Найти тему
Журнал «Фома»

8 вопросов о Русском Севере

Русский Север - это древние храмы и монастыри, огромные деревянные дома поморов, это северное сияние, леса, тундры, скалы и водопады. Почему он называется Русским? Как туда добрались первые поселенцы? Об этом мы будем рассказывать в просветительском медиапроекте журнала «Фома» о Русском Севере — «Путь на Полночь».

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

1. Что такое Русский Север? Чем он отличается от русского юга или запада? Якутия или Чукотка — это Русский Север, или нет?

Русский Север — понятие условное. Официальных границ у этой территории нет. Менялось во времени и само название. Когда-то эти места называли Заволочье, потом — Поморье…

На карте Русский Север искать удобнее всего так: к северу от водораздела Волги и к югу от берега Белого моря. Ориентируемся на воду: реки Северная Двина, Онега, Мезень, Печора, Онежское озеро, Белое озеро, Ильмень-озеро и много-много маленьких речушек и озер — всю землю вместе с этой водой и считают Русским Севером. Кто-то относит к этому региону все земли европейской части России выше 60-й параллели. Если брать широким охватом и опираться на нынешнее административное деление, можно включить сюда земли Архангельской, Вологодской, Костромской, Мурманской, Ярославской областей и еще республик Карелия и Коми. Города здесь стоят древние, сказочные — Каргополь, Белозерск, Пошехонье, Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск… Это уникальный по истории, культуре, духовным традициям регион России.

Карта Русского Севера

Поэтому север азиатской части России (ту же Якутию или Чукотку, например) к Русскому Северу не относят: хоть это тоже Россия, но там совсем другая история освоения, другая культура, другая роль в общероссийской истории. Не менее важная — но другая.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

2. Почему «Север» именно русский?

Откуда взялись русские на северо-востоке Европы? Переселились! К Северному Ледовитому океану наши предки вышли около тысячи лет назад, но основное заселение, по мнению историков, этнографов и лингвистов, произошло в XII–XVII веках. Поморы, которые стали жить на северо-западе Русского Севера, были выходцами из Новгородской земли. Юго-восток освоили преимущественно переселенцы из Ростово-Суздальских земель. Потомки новгородцев и суздальцев, которые долго жили в одних социально-экономических условиях, образовали особый комплекс северорусской народной культуры.

В XV–XVI веках, когда эта общность развивалась уже в составе Московского государства, на северные земли пришли русские из Московской Руси и органично влились в жизнь большого культурно-исторического региона.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

3. Как все эти люди «пришли» на Русский Север? Через непроходимые леса, болота, тундра и мерзлоту…

Пришли на кораблях и санях по рекам. Не зря говорят, что на севере лодка важнее телеги— речной путь был самым безопасным для перемещения людей и грузов. Реки были для людей первыми дорогами. Именно по берегам рек, озер и на морских берегах возникали погосты, деревни, села и города Русского Севера.

Позже стали возникать и другие пути, которые вели на Север, к Белому морю. Бывало, одна колонизация сталкивалась с другой — например, в районе реки Сухоны новгородцы столкнулись с «низовскими», то есть с переселенцами, шедшими с юга, с Верхней Волги. Во время монгольского нашествия люди от разорения уходили в костромские, галичские и вологодские земли, а оттуда — еще севернее.

Карта освоения Русского Севера

По рекам, озерам и волокам, а позже — и вдоль побережья Северного Ледовитого океана выстраивались и важные для России торговые пути, которые через Русский Север соединяли Европу с Азией, вели от Северного Ледовитого океана на Урал и дальше — в Сибирь и на Дальний Восток, от Фландрии и Скандинавии до Константинополя.

Первопроходцы Русского Севера

Русский Север стал школой для будущих покорителей Сибири. Не случайно Семен Дежнев, доказавший на практике, что между Евразией и Америкой существует пролив, а не перешеек, совершил свое первое плавание на Соловки. А уроженцы Тотьмы приняли особо участие в освоении Русской Америки в XVIII веке.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

4. Кто еще, кроме русских живет на Русском Севере?Куда делись другие народы, которые населяли эти земли до переселения славян?

