, он расстроил свои собственные планы, он “вострепетал” (Быт. 27:33). Этот трепет, наверное, и отразился в имени, которое он дал Богу - Пахад, “Страх”. Страх и ужас объял его, когда он понял, что пытался изменить планы неизменного Бога.
Хотя позже Исаак всецело покорился Богу, он, очевидно, так и не забыл свой трепет. Он рассказал Иакову о своих чувствах, и это объясняет, откуда Иаков знал имя Пахад. Давая обет, Иаков поклялся этим именем.
“МОЩНЫЙ (СИЛЬНЫЙ) ИАКОВЛЕВ”
Еще одна характеристика Божества в Ветхом Завете появляется в Быт. 49:24: Абир Якоб, “Мощный (в Пс. 131:5; Ис. 1:24; 49:26; 60:16 Сильный) Иаковлев”. Очевидно, слово Абир, “Сильный, Могучий, Храбрый”, близко по значению к двум другим описаниям Божества: Эл, “Сильный”, и Шаддай, “Всемогущий”.
Первое употребление слова Абир
Первое употребление слова Абир, “Мощный”, мы встречаем в отцовском благословении Иосифа. Иосиф может быть уверен, сказал Израиль, что о его потомках будет заботиться Абир Якоб, “Мощный Иаковлев”. Силой того, кто называется Абир Якоб, луки наследников Иосифа будут тверды, а мышцы их рук крепки. Род Иосифа, племена Ефрема и Манассии, и вправду стали могущественным народом. Через много лет после предсказания Иакова Иисус Навин сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: “Ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя” (Иис. Н. 17:17). И все потому, что “Мощный Иаковлев” был с детьми Иосифа.
Еще четыре случая употребления слова Абир
Вот еще четыре случая употребления в Ветхом Завете слова Абир для характеристики Божества:
1. Абир, Сильный послать Мессию . Давид дал Абир Якоб обет, что не будет знать покоя, пока не приготовит место для Божьей скинии (Пс. 131:2-5). В ответ на святое и бескорыстное решение Давида Господь, в Свою очередь, дал клятву Давиду: “От плода чрева твоего посажу на престоле твоем” наследника (Пс. 131:11). Господь поклялся, что “не отречется” (Пс. 131:11) от Своего решения. Счастливым результатом было то, что Бог послал Иисуса, потомка Давида, воскресив Его из мертвых, и посадив на Давидовом духовном престоле на небесах. Петр так описал этот волнующий кульминационный момент Божьего обещания нескольким тысячам слушавших его в день Пятидесятницы: “Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его” (Деян. 2:30). Абир Якоб, “Сильный Иакова”, таким образом показал, что Он был также и “Сильный Давида”.
2. Абир, Сильный очистить и возродить Иерусалим . Земной город Иерусалим в дни Исаии стал “блудницей” и местом обитания “убийц” (Ис. 1:21). Князья стали “законопреступники и сообщники воров”, которые “гоняются за мздою” (Ис. 1:23). Однако “Сильный Иакова” провозгласил: “Обращу на тебя руку Мою, и как в щелочи очищу с тебя примесь” (Ис. 1:25). Сильный Израилев обещал восстановить верных судей, чтобы впоследствии Иерусалим мог именоваться “город правды, столица верная” (Ис. 1:26). Сион будет искуплен справедливостью, а его обращенные - праведностью.
С приходом Христовой Церкви - когда все жители духовного Иерусалима родились свыше, получив новое сердце и новый дух, - Сильный Иаковлев исполнил Свое слово. Возникло нечто более славное, чем древний земной Иерусалим: духовный город, или Церковь, название которому - “вышний Иерусалим” (Гал. 4:26) и “небесный Иерусалим” (Евр. 12:22).
3. Абир, Сильный восстановить справедливость . Будь то угнетение Божьего народа древними завоевателями или иная несправедливость в любое другое время, Сильный Иаковлев может сделать так, что притеснители будут “упоены кровию своею” (см. Ис. 49:24-26; Отк. 16:4-7). Поэтому никогда не нужно впадать в уныние, “если... увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды” (Еккл. 5:7), потому что Абир Якоб никогда не умирает.
4. Абир, Сильный ввести на небеса . Только Абир, Сильный, может построить город, чьи ворота “будут всегда отверсты” (Ис. 60:11). Нам сказано, что в этом городе “не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею” (Ис. 60:19, 20). Сильный - единственное Существо, способное преобразовать грешные души таким чудесным образом, что их можно будет назвать “величием навеки, радостью в роды родов” (Ис. 60:15).
