Есть в оркестре один человек, который не играет ни одной ноты и сам ничего не исполняет, но при этом фактически считается самым главным участником концерта. Зачем нужен дирижёр и можно ли обойтись без него?
В этом выпуске вы узнаете:
Так почему дирижёр так важен? Главная его цель - скоординировать действия музыкантов между собой, особенно, когда речь идёт о группах музыкантов, каждая из которых играет одну и ту же партию (01:15).
Может кто-то руководить музыкантами, кроме дирижёра ? Конечно, но все зависит от размера коллектива музыкантов: например, трио или квартет может обойтись и без дирижёра, а в ансамблях или небольших оркестрах роль руководителя играет тот, кто исполняет партию первой скрипки. Но с большими оркестрами так не работает (01:40).
А быть дирижёром опасно? На первый взгляд, не очень. Но, например, был такой знаменитый французский придворный капельмейстер Жан-Батист Люлли (ещё и крестный отец детей короля Людовика XIV). И однажды Люлли, дирижируя оркестром, случайно воткнул тяжёлый капельмейстерский жезл себе в ногу. В итоге - заражение крови и смерть (02:42).
Так что же именно делает дирижёр? Во-первых, задаёт музыкантам темп и следит за тем, чтобы те с него не сбивались. Во-вторых, показывает музыкантам, как именно нужно играть то, что написано в нотах [04:09].
И почему он стоит спиной к слушателям? На самом деле, раньше дирижёры стояли как раз-таки лицом к ним и спиной к оркестру: отворачиваться от слушателей, которые чаще всего стояли гораздо выше дирижёра на социальной лестнице, было неприлично. Но управлять оркестром, стоя к оркестру спиной, и быть при этом частью процесса, почти невозможно. Считается, что первым, кто нарушил эту традицию, был Рихард Вагнер (04:31).
А ещё можете услышать первую часть знаменитой 5-й Симфонии Людвига ван Бетховена. Исполняет Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр - Евгений Мравинский (06:52).
Существуют ли оркестры без дирижёра ?
Есть как минимум один знаменитый пример — оркестр Персимфанс, существовавший в СССР с 1922-го по 1932 год. Он состоял из высококлассных музыкантов и ставил своей задачей обходиться без дирижёра — все важные решения принимались коллегиально, а музыканты, чтобы слышать и видеть друг друга, рассаживались не лицом к зрителям, а по кругу. Репетиций поначалу требовалось несколько больше обычного, но потом система стала отработанной. Качество исполнения при этом не страдало — у Персимфанса была хорошая репутация, их игру, в частности, очень хвалил Сергей Прокофьев. Но все-таки их история осталась довольно экзотическим примером. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу Персимфанса, и теперь на игру оркестра без дирижёра могут посмотреть все желающие.
Наверное ещё есть вопрос, обязательно ли так сильно махать руками?
Нет! Это вопрос исключительно психофизиологии и общей внятности дирижёра. Он может быть очень сдержанным, а может буквально танцевать за пюпитром — и оба варианта не гарантируют хорошего (или плохого) исполнения, это просто разные манеры.