Конечно, на Русском Севере живет много народов. Славяне-переселенцы, осваивая Север, сталкивались с финно-угорскими народами, и за века тесного соседства этнокультурные связи с ними сложились очень прочные. Какие-то народности ассимилировались или ушли в небытие, какие-то по сей день сохраняют свою идентичность, культурные традиции, язык. Между Ладожским, Онежским и Белым озерами жили весь и карела, на Крайнем севере — саамы (лопари); в бассейне Онеги и Северной Двины — чудь заволоцкая. В западной части русского Поморья преобладающим было влияние западных финнов, в восточном — восточных. История освоения Русского Севера тесно связано с историей народа коми (зыряне), одна из групп которого сегодня населяет верховья Мезени и ее главного притока — Вашки. А до коми в этих землях, вероятно, жили пермяне и все та же мифическая чудь заволоцкая, входившая в группу вепских племен. Ненцы (самоеды), финны-суоми, ижемцы… Народов на Русском Севере много, представителей каждого с годами всё меньше. Тем важнее сохранить их культуру и самобытность.

На водоразделах северных рек ассимиляция местного дорусского населения с русскими происходила заметнее, но, конечно, Русский Север единой этнической областью так и не стал. Тем не менее жили и живут народы на этих землях мирно. А влияние их друг на друга чувствуется во всех сферах жизни — в языке, диалектах, архитектуре, орнаментах, бытовой культуре, одежде, кухне, ремеслах и сельском хозяйстве…

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

5. Чем важен Русский Север для истории нашей страны?

Этот регион во многом определил становление государственности и всей национальной культуры нашей страны. Что это значит? Во-первых, русские заселили и освоили Север раньше, чем юг — нынешнее Черноземье. Осваивали его постепенно и, что важно, мирно. Сюда не добрались татаро-монголы, эти земли не страдали от регулярных нападений полукочевых соседей России, например, Крымского ханства. Сегодня трудно осознать, что, например, в XVII веке земледелие вблизи Курска, Воронежа, Липецка было более рискованным, чем под Вологдой: в любой момент село могло быть сожжено, а крестьяне — угнаны в рабство.

И во-вторых, не будь у России Севера, не было бы и юга. По словам историка П. Н. Милюкова, «Москва становится настоящим военным станом, главным штабом армии, которая опиралась на северную, единственную тогда колонизированную половину России с тем, чтобы вести завоевание и колонизацию южной половины. Из восьми миллионов бюджета государства пять миллионов приходится на подушную подать, большая доля которой падает на черносошный Север. Север оказался таким образом тем сундуком, из которого брали средства на колонизацию южной половины государства».

По сути, Север стал воротами России в Европу. Архангельск был первым морским портом на территории России, через который шла торговля с Англией, а позже Голландией и другими странами. Благодаря этой торговле наша страна постоянно получала серебро, необходимое для найма иностранных специалистов. По сути, Север оплачивал модернизацию России.

И это был не только первый, но и самый надежный порт. В годы Великой Отечественной войны Мурманск и Архангельск стали основными пунктами для поставки грузов по ленд-лизу, от вооружений и высокооктанового бензина до лекарств и пуговиц. Внешняя торговля России временно вернулась в XVI век.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

6. Какие ресурсы есть на Русском Севере?

Во-первых, есть и нефть, и газ, и уголь, и черные и цветные металлы. Их добывают и обрабатывают. Например, в Республике Коми ценность полезных ископаемых достигает 11 триллионов долларов, или 8 процентов прогнозного потенциала России. Единственная алмазная провинция Европы расположена в Архангельской области.

А во-вторых, даже помимо нефти и газа это очень богатый край. Конечно, географические и климатические особенности — близость холодного океана, долгие и лютые зимы — влияли на экономику, но именно на этой провинции основывалось процветание Новгорода и Москвы. Огромные доходы приносила пушнина, которая пользовалась постоянным успехом у иностранцев. В северных лесах и тундре насчитывалось больше 20 видов промысловых животных! А был еще и морской зверь тюлень, белуха… Северорусский «рыбий зуб» с «резьбой русов» — моржовый клык, заменявший слоновую кость, упоминается даже в византийских источниках XII века.

