Когда начали выпускать первые серийные автомобили, они все были с одним цилиндром. Но уже в ближайшие годы, когда самоходные повозки совершенствовались, производители стали предлагать и двухцилиндровые машины. Последние были не только мощнее, но и не так сильно вздрагивали при работе. Уже к концу первого десятилетия двадцатого века состоятельные клиенты могли выбрать для себя шестицилиндровый автомобиль с рядным расположением цилиндров. В то время двигатели внутреннего сгорания и автомобили в целом эволюционировали очень быстро. Вскоре появились восьми и даже двенадцатицилиндровые машины. Первая машина с V12 была выпущена в 1915 году и это был Packard. Так уже в начале века производители хорошо понимали достоинства большого количества цилиндров.
Что дает большое количество цилиндров?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно просто представить себе двухлитровый двигатель с четырьмя и шестью цилиндрами. Шестицилиндровый агрегат имеет шесть поршней и шесть шатунов. Соответственно, каждый взрыв в камере сгорания нагружает детали цилиндра в машине с шестью котлами не так сильно, как в четырехцилиндровой машине. И еще до недавнего времени почти всегда работало правило, что большие моторы с большим количеством цилиндров практически всегда надежней и ресурсней маленьких моторов.
Что такое сбалансированность двигателя?
Если представить себе одноцилиндровый двигатель, в котором поршень то уходит вверх к камере сгорания, то спускается вниз, представляется постоянно вибрирующий двигатель, ведь его все время расшатывает один поршень. Но если представить себе двухцилиндровый агрегат, в котором пока один поршень уходит вверх, второй опускается вниз, представляется уже не такой уж и вибрирующий двигатель.
Как показали десятилетия, самым сбалансированным двигателем является рядная шестерка. Ведь в этом моторе пока два поршня находятся вверху, два находятся в самом низу, а два в средней части цилиндров. При этом двигатель полностью сбалансирован и в исправном состоянии практически не излучает вибраций. Двигатель компоновки V6 не так хорошо сбалансирован, ведь это две совмещенных рядных «тройки», где один цилиндр не может уравновесить два других. Очень сбалансированным является и V12, ведь это две совмещенных «шестерки». Разумеется, чем лучше двигатель сбалансирован, тем меньшую нагруженность он передает на вкладыши, цепи и т. д. И по этой причине среди самых надежных миллионников так много рядных шестерок. Компания BMW еще с тридцатых годов, начиная от второй своей модели, делала упор на рядные шестерки аж до средины двухтысячных. И даже V8, несмотря на наличие еще двух цилиндров, не так хорошо сбалансирован, как рядная шестерка, ведь две совмещенные четверки не могут работать также гладко, как одна рядная шестерка.
Какими двигатели будут в будущем?
Сегодня, когда ресурсу и надежности силового агрегата отводится весьма второстепенное значение, производители постоянно уменьшают число цилиндров. Выпускаются трех и даже двухцилиндровые двигатели. В которых с помощью наддува мощность подымается до уровня атмосферных четверок, а вибрации гасятся специальными балансирными валами, которые со временем просят дополнительного обслуживания.