Найти тему
Петр Власов

Русско-японская война: Владивостокский отряд крейсеров

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Основная масса кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры базировалась на Порт-Артур, являвшийся главной базой российского Тихоокеанского флота. Однако кроме Порт-Артура военно-морской базой России на Дальнем Востоке являлся так же Владивосток, в порту которого находился отдельный крейсерский отряд, состоявший из четырех крейсеров 1 ранга и одного вспомогательного крейсера. Действия этого небольшого крейсерского отряда во время войны оказались более активными и эффективными, чем действия всей большой Порт-Артурской эскадры, и распространились на довольно широкую зону Тихого океана.

Так же для защиты Владивостокского военного и Николаевского гражданского портов из состава Сибирской флотилии было выделено 17 малых номерных миноносцев прибрежного действия (10 во Владивостоке и 7 в Николаеве).

Флагман Владивостокского отряда броненосный крейсер «Россия» в военной окраске
Флагман Владивостокского отряда броненосный крейсер «Россия» в военной окраске

Во Владивостоке базировался отряд крейсеров, который до войны считался «Отрядом крейсеров эскадры Тихого океана», а с началом боевых действий стал «Отдельным отрядом крейсеров флота Тихого океана». Командовал им в первые недели войны капитан 1 ранга Н.К. Рейценштейн, а с начала марта – адмирал К.П. Иессен. Угрожая Японии с севера, Владивостокский отряд (в отличие от пассивной Порт-Артурской эскадры) весной и летом 1904 года довольно активно действовал против японского судоходства. Причем гонявшиеся за Владивостокскими крейсерами два отряда японских крейсеров никак не могли их настигнуть. Лишь запоздавший приказ поддержать прорыв Порт-Артурской эскадры (уже завершившегося поражением русского флота в сражении в Желтом море) привел Владивостокский отряд в западню (но об этом – ниже).

В состав Владивостокского отряда входили крейсеры 1 ранга: броненосные «Россия», «Громобой», «Рюрик» и бронепалубный «Богатырь»; а так же вспомогательный крейсер «Лена». С началом боевых действий для обороны Владивостока из состава Сибирской флотилии был выделен отряд из 10 малых «номерных» миноносцев, которые были способны только на прибрежное плавание, и участвовали лишь в одной крейсерской операции, проводившейся вдоль берега Кореи.

Броненосный крейсер «Рюрик» в довоенной окраске
Броненосный крейсер «Рюрик» в довоенной окраске

Самым старым крейсером Владивостокского отряда был броненосный «Рюрик» (вступил в строй в 1895 году). Он являлся головным кораблем серии океанских броненосных крейсеров-истребителей торговли, и уже изначально предназначался для действий в Тихом океане, на большом удалении от баз. Поэтому главное внимание при проектировании и постройке было уделено увеличению автономности и мореходности, пусть и в ущерб скоростным данным корабля. Поэтому при хорошей мореходности и большой дальности плавания (6.700 миль 10-узловым ходом) «Рюрик» имел максимальную скорость всего 18 узлов. Первоначально на крейсере была даже установлена парусная оснастка, чтобы «Рюрик» в ветреную погоду мог экономить уголь, двигаясь под парусами - это еще больше увеличивало дальность плавания корабля. Однако к началу войны от устаревшей громоздкой парусной оснастки избавились. Бронирование корабля было устаревшего, стального типа: пояс корпуса 203-254 мм, палуба 51-76 мм, рубка 152 мм. Вооружение крейсера было мощным: 4х8-дм (203-мм), 16х6-дм (152-мм), 6-120-мм орудий, дополненных 16 «противоминными» 47-мм и 37-мм пушками и 6х381-мм торпедными аппаратами. Однако не самое удачное расположение этой артиллерии и отсутствие на орудиях какой-либо защиты, а так же старомодный слабый вид бронирования делали грозный для одиночных кораблей противника «Рюрик» малопригодным для большого эскадренного боя.

