Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить отрицающих монгольское нашествие да и просто людей, интересующихся военной историей и историей России с первоисточниками, касающимися обстоятельств нашествия армии Монгольской империи на Русь. Статья отвечает на довольно часто задаваемый вопрос "почему монголы напали на Русь зимой".
Для справки: первоисточник - первый, основной источник каких-либо сведений (Толковый словарь Ожегова).
Собственно, ответ на этот вопрос можно без большого труда (было бы желание) найти у венгерского монаха-доминиканца Юлиана, который осенью 1237 года посетил Северо-Восточную Русь, путешествуя в поисках "Великой Венгрии", прародины венгров. Узнав, что соседняя Булгария уже разгромлена монголами, монах решил не испытывать судьбу и повернул назад.
В своем сочинении об этом путешествии он написал о том, что войска монголов (осенью 1237 года) уже сосредоточились у границ Руси в трех районах: первая часть у Волги, у восточных границ Суздаля, вторая часть у границ Рязани и третья часть у Дона в районе нынешнего Воронежа (кстати, следует обратить внимание на такое продуманное разделение сил, охватывающих Северо-Восточную Русь полукольцом).
А далее он совершенно четко и понятно пишет о том, что завершившие, как сейчас сказали бы, выход в район сосредоточения корпуса монгольской армии,
"ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замёрзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну Русских".
Как видим, монголов не пугали ни "русские морозы", ни "метровый слой снега", ни прочие погодные страсти-мордасти на которые так любят ссылаться отрицающие их нашествие. Очевидно, монголы не только знали об этих погодных факторах, но и учитывали их в своих планах разгрома Северо-Восточной Руси. Причем как способствующие этим планам, а не препятствующие им.
Об этом же, учете погодных условий, говорит и тот факт, что, разгромив Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества за декабрь 1237 - февраль 1238 и взяв новгородский Торжок 5 марта, монголы повернули назад - наступала весна, а с ней и традиционная русская распутица. Кстати, одна из современных версий, объясняющих непонятное "топтание" монгольских отрядов под небольшим Козельском, заключается в том, что и так неплохо защищенный естественными препятствиями город (как выявили археологи, городище находилось на высоком мысу близ устья реки Другусны, впадающей в Жиздру, и было прикрыто с трех сторон реками, а с четвертой - глубоким оврагом) был дополнительно укреплен начавшимся весенним разливом.
Впрочем, есть все основания считать, что монголы вообще предпочитали начинать боевые действия в холодное время года. Об этом, например, пишется в "Кратких сведениях о черных татарах" (Хэй-да ши-люэ), составленных из записок южносунских дипломатов Пэн Дая и Сюй Тина, посещавших ставку Угэдея в 1233 и 1235 годах (кстати, перевод этого компиляционного источника на русский язык был выполнен только в 1960 году).
Так, Пэн Дай отмечает, что
"Местность, где они (татары - ИО) [предпочитают] сражаться, должна быть холодной".
А Сюй Тин добавляет:
"с самого начала весны [они] (татары - ИО) прекращают боевые действия. После весны они всегда выступают на войну с добрыми конями".
Впрочем, монголы могли и нарушить свою, так сказать, традицию. Однако это не всегда кончалось для них благополучно.
Так, начав вторжение в Южную Русь в сентябре 1240 года (к Киеву монголы подошли 5 сентября), корпус Батыя вторгся в Венгрию только в марте 1241 года и в июне уперся в Дунай, форсировать который им уже не удалось. А потому они, как пишет Рашид ад-Дин,
"провели лето на реке Тиса"
Кстати, надо упомянуть, что причина весеннего вторжения была тоже, по крайней мере отчасти, связана с погодой - ушел снег с перевалов Карпат.
Только в январе 1242 года, когда Дунай замерз, монголы перешли реку и продолжили громить венгерские земли (кстати, сегодня считается, что замерзание Дуная - весьма редкое явление, которое бывает раз в 50 лет). Как пишет Фома Сплитский,
"По прошествии января зимняя стужа лютовала более обыкновенного, и все русла рек, покрывшись от холода льдом, открыли прямой путь врагам. Тогда кровожадный вождь Кайдан с частью войска выступил в погоню за королем (Белой IV - ИО)".
Впрочем, и здесь наступившая ранняя весна принесла монголам проблемы: они не смогли взять Альбу, которую осаждали несколько дней. Все тот же Фома Сплитский указывает и причины этой неудачи:
"так как место это было достаточно защищено множеством разлитых вокруг болот и обороняли его отборные отряды латинян с помощью установленных со всех сторон машин".
Так что, уважаемые отрицатели монгольского нашествия, читайте первоисточники, а не фантазии неизвестно кого неизвестно о чем.
Почему монголы не смогли взять крепости Европы можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!