Теперь мы видим, что слово Абир, “Мощный”, “Сильный”, использовано Святым Духом для характеристики Бога, который был силен благословить Иосифа, сделать Иисуса царем, очистить и возродить Иерусалим, исправить каждую несправедливость и построить небеса.
“ТВЕРДЫНЯ ИЗРАИЛЕВА”
В Быт. 49:24 Бог назван Эбен Исраэл, “Твердыня Израилева”. Такое представление о Божестве, как о твердыне - о камне, о скале, подчеркивает Божью силу (Иов. 6:12) и крепость (Иов. 38:30).
Самуил поставил камень в память о Божьей помощи Израилю в борьбе с филистимлянами. Он назвал его Эбен-Эзер, “Камень помощи” (1 Цар. 7:12). Давид наверняка думал о безопасности, когда молился: “Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя Ты” (Пс. 70:3). Анна восхвалила Господа словами: “Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш” (1 Цар. 2:2). Исаия славил Бога, называя его твердыней вечной (Ис. 26:4).
Как в пустыне израильтяне пили настоящую воду, которую Бог чудесным образом извлек из скалы (Исх. 17:6; Пс. 77:15), так они пили из духовного Камня, Христа, который в те дни передавал духовное учение через Моисея (1 Кор. 10:4, 5). Многими из них Бог не был доволен, ибо они отказались пить духовное учение. Они “презрели” Твердыню их спасения (Втор. 32:15).
Христос был духовным Камнем не только в ветхозаветные дни; было также предсказано, что Он будет камнем и в дни Нового Завета. Пророки указывали на двоякий смысл того, что Мессия должен стать камнем. Он должен стать камнем преткновения (Ис. 8:14), о который будут спотыкаться те, кто имеет неверную позицию; и Он будет также строительным камнем, который отвергнут иудейские строители. Отвергнутому камню было предназначено стать краеугольным камнем, соединяющим стены (Пс. 117:22). Иисусу было предречено стать главным камнем здания: “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный” (Ис. 28:16).
Предсказания исполнились. Было основано христианство - не на камушке, обломке, петрос, а на громадной скале, гигантском камне, петра (см. Мф. 16:16-18). “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11). Неверующие спотыкались о весть о Христе, не покоряясь Слову (1 Пет. 2:7, 8). Иудеи падали “на этот камень”, разбивались и рассыпались в прах (Мф. 21:44). Для тех же, кто приходил к Нему, как к “камню живому”, Иисус становился чрезвычайно дорогим - их надежной опорой при жизни на земле и в вечности (1 Пет. 2:4, 7).
“РЕВНИТЕЛЬ”
Слово канна, “ревнивый”, произошло от корневого значения “густо покраснеть”, как от краски; оно означает краску на лице человека от нахлынувшего на него глубокого чувства. Греческое зелос, “ревность”, образовано от слова с основным значением “кипеть”. Отсюда видно, что в названии Бога Канна, Ревнитель, содержится глубокое душевное волнение.
Нигде не говорится, что Бог завистлив, но мы читаем, что Он ревнив, и Канна, “Ревнитель”, является одним из Его имен (Исх. 34:14).
Зависть, сильное желание оказаться на месте другого человека, в полной мере идет от сатаны; это дела плоти (Гал. 5:21). Ревность, сильное желание исключительного обладания другим человеком, может быть дьявольской (Деян. 13:45; Рим. 13:13; Гал. 5:20), но может быть и Божьей (2 Кор. 11:2). Хорошо и правильно ревновать и быть объектом ревности “с добрыми намерениями” (Гал. 4:18; Современный Перевод), но не из эгоистических побуждений.
Бог, Творец людей, имеет законное право требовать от человека любви и верности. На меньшее, чем все сердце, весь разум, вся душа и сила человека, Он не согласен (Втор. 6:4-6; Mк. 12:30). Он не уступит первого места никакому богу (Исх. 34:14; Ис. 42:8), никакому земному правителю (Деян. 5:29) и никакой земной преданности (Лк. 14:26).
Грубо нарушать естественное право Творца, который владеет всеми людьми, значит просить погибели (Втор. 6:15) от ревнивого Бога. “Бог наш есть огонь поядающий” (Евр. 12:29; см. Втор. 4:24). “Страшно впасть в руки Бога живого” (Евр. 10:31), чье имя - “Ревнитель”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что Бог характеризуется разными именами. Он Бог, которого нужно бояться, Он всемогущ и силен, Он твердыня, и Он тот Бог, который требует исключительной верности. Осознав эти характеризующие Его имена, мы более ясно представляем, кто такой Бог, что Он значит для Своего народа и чего Он ожидает от нас.