Найти в Дзене
itFreeGate

Сила выравнивания. Как невидимые линии создают целостный интерфейс.

Оглавление

Бывает, смотришь на какую-нибудь страницу, и не можешь понять, что с ней не так. Вроде бы, всё в порядке, но что-то царапает.

Ощущение «всё не то, не знаю что» это знак, что надо присмотреться к выравниванию элементов и текстов.

Выравнивание - это ещё один фундаментальный принцип проектирования и дизайна интерфейсов. Общее правило выравнивания можно выразить так:

-2

Выравнивание - это то, что позволяет нам отличить профессиональную работу от любительской раньше, чем мы задумаемся об этом. Небрежное выравнивание создаёт лишние шумы, замедляет работу пользователя.

Рассмотрим простой и немного утрированный пример, а заодно попрактикуемся в выравнивании.

Живая практика

Надо сделать блок с анонсами событий. Всё просто: заголовок, даты, контент, картинка, адрес со ссылкой на карту, ссылка на страницу новости. Но вот дизайнер принёс на утверждение макет:
Исходник. Вы готовы поставить свою подпись?
Исходник. Вы готовы поставить свою подпись?

Шаг 1. Осматриваемся

Результат никого не устроил. Но почему? Что нужно улучшить? Как всегда, постараемся сформулировать проблему. Для начала, рассмотрим блоки поближе.

И увидим, что элементы не выровнены никак. Из-за этого вся композиция рассыпается. Блок напоминает полку в шкафу трудного подростка, на которой валяется груда скомканной одежы.

Шаг 2. Делаем выравнивание. Простое и висячее.

Давайте, для начала, попросим дизайнера выровнять элементы по левому краю.

Мы видим, что улучшения очень незначительны. Маркированный список и иконка "ломают" линию, по которой движется взгляд наблюдателя. Для мелких элементов: иконок, кавычек, маркеров и других украшательств, существует одно древнее типографское правило:

-6

Висячее выравнивание - это приём, при котором мелкие элементы сдвигаются так, чтобы текст оказался на одной линии.

Пример висячего выравнивания
Пример висячего выравнивания

Шаг 3. Нейтрализуем рваные края текста.

Дизайнер сделал, как его просили. Теперь текст считывается быстрее и проще. Но ощущения безупречной чистоты всё ещё нет. Что этому мешает? Может быть, рваное пространство между текстом и картинкой? Попробуем убрать?
Слева - более-менее. А справа - неряшливая рванина
Слева - более-менее. А справа - неряшливая рванина

Надо сказать, что выравнивание текста - это маленький ад для перфекциониста. И вот почему:

-9

Что с этим делать? Есть одна рекомендация:

-10

Как работает это правило, в случае, когда надо разместить картинку рядом с текстом? А вот как.

Дизайнер разместил ровный край текста и край картинки так, чтобы они "смотрели друг на друга". А также, убрал маркированный список совсем. И перенёс геометку вправо.

Шаг 4. Смотрим на промежуточный результат

В целом, блок уже выглядит прилично. И можно было бы оставить так... Если бы на дворе был 2005 год. Да, мы убрали критичные проблемы. Но получили до зевоты скучный и заезженный макет. Очевидно, что страница выглядит грустно и уныло. Что делает её такой? Покажем и сформулируем:

Во-первых, нас подводит выравнивание блоков по центру. Не то, чтобы его нельзя было использовать совсем. Этот способ выравнивания не подходит в нашем случае. Потому что из-за него:

  • взгляд пользователя опять должен двигаться по ломаной;
  • слева и справа возникают ничем не оправданные пустоты;
  • правый край блоков не связан вообще ни с чем - просто болтается в пространстве.

Во-вторых, никуда не годится сама идея - располагать анонсы в вертикально в широких блоках. И если мы не завернули эту идею сразу - то исключительно в учебных целях :-).

Почему такой способ размещения блоков - плохой? Потому что:

  • Сам блок содержит совсем мало информации. Делать его таким широким - это всё равно, что делить одну сосиску на 10 голодных студентов. Внимание читателя - размазывается, рассеивается. Он устаёт раньше, чем успевает добраться до сути;
  • Как такие блоки будут смотреться на мобильных устройствах? Если верстальщик сделает всё правильно - блок оптимизируется автоматически и текст уйдёт под картинку. А если нет - вёрстка поедет. Так или иначе, это хлипкое место. Здесь можно споткнуться.

Сформулировать проблему - это почти её решить. Давайте помучаем дизайнера ещё немного.

Шаг 5. Собираем размазню.

Попросим дизайнера сделать блоки узкими и разместить их горизонтально.

Не подумайте, что все наши наработки из шагов 1-3 пропали даром. Обратите внимание: мы сохранили почти все достижения, связанные с выравниванием и оптимизацией текстов внутри блоков. Словом, работали не зря. :-)

Макет уже близок к утверждению. Осталось исправить пару мелких проблем:

  • надо сделать более заметными даты событий. Сейчас они расположены на полупрозрачных серых плашках и нет никакой возможности найти их быстро;
  • текст анонса утратил связь с картинкой и вывалился из ритма.

Шаг 6. Шлифуем и подводим итоги

Дизайнер добавил контрастные белые плашки поверх картинок. Вот что у него (и у нас) получилось:

Мы постепенно устранили все обнаруженные проблемы :-):

  1. Сделали блоки аккуратными и компактными;
  2. Убрали элементы, создающие шум;
  3. Создали ритм и задали связи между элементами;
  4. При этом все элементы хорошо видны.

В карусели можно увидеть разницу между было и стало.

Вывод

Кто дочитал до конца - тот герой. Поэтому вывод будет коротким. :-)

Ничто не должно располагаться произвольно. Выравнивание создаёт Целостность. Благодаря выравниванию все элементы обретают визуальные связи.

Кто ещё умеет выравнивать?

1. www.booking.com - поиск и бронирование жилья

2. investmoscow.ru - инвестиционный портал Москвы

3. visitdon.ru - официальный портал туризма Ростовской области.

Где можно потренировать навык?

1. Присмотритесь к рекламным буклетам, которые попадают в ваш почтовый ящик. Это кладезь материала, на котором можно тренироваться до посинения. :-)

2. Рекомендуем зайти на портал Работа в России. И особенно, на страницу поиска вакансий.

Наш вариант ответа и новая статья будут здесь через неделю.

UPD: а вот и наш разбор.

Автор: Светлана Хомякова