Флагманский корабль отряда броненосный крейсер «Россия» (вступил в строй в 1897 г) являлся развитием «Рюрика». Рассчитывавшийся как однотипный «Рюрику», этот крейсер в процессе постройки получил ряд усовершенствований - таких, как котлы новой, более совершенной системы, отказ от парусного рангоута, более полное и крепкое бронирование, заключение части артиллерии в бронированные казематы. «Россия» получила более крепкую гарвеевскую броню, что позволило сократить ее толщину и вес при сохранении снарядостойкости (пояс корпуса 152-203 мм, палуба 51-76, броню рубки увеличили до 305 мм). Вооружение главного калибра оставили без изменений (4х203-мм и 16х152-мм орудий), а шестерку 120-мм пушек заменили на 12х75-мм. Значительно увеличили так же количество «стволов» малокалиберной «противоминной» артиллерии (38 пушек 47-мм и 37-мм), но подсократили число торпедных аппаратов (5х381-мм). А котлы нового типа и установка дополнительной машины малой мощности для экономического хода (что увеличило количество труб до четырех) позволили «России» добиться скорости в 19,7 узла, и дальности в 7.740 миль.

Броненосный крейсер «Громобой» в довоенной окраске
Броненосный крейсер «Громобой» в довоенной окраске

Последний крейсер в этой серии – «Громобой» (в строй в 1900 г) так же в процессе постройки был несколько усовершенствован – уже в сравнении с «Россией». В результате дальность его хода увеличилась до 8.100 миль, а скорость до 20,1 узла. Бронирование «Громобой» получил тоже гарвеевское (пояс 152 мм, палуба 37-76 мм, рубка 305 мм). Артиллерия главных калибров так же осталась прежним (4х203-мм и 16х152-мм орудий), но расположение «стволов» несколько изменилось; число 75-мм пушек увеличилось до 24, а количество малокалиберной «противоминной» артиллерии (47-мм и 37-мм) сократилось до 30; уменьшилось так же до 4 и число торпедных аппаратов. Расположение артиллерии, и ее защита броней казематов уже лучше соответствовали требованиям эскадренного боя.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» в окраске военного времени
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» в окраске военного времени

Кроме броненосных крейсеров в составе Владивостокского отряда находился еще и бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» (построен в Германии, в строй в 1902 г). Этот корабль задумывался, как дальний разведчик, однако благодаря хорошей защите у него были шансы на успех даже в схватке с броненосным крейсером. Крейсер получился столь удачным, что по его образцу на российских верфях были построены еще 3 корабля того же типа (1 на Балтике и 2 на Черном море). Главная артиллерия «Богатыря» состояла из 12х6-дм (152-мм) орудий, 4 из которых находились в носовой и кормовой поворотных бронированных башнях. Так же крейсер имел 12х75-мм и 10 малокалиберных «противоминных» пушек; торпедное вооружение состояло из 4х381-мм аппаратов. Защищенность артиллерийских расчетов этого корабля была обеспечена установкой на пушках бронированных щитов; но лучше всего были защищены артиллеристы, находившиеся в полностью закрытых поворотных двуствольных башнях (броня 90-125 мм) на носу и на корме. Бронирование палубы составляло 35-70 мм, рубки – 140 мм; броня стояла самого крепкого, крупповского типа. «Богатырь» развивал хорошую для того времени скорость 23,5 узла, и 10-узловой скоростью мог пройти 4.900 миль.

Замыкал строй основных сил Владивостокского отряда вспомогательный крейсер «Лена», переоборудованный из парохода Добровольного флота «Херсон» (построен в Англии, сдан в эксплуатацию в 1896 году). Этот пароход развивал скорость 19,5 узлов и проходил без дозаправки 5.460 миль; брони он не имел; при переоборудовании в боевой корабль на него поставили 6х120-мм и 6х75-мм пушек.

Включенные с началом войны в состав Владивостокского отряда малые номерные миноносцы были построены в период 1887 – 1900 гг. и перевезены на Дальний Восток в разобранном виде. Все они обладали скоростью 19-20 узлов (2 самых старых не дотягивали даже до 17 узлов) и могли совершать только прибрежные плавания. Вооружение их состояло из 2-3х37-мм пушек и 2-3х381-мм торпедных аппаратов. В боях они практически не участвовали, но в ходе войны было потеряно 2 таких миноносца.

Состав Владивостокского крейсерского отряда

-6

УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И БОЯХ:

Январский и февральский выходы крейсерского отряда в море завершились неудачно из-за ледовой обстановки и постоянной штормовой погоды (удалось найти и потопить только 1 японский пароход). Третий поход к побережью Кореи так же не дал результатов – японского судоходства в этом районе не наблюдалось. А 6 марта ледовая обстановка помешала русским крейсерам вступить в бой с японским крейсерским отрядом, обстрелявшим Владивосток. Пока русские взламывали лед и выходили из бухты, японцы уже скрылись вдали. В апрельском походе владивостокцы уничтожили 3 японских парохода, занимавшихся военными перевозками между Японией и Кореей. Сразу поле возвращения русских крейсеров на базу около Владивостока вновь появились японские крейсеры, выставившие на входе в Уссурийский залив мины. Чтобы расчистить выход, на траление были направлены номерные миноносцы; при этом №208 подорвался на мине и затонул. 2 мая посланный на разведку бронепалубный крейсер «Богатырь» выскочил на камни у мыса Брюса; отбуксированный во Владивосток, он из-за нехватки материалов для ремонта простоял в доке до самого конца войны.

В июньском походе броненосные крейсеры отряда дошли до острова Цусима и в этом судоходном районе уничтожили три японских транспорта, перевозивших на фронт войска и вооружение (на одном из потопленных пароходов находились 18 гигантских осадных гаубиц 11-дюймового калибра, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура). Узнав об этом, японские отряды крейсеров бросились на поиски Владивостокских рейдеров, но – безрезультатно…

Едва вернувшись во Владивосток, русские крейсеры сразу после сдачи на берег пленных и пополнения боезапаса и угля вышли в новый поход, прихватив с собой «для массовости» вспомогательный крейсер «Лена» и восемь номерных миноносцев (двигавшихся вдоль берега). Нахально ворвавшись в корейский порт Гензан, где разгружались японские транспорты, русские расстреляли два грузовых судна; правда, при этом потерпел аварию миноносец №204, который пришлось взорвать, сняв с него команду. После этого «Лена» и миноносцы вернулись во Владивосток, а крейсеры отправились к Цусиме, где захватили английский транспорт, доставлявший в Японию груз военного значения.

Активные действия Владивостокского отряда крейсеров вынудили японское правительство основную часть транспортов с войсками и военными грузами направлять теперь в Корею и Маньчжурию более длинным, окружным путем - через Желтое море. После этого русские крейсеры были перенацелены своим командованием на действия у восточного побережья Японии - на путях сообщения с Америкой. На этом направлении за две недели июльского похода владивостокцы обнаружили целый ряд европейских судов, перевозивших в Японию грузы военного значения. Два крупных английских парохода с контрабандным товаром были захвачены и доставлены во Владивосток; затем, не имея возможности конвоировать в свою базу всех встреченных контрабандистов, Владивостокские крейсеры расстреляли и потопили английский и немецкий пароходы с военными грузами для японцев, а так же несколько небольших шхун разных национальностей с подобными товарами. Эти действия русских кораблей у берегов Японии взбудоражили весь мир; мировая биржа отреагировала на потерю контрабандных судов взлетом цен на фрахты. Однако даже высокая стоимость фрахта не помогла: многие компании, напуганные решительностью русских и понесенными финансовыми потерями, стали просто отказываться выполнять рейсы к берегам Японии.

Крейсер «Россия» расстреливает японское транспортное судно
Крейсер «Россия» расстреливает японское транспортное судно

Через 10 дней после возвращения отряда (29 июля) во Владивостоке получили телеграмму от наместника адмирала Алексеева. В ней был приказ крейсерам выйти на соединение с Порт-Артурской эскадрой, чтобы помочь ей прорвать блокаду японцев. Никто во Владивостоке не знал, что телеграмма эта безнадежно запоздала: попытка прорыва состоялась еще накануне, 28 июля; завершилась она сражением в Желтом море и возвращением 1-й эскадры назад, в осажденный город. Не подозревая об этом, крейсера «Россия», «Громобой» и «Рюрик» утром 30 июля вышли в море и направились к Корейскому проливу, где предполагалась встреча с эскадрой адмирала Витгефта. В Корейский пролив Владивостокский отряд втянулся на рассвете 1 августа, где в предрассветной мгле вместо русской эскадры их поджидали… японские броненосные крейсеры отряда адмирала Камимура: «Идзумо», «Токива», «Азума» и «Ивате». Этот отряд несколько дней назад был послан блокировать пролив именно с целью не допустить соединения Порт-Артурских и Владивостокских кораблей. Опознав, что им встретился противник, владивостокцы повернули на северо-запад, стремясь оторваться от японцев, а те пошли параллельным курсом, стараясь обогнать русских и отрезать им путь к отступлению на Владивосток. Бой начался в 5 часов 20 минут; противники засыпали друг друга градом снарядов. Примерно минут через 40 к месту боя подошли находившиеся неподалеку японские легкие крейсеры «Нанива» и «Такачихо», которые тут же включились в общую перестрелку. К тому времени и русские, и японские броненосные крейсеры уже получили ряд попаданий, некоторые из которых стали причиной серьезных повреждений. Так, на «Ивате» русский снаряд «вскрыл» артиллерийский каземат, разбив три 152-мм и одно 75-мм орудие; а на «Рюрике» начался, но был затушен экипажем пожар, вызванный японскими попаданиями. На всех кораблях уже имелись и убитые, и раненые.

Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 г. На переднем плане – крейсер «Рюрик»
Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 г. На переднем плане – крейсер «Рюрик»

Через некоторое время после прибытия легких крейсеров японцы добились нового удачного попадания в «Рюрик», которое стало фатальным для корабля. Снаряд ударил в незащищенное броней румпельное отделение и вывел из строя рулевое управление. «Рюрик» вывалился из строя и закружился на месте; «Россия» и «Громобой» развернулись, чтобы прикрыть подбитый крейсер огнем. Однако на «Рюрике» исправить повреждение так и не смогли. Видя, что поврежденному «Рюрику» невозможно помочь, а наоборот, можно потерять и два других крейсера, командующий отрядом крейсеров адмирал Иессен принял решение продолжить прорыв во Владивосток. Броненосные крейсеры японцев бросились их преследовать, легкие же остались добивать обездвиженный «Рюрик». Но к 10 часам утра командующий японским отрядом отдал приказ прекратить стрельбу и повернуть на обратный курс. Причиной прекращения преследования стало то, что русские ожесточенно «огрызались»; от их огня на японских крейсерах имелось уже большое количество повреждений и значительные потери среди личного состава; кроме того, за время схватки было израсходовано большинство имевшихся снарядов, и японцы рисковали остаться безоружными.

Гибель крейсера «Рюрик»
Гибель крейсера «Рюрик»

К тому времени, как повернувшие назад японские броненосные крейсеры вновь приблизились к «Рюрику», на русском корабле, расстреливаемом «Нанивой» и «Такачихо», уже были разбиты все орудия, выбита половина экипажа и 15 (из имевшихся 22) офицеров. Тем не менее, погибавший корабль продолжал сопротивляться: не имея больше артиллерии, он попытался протаранить один из приблизившихся крейсеров, а когда это не получилось, выстрелил по нему торпедой (это был единственный в русском флоте за всю историю случай боевого применения торпедного аппарата с крупного корабля). Увернувшись от торпеды, японцы отошли на безопасное расстояние и стали издалека добивать безоружный крейсер. И тогда вступивший в командование лейтенант Иванов 13-й. убедившись, что все средства к сопротивлению исчерпаны, приказал открыть кингстоны и затопить корабль. В половине одиннадцатого утра избитый «Рюрик» полностью скрылся под водой. Устарелый и слабо бронированный, он пять часов вел бой с превосходящими его по мощи кораблями противника. Поведение команды «Рюрика» было героическим. Из 750 человек экипажа крейсера погибли 204, а 305 человек получили ранения. Большими были потери и на других крейсерах русского отряда. На «России» в том бою было убито 48 и ранено 165 моряков; «Громобой» потерял убитыми 91 и ранеными 182 человека.

Избитый крейсер «Россия» после боя в Корейском проливе
Избитый крейсер «Россия» после боя в Корейском проливе

Бой в Корейском проливе фактически стал последним активным боевым действием отряда. Из-за слабых мощностей ремонтной базы Владивостокского порта ремонт серьезных повреждений на «России» и «Громобое» растянулся на длительное время. Не имея больше в своем распоряжении боеспособных штатных крейсеров, командование отправило в крейсерство по Тихому океану вспомогательный крейсер «Лена». Этот «мобилизованный» в крейсеры гражданский пароход вышел в самостоятельный дальний рейд на линию транспортных маршрутов Япония - США. Однако уже вскоре из-за неисправности механизмов «Лена» был вынужден зайти на ремонт в ближайший к нему порт - в Сан-Франциско. Но там американское правительство, раздосадованное предыдущими действиями Владивостокского отряда, принесшими бизнесменам большие убытки, сразу же интернировало русский крейсер до самого конца войны.

В октябре 1904 отремонтированный, наконец-то, «Громобой» смог выйти в море; но при переходе в залив Посьет он напоролся на скалы, и всю зиму простоял в доке на ремонте. «Россия» же провела зиму 1904-1905 годов вмерзшей в лед Амурского залива, где ее поставили для отражения возможных атак японских войск на Владивосток по льду залива (которых так и не случилось).

Лишь весной 1905 года кое-как залатанные и освободившиеся из ледового плена крейсеры смогли совершить рейд к побережью японского острова Хоккайдо, потопив попавшиеся на пути 4 японские шхуны. Но затем последовал разгром японским флотом у Цусимы 2-й Тихоокеанской эскадры, пришедшей на Дальний Восток с Балтики, после чего начались мирные переговоры между Россией и Японией. А после заключения мира Владивостокский отряд совершил переход в Балтийское море, где он был расформирован.

Подводя итоги деятельности самого активного в боевом отношении отряда Российского Дальневосточного флота, нужно признать, что Владивостокские крейсеры далеко не в полной мере оправдали надежды, возлагавшиеся на них Адмиралтейством; тем не менее, они все же добились определенных успехов. За время участия в рейдах владивостокцы потопили 8 японских и 2 английских транспортных парохода и 14 парусных шхун. Кроме того, крейсерами были захвачены и приведены во Владивосток 4 иностранных парохода и 1 японская шхуна.

Опыт рейдерских действий русских крейсеров на коммуникациях противника во время Русско-Японской войны был положительно оценен германским морским командованием, которое в начале 1-й мировой войны использовало российский пример, послав в дальние рейды во вражеские воды целый ряд своих боевых и вспомогательных крейсеров.

Русско-японская война: состояние флотов

Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр

Порт-Артурские крейсера

Владивостокский отряд подводных лодок

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.