Второй важнейший ресурс северорусских земель с древности и по сей день — это соль. На солеварении разбогатели и процветали северные города Тотьма, Сольвычегодск, Нёнокса. Московское государство снабжали солью солевары Двинской земли и Вологодского края. Жители побережья и островов Белого моря солеварение почитали одним из главных своих промыслов: Соловецкий монастырь, главный поставщик соли на внутренний российский рынок, имел около 50 соляных варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников.

Смолокурение на Ваге, в Вельске, Холмогорах, на Пинеге тоже давало купцам и боярам баснословные барыши, ведь смолу использовали и в судостроении, и канатном, и в кожевенном деле.

Несколько веков судостроение «владычицы морей» — Англии зависело от русских канатов, смолы и корабельного леса. Эти товары охотно покупали и другие судостроители Европы.

Еще один уникальный северорусский промысел — слюдяной. Русская слюда, или, как ее называли в Европе, мусковит, с Керети, Пинеги, беломорского побережья, Соловков, применявшаяся при изготовлении окон и фонарей, считалась лучшей в мире. И в Западной Европе, и в Азии на нее был огромный спрос.

В устьях небольших северных рек добывали жемчуг. Жемчужные ожерелья, серьги, расшитая северным жемчугом одежда, церковная утварь с жемчужными узорами на Руси были широко распространены. Жемчуг, который добывали в устьях небольших рек на Летнем и Терском берегах Белого моря, поставлялся и к царскому двору в Москву, и монастырям для отделки церковных облачений, утвари и иконных окладов, а более дешевый с удовольствием покупали крестьяне на украшение головных уборов, пуговиц, булавок и одежды. Крупный речной жемчуг продавали поштучно, мелкий — на вес.

А корабли! Поморье издавна славилось как центр морского и речного судостроения. Первые русские верфи возникли именно в устьях северных рек. Торговый и промысловый флот, который обслуживал нужды промысловиков и заморской торговли, ходил по северным рекам, озерам и морям задолго до кораблей Петра I. В некоторых поморских селах в начале XX века могли жить до двадцать судовладельцев, имевших в собственности один или два корабля.

Север — земля «рискованного земледелия», но оно здесь есть. Точнее, хозяйственная деятельность развивается особым образом: по верхнему течению северных рек больше обрабатывают землю — сажают овес, ячмень, лён; по среднему течению развито животноводство — на плодородных заливных лугах пасутся коровы, из молока которых получают знаменитое масло; в нижнем течении и на морском побережье развито рыболовство — ловят треску, сельдь, семгу…

С середины XIX века, особенно с появлением железных дорог, здесь начала активно развиваться лесопильная промышленность — недаром на Севере лес называют «зеленым золотом». Особое развитие лесопильная промышленность получила с середины XIX века, с появлением железных дорог. Северный лес и сегодня активно — порой даже слишком! — вырубают и вывозят и в южные регионы России, и за рубеж.

Так что известное определение товарища Саахова «…и житница, и здравница, и кузница» подходит не только к курортам Кавказа, но вполне применимо и к Русскому Северу.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

7. Почему «Фома» решил сделать целый просветительский проект о Русском Севере? Чем этот край заинтересовал православный журнал?

Прежде всего — своими духовными традициями. Конкретно — монастырями, которые эти традиции сформировали, и уникальными памятниками культуры, которые эти традиции породили. Монастыри сыграли особую роль и в освоении, и в развитии Русского Севера.

Строили их, часто по своей инициативе, монахи, святые, среди которых было много учеников преподобного Сергия Радонежского — Авраамий Галичский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский и другие.

Монастыри учеников Сергия Радонежского

Устраивало обители и Московское государство, которое заботилось об охране своих северо-западных границ. Монастыри становились могучими морскими крепостями, защищавшими наши земли от недругов. Соловецкий, Николо-Карельский, Антониево-Сийский, Красногорский… Эти обители имели общероссийское значение. Они не только распространяли и укрепляли христианскую веру среди русского населения Севера, но и становились миссионерами и просветителями для финно-угров, лечили людей, участвовали в экономике края, а в трудные моменты истории активно помогали Москве и деньгами, и продуктами, и людьми…

Церкви и часовни, которые ставили на видных местах, часто — на высоких берегах рек, становились не только местом религиозного поклонения, но и центрами, вокруг которых возникали поселения.

