«Фома» — православный журнал для сомневающихся. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов.
Феодосий Печерский — православный монах, живший в XI веке, ученик преподобного Антония Печерского, сооснователь и игумен Киево-Печерской Лавры, канонизированный Русской Православной Церковью в лике преподобных. Один из дней его памяти — 16 мая. *** Не станем уподобляться тем ропщущим, которые из-за своего чрева пали в пустыне; не станем помышлять бесовских помышлений, насаждающих в наши сердца непотребное, не давая нам воздать Богу хвалу за все его благодеяния к нам. Знаете ведь, к чему привело их роптание...
Борис и Глеб были сыновьями крестителя Руси, великого киевского князя Владимира. Кто был их матерью, точно не известно, так как у князя, еще до его крещения, было множество детей от разных жен. Предположительно, их матерью была одна из супруг Владимира, болгарка по национальности. В крещении Борис, который был чуть старше, получил имя Роман, а Глеб был крещен с именем Давид. В отличие от других сыновей великого князя, часто враждовавших между собой, Борис и Глеб с детства любили друг друга и были все время вместе...
Во второе воскресенье после Пасхи Церковь празднует память святого апостола Фомы. После Вознесения, как и прочие ученики Христа, он покинул Палестину, чтобы проповедовать Евангелие. Его миссионерская деятельность проходила в Индии. Сегодня благодаря его миссии более 25 миллионов индийцев исповедуют Христа, и многие из них называют себя «христианами апостола Фомы». После Вознесения Иисуса Христа апостолы рассеялись по всей земле, чтобы проповедовать Слово Божие. Местом проповеди апостола Фомы по жребию стала Индия...
7 ноября 1941 года состоялся самый важный в истории СССР военный парад. Он показал всему миру, что столицу страны не сдадут ни при каких условиях, а Советский Союз имеет достаточно сил, чтобы сражаться до победы. За три недели до парада в Москве возникла паника Хотя военные парады на Красной площади с 1918 года проводились (за редким исключением) два раза в год — 1 мая и 7 ноября, решение о торжественном прохождении войск у стен Кремля осенью 1941 года далось руководству страны нелегко. Только что...
Когда война началась, мне едва-едва исполнилось тринадцать. Город наш, Калуга, быстро оказался в оккупации. Поначалу и не страшно мне было. Я, хоть и взрослая уже, всё думала: «Ничего, недолго осталось. Скоро всё как прежде станет». Но с каждым днем становилось только хуже. Взорвали водонапорную башню, и люди, оставшиеся без воды, были вынуждены искать сохранившиеся кое-где старые колодцы. Еды тоже не было: той, что выдавали по введенным немцами карточкам, не хватало. Участились бомбежки. За месяц...
В предпасхальные и пасхальные дни в связи с праздником Воскресения Христова возникает множество вопросов, и один из них: правда ли, что умирающие на Пасху попадают сразу в рай? Когда мы говорим о нашей вере, нужно четко разделять три вещи. Первая — учение Церкви, то есть то, что известно доподлинно и закреплено официально, чтобы верующие могли на это ориентироваться. Вторая — то, что закрепилось в церковном Предании, то есть эти вещи мы имеем в виду, но силы догматов или канонов они не имеют. Наконец,...
В те часы, когда Спаситель умирал на Голгофе, по всей Иудее происходили необычные и грозные явления. Особые знамения сопровождали и Воскресение Христово. Что же именно происходило и какое послание людям несли эти события? Яркий образный ответ на вопрос о знамениях дал наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович; 1894–1979). «Богообразные существа, люди, с ума сшедшие грехолюбием, распинают Бога, осмеивают распятого Бога, — писал он. — А „мертвая“ природа? Она всем существом своим протестует против этого»...
Вход Господень в Иерусалим — один из тех праздников, в котором к радости и ликованию при виде грядущего Спасителя примешивается печаль от понимания смысловой глубины, трагизма и серьезности момента. Господь торжественно входит в Иерусалим, его встречает восторженный народ, в воздухе разлито ожидание чего-то очень важного, судьбоносного, люди прославляют Христа как мессию и царя. И только Спаситель знает, что не почести и трон, а страдания и крест станут конечной точкой его пути. Что те, кто в эту минуту Его прославляют, будут через несколько дней добиваться Его казни...
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней финальной недели Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — «Ангельский собор удивися» и «Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...
Традиция исповедовать свои грехи в присутствии других людей имеет давнюю историю. Примеры покаяния, в том числе публичного, встречаются еще в Ветхом Завете. Так, праведный царь Давид исповедовал свой грех прелюбодеяния и убийства пророку Нафану (2 Цар 12:13), весь народ каялся Богу в идолопоклонстве перед пророком Самуилом (1 Цар 7:6), а по возвращении евреев из Вавилонского плена люди под руководством левитов стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему (Неем 9:3) и др...
Предпоследнее воскресенье Великого поста посвящено Марии Египетской — великой подвижнице Православной Церкви, 47 лет прожившей в пустыне в полном одиночестве. А в воскресном евангельском чтении рассказывается, как апостолы Иаков и Иоанн подошли ко Христу с честолюбивой просьбой — стать Его главными вельможами, когда Он завоюет весь мир. И сделали они это сразу после того, как Господь рассказал им о страданиях и смерти, которые ждут Его в скором времени. Что же поняла Мария Египетская — блудница,...
Потому что Священное Писание христиан говорит об этом совершенно однозначно: …человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр 9:27). А значит, никаких «пересдач» проваленного жизненного экзамена уже не будет. Именно поэтому автор Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пишет: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7:39). И если смерть — финальная черта, которая подводит итог всей жизни, то нужно стараться избежать греха любой ценой: а вдруг смерть уже рядом и вот-вот отрежет последнюю возможность для покаяния? Тогда надо жить без черновиков, «набело»...