Бывает, смотришь на какую-нибудь страницу, и не можешь понять, что с ней не так. Вроде бы, всё в порядке, но что-то царапает.
Ощущение «всё не то, не знаю что» – это знак, что надо присмотреться к выравниванию элементов и текстов.
Выравнивание - это ещё один фундаментальный принцип проектирования и дизайна интерфейсов. Общее правило выравнивания можно выразить так:
Выравнивание - это то, что позволяет нам отличить профессиональную работу от любительской раньше, чем мы задумаемся об этом. Небрежное выравнивание создаёт лишние шумы, замедляет работу пользователя.
Рассмотрим простой и немного утрированный пример, а заодно попрактикуемся в выравнивании.
Живая практика
Надо сделать блок с анонсами событий. Всё просто: заголовок, даты, контент, картинка, адрес со ссылкой на карту, ссылка на страницу новости. Но вот дизайнер принёс на утверждение макет:
Шаг 1. Осматриваемся
Результат никого не устроил. Но почему? Что нужно улучшить? Как всегда, постараемся сформулировать проблему. Для начала, рассмотрим блоки поближе.
И увидим, что элементы не выровнены никак. Из-за этого вся композиция рассыпается. Блок напоминает полку в шкафу трудного подростка, на которой валяется груда скомканной одежы.
Шаг 2. Делаем выравнивание. Простое и висячее.
Давайте, для начала, попросим дизайнера выровнять элементы по левому краю.
Мы видим, что улучшения очень незначительны. Маркированный список и иконка "ломают" линию, по которой движется взгляд наблюдателя. Для мелких элементов: иконок, кавычек, маркеров и других украшательств, существует одно древнее типографское правило:
Висячее выравнивание - это приём, при котором мелкие элементы сдвигаются так, чтобы текст оказался на одной линии.
Шаг 3. Нейтрализуем рваные края текста.
Дизайнер сделал, как его просили. Теперь текст считывается быстрее и проще. Но ощущения безупречной чистоты всё ещё нет. Что этому мешает? Может быть, рваное пространство между текстом и картинкой? Попробуем убрать?
Надо сказать, что выравнивание текста - это маленький ад для перфекциониста. И вот почему:
Что с этим делать? Есть одна рекомендация:
Как работает это правило, в случае, когда надо разместить картинку рядом с текстом? А вот как.
Дизайнер разместил ровный край текста и край картинки так, чтобы они "смотрели друг на друга". А также, убрал маркированный список совсем. И перенёс геометку вправо.
Шаг 4. Смотрим на промежуточный результат
В целом, блок уже выглядит прилично. И можно было бы оставить так... Если бы на дворе был 2005 год. Да, мы убрали критичные проблемы. Но получили до зевоты скучный и заезженный макет. Очевидно, что страница выглядит грустно и уныло. Что делает её такой? Покажем и сформулируем:
Во-первых, нас подводит выравнивание блоков по центру. Не то, чтобы его нельзя было использовать совсем. Этот способ выравнивания не подходит в нашем случае. Потому что из-за него:
- взгляд пользователя опять должен двигаться по ломаной;
- слева и справа возникают ничем не оправданные пустоты;
- правый край блоков не связан вообще ни с чем - просто болтается в пространстве.
Во-вторых, никуда не годится сама идея - располагать анонсы в вертикально в широких блоках. И если мы не завернули эту идею сразу - то исключительно в учебных целях :-).
Почему такой способ размещения блоков - плохой? Потому что:
- Сам блок содержит совсем мало информации. Делать его таким широким - это всё равно, что делить одну сосиску на 10 голодных студентов. Внимание читателя - размазывается, рассеивается. Он устаёт раньше, чем успевает добраться до сути;
- Как такие блоки будут смотреться на мобильных устройствах? Если верстальщик сделает всё правильно - блок оптимизируется автоматически и текст уйдёт под картинку. А если нет - вёрстка поедет. Так или иначе, это хлипкое место. Здесь можно споткнуться.
Сформулировать проблему - это почти её решить. Давайте помучаем дизайнера ещё немного.
Шаг 5. Собираем размазню.
Попросим дизайнера сделать блоки узкими и разместить их горизонтально.
Не подумайте, что все наши наработки из шагов 1-3 пропали даром. Обратите внимание: мы сохранили почти все достижения, связанные с выравниванием и оптимизацией текстов внутри блоков. Словом, работали не зря. :-)
Макет уже близок к утверждению. Осталось исправить пару мелких проблем:
- надо сделать более заметными даты событий. Сейчас они расположены на полупрозрачных серых плашках и нет никакой возможности найти их быстро;
- текст анонса утратил связь с картинкой и вывалился из ритма.
Шаг 6. Шлифуем и подводим итоги
Дизайнер добавил контрастные белые плашки поверх картинок. Вот что у него (и у нас) получилось:
Мы постепенно устранили все обнаруженные проблемы :-):
- Сделали блоки аккуратными и компактными;
- Убрали элементы, создающие шум;
- Создали ритм и задали связи между элементами;
- При этом все элементы хорошо видны.
В карусели можно увидеть разницу между было и стало.
Вывод
Кто дочитал до конца - тот герой. Поэтому вывод будет коротким. :-)
Ничто не должно располагаться произвольно. Выравнивание создаёт Целостность. Благодаря выравниванию все элементы обретают визуальные связи.
Кто ещё умеет выравнивать?
1. www.booking.com - поиск и бронирование жилья
2. investmoscow.ru - инвестиционный портал Москвы
3. visitdon.ru - официальный портал туризма Ростовской области.
Где можно потренировать навык?
1. Присмотритесь к рекламным буклетам, которые попадают в ваш почтовый ящик. Это кладезь материала, на котором можно тренироваться до посинения. :-)
2. Рекомендуем зайти на портал Работа в России. И особенно, на страницу поиска вакансий.
Наш вариант ответа и новая статья будут здесь через неделю.
UPD: а вот и наш разбор.
Автор: Светлана Хомякова