Сегодня поговорим о памятнике вгиковцам. Не уверен, что все знают кто такие вгиковцы, поэтому начнем с этого. Аббревиатура ВГИК расшифровывается как Всероссийский государственный институт кинематографии. Можно сказать, что это главное учебное заведение, в котором куют кадры для российского кино. Так вот вгиковцами называют тех, кто причастен к этому учебному заведению.
В 2009 году по инициативе известного советского кинорежиссёра, который также является преподавателем ВГИКа, Сергея Соловьева был создан памятник вгиковцам. История умалчивает, каким образом выбрали именно этих кинематографистов из сотен других, но теперь это уже не имеет никакого значения.
В числе избранных оказались Андрей Тарковский, Геннадий Шпаликов и Василий Шукшин. Предположу, что кто-то из моих читателей может не знать этих фамилий, поэтому дам краткую информацию о каждом.
Геннадий Шпаликов наиболее известен в качестве сценариста и поэта. По его сценарию Георгий Данелия снял очень популярный в 60-е годы фильм "Я шагаю по Москве". В этом фильме также прозвучала песня на стихи Шпаликова "А я иду, шагаю по Москве".
Василий Шукшин был очень многогранной личностью. Он работал в качестве режиссера и сценариста. Снимался в кино и писал художественные произведения. Также он был лауреатом Ленинской и Государственной премий.
Если Шукшин и Шпаликов известны в основном русскоязычной публике, то Андрей Тарковский снискал мировую славу. Его фильмы периодически входят в различные рейтинги лучших фильмов всех времён.
Памятник был открыт 1 сентября 2009 года перед парадным входом ВГИКа, и его открытие было приурочено к 80-летию Василия Шукшина и 90-летию со дня основания ВГИКа.
Автором памятника стал московский скульптор Алексей Благовестнов.
Казалось бы надо радоваться, что три наших замечательных кинематографиста запечатлены в бронзе, но неожиданно возник скандал по поводу установки этого памятника.
Памятник не понравился советскому оператору Анатолию Заболоцкому, который принимал участие в съемках фильмов Василия Шукшина "Калина красная" и "Печки-лавочки".
Он участвовал в открытии памятника и обмер, когда с него сняли покрывало. Ему показалось, что поза, сидящего на скамейке Василия Шукшина, напоминает ему бомжа.
Сначала Заболоцкий пытался поговорить об этом с Сергеем Соловьевым, и тот, вроде, согласился обдумать этот вопрос. Заболоцкий предлагал, либо изобразить Шукшина сидящим в позе из фильма "Печки-лавочки", либо изобразить его во весь рост. Он даже обещал найти финансирование под переделку памятника. Однако переговоры с Соловьевым ни к чему ни привели. Соловьев сказал, что они "сделали шедевр".
Спустя несколько лет Анатолий Заболоцкий опубликовал статью "Почему неприемлем памятник у ВГИКа?" в журнале "Москва". В этой статье он написал, что нужно не только поставить Шукшина во весь рост, но также изменить его лицо.
Основной идеей этой статьи является мысль, что подобная поза Василия Шукшина унижает его по отношению к другим участником этого памятника.
Ещё в этой статье он ссылается на обращение деятелей культуры по этому вопросу, но это обращение к статье не приложено.
Все его старания так и окончились ничем. Общественность расшевелить не удалось , и памятник до сих стоит на своем месте
А как вы считаете, унижает ли данная поза Василия Макаровича Шукшина и нужно ли переделывать памятник?
Все фотографии авторские, кроме кадра из фильма "Печки-лавочки".