Часовни, деревянные поклонные и обетные кресты и столбы ставили и вдоль дорог, и в лесах, и в местах слияния рек, и около родников…

Сегодня многие уникальные памятники деревянного зодчества Русского Севера восстанавливаются, но еще больше находится в плачевном состоянии. Тем ценнее работа волонтерских отрядов и фондов, которые десятилетиями безвозмездно занимаются восстановлением этого бесценного наследия — деревянной архитектуры Русского Севера.

Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"
Фото Владимира Ештокина / Журнал "Фома"

8. А что представляет собой Русский Север сегодня? Что там уникального? Чем живут люди?

Поколение наших дедов привыкло ассоциировать Русский Север с ГУЛАГом — Соловки, Беломорканал, лагеря и тюрьмы… Действительно, в первой половине ХХ века их в этих краях хватало. Для поколения наших родителей Русский Север — это больше походы, романтика, байдарки, рюкзаки… Действительно, Карелия и Кижи, чистейшие реки, волшебные озера, шхеры, скалы, девственные леса — все это тоже Русский Север. Лесов, правда, становится все меньше — уж очень ценят северную древесину и у нас, и за рубежом…

Сегодня Русский Север — это природные национальные парки и удивительной красоты города с уникальной архитектурой — Кострома и Вологда, Великий Устюг и Тотьма, Ярославль и Каргополь… Сюда едут и чтобы увидеть уникальную северную природу, и чтобы окунуться в мир удивительных народных традиций, которые сохранились здесь в своей архаичности, как, пожалуй, нигде больше в России. Традиционная народная культура во всем ее многообразии: песни и пляски, народный костюм и ремесла, деревянная архитектура, национальная северная кухня, быт, кружева, вышивка, ткачество, береста, плотницкое и кузнечное дело, былины, сказания, сказки, огромное количество музеев и фондов…

Правда, заброшенных, мертвых деревень с потрясающей красоты домами, у которых сквозь проваленные крыши давно проросли березы, все больше, а зарплаты у людей, сохраняющих и возрождающих народные традиции, все ниже, да и самих этих работников все меньше — старые уходят, а молодых учить негде…

Русский Север — это еще и развитая промышленность. Порты и верфи Мурманска и Архангельска, вологодское масло и ярославские краски, костромская «ювелирка» и великоустюжское чернение по серебру, сыктывкарский ЛПК и онежские трактора…
Правда, на строительство и ремонт дорог в отдаленные поселки и деревни финансирования не хватает, поэтому где-то — ямы и колдобины, а где-то до сих пор асфальта ждут… И от того и безработных хватает, и молодежь из «бесперспективных» населенных пунктов уезжает в города… Впрочем, как и по всей России.

Наконец, Русский Север — это по-прежнему один из центров духовной жизни России. Туристов и паломников ждут на Соловках и на Валааме, монахи трудятся и молятся за нас в Кирилло-Белозерском монастыре и в Ферапотово, в монастырях Толгском и Варницком, Артемиево-Веркольском и Введенском, Горицком и Стефано-Ульяновском и многих других. Строятся и восстанавливаются храмы в городах и селах…

Правда, немало мест вдали от магистралей и мегаполисов, куда не так-то просто добраться. Когда-то там жили люди, создавшие необыкновенной красоты храмы и часовни, которые, будь они где-нибудь в столицах, считались бы достопримечательностью и национальным достоянием. Но дерево — нестойкий материал, и без человеческого участия, без вложения сил и капиталов эти церкви и часовни разваливаются… Опять — честь и хвала добровольцам, и верующим, и неверующим, которым не безразлична судьба памятников архитектуры и которые выезжают на реставрацию деревянных северных храмов.

Люди — трудолюбивые, смелые, терпеливые, совестливые, добрые — вот главный «капитал», главный ресурс, главное богатство Русского Севера во все времена.

Пишите в комментариях ваши отзывы о проекте. А при желании вы можете проверить свои знания об этому удивительном крае, ответив на вопросы нашего теста.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц