Найти в Дзене
ПроФэнтези

Черное и белое в мире Толкина

Оглавление

Толкина часто критикуют за то, что его персонажи четко делятся на черных и белых, Зло и Добро без всяких полутонов. В противовес обычно приводят книги вроде «Игры престолов» или темного фэнтези, где мораль серая, а персонажи могут совершать как хорошие, так и плохие поступки. В этой статье я все же попробую показать, что творчество Толкина глубже, чем о нем принято считать, и не все Добро, что блестит белизной.

Средиземье: Зло против Добра (арт www.reddit.com).
Средиземье: Зло против Добра (арт www.reddit.com).

Пройдемся по персонажам

Даже самые «белые» персонажи Толкина не выдерживают искушение Кольцом. Гэндальф избегает дотрагиваться до Кольца, позже объясняя это так: «Гэндальф Белый велик, но еще величественнее был бы Гэндальф Черный» («Две Твердыни»). Фродо в последний момент отказывается уничтожить Кольцо. Парадоксально, что честный и преданный Сэм, который на своем горбу дотащил Кольцо до Ородруина (вместе с хозяином), так и не смог преодолеть своего отвращения к Голлуму – именно из-за недоверчивого, презрительного отношения Сэма Голлум в итоге и предает хоббитов.

«Черные» персонажи также не творят зло просто потому, что такова их природа – нет, со своей точки зрения они преследуют самые высокие цели. Бывший ученик Ауле Саурон хочет навести порядок в Средиземье, и эта цель оправдывает любые средства. Далеко не всегда он использует грубую силу – на Юге и Востоке он склоняет людей на свою сторону с помощью тонкого убеждения. Саруман, еще один ученик Ауле, преследует ту же цель.

Наконец, во «Властелине Колец» есть и по-настоящему трагичные персонажи – Боромир и Денетор. Оба поддаются злу, потому что искренне считают, что делают правильный выбор. Например, Боромир уверен, что силу можно победить только силой, а значит, нужно стать сильнее Саурона – использовать против него Кольцо. Это основа многих супергеройских сюжетов последнего времени – тому же Флэшу постоянно приходится бежать быстрее, чтобы при помощи Силы скорости победить очередного противника. И все же Боромир понимает свою ошибку (хоть и слишком поздно).

Из этого ряда резко выбивается один персонаж – Арагорн. Я понимаю, когда говорят, что про него скучно читать – слишком уж он совершенный. Но сейчас есть много книг, где короли «по должности» ведут себя совсем не по-королевски. Толкин – один из немногих фантастов, у которого есть настоящий король. В рамках этого типажа Арагорн прописан очень хорошо. Причем Толкин вполне мог работать и с морально сложными, ущербными героями – вспомним того же Турина Турамбара.

Арагорн (арт kimberly80, www.deviantart.com).
Арагорн (арт kimberly80, www.deviantart.com).

А что насчет рас?

В мире Толкина нет однозначно добрых рас. Даже эльфы, которые кажутся таковыми, часто совершают ужасающие поступки. Феанор и другие нолдор устраивают братоубийственную резню в Альквалондэ, сыновья Феанора повторяют ее уже в Средиземье (Дориат, Гавани). Эол пытался убить собственного сына. Маэглин продал Морготу последнее скрытое убежище эльфов, потому что Моргот обещал ему руку эльфийской принцессы. Среди хоббитов нашлись те, кто встали на сторону Сарумана при введении новых порядков в Шире.

Даже злые расы наделены некоторыми положительными качествами. Урук-хай из отряда Углука не бросают товарищей, а остаются вместе сражаться с «коневодами», сам Углук вызывает Эомера на поединок. В «Хоббите» один из троллей говорит другим, указывая на Бильбо: «Бедняга... Отпусти его». Это показывает, что даже тролли не лишены небольшой доли сочувствия.

Феанор и Сильмарили (арт BellaBergolts, www.deviantart.com).
Феанор и Сильмарили (арт BellaBergolts, www.deviantart.com).

Отношение к войне

У Толкина очень тонкий взгляд на войну. Фарамир говорит примерно так: «Я люблю меч не за то, что он острый, и стрелу – не за ее быстроту. Я люблю их за то, что они защищают родину». Эовин сражается, когда это необходимо, и даже убивает Короля-Чародея, однако она перестает быть воительницей, как только война заканчивается. Бильбо возвращается из путешествия, полного схваток, погонь и опасностей, к спокойной жизни.

Толкин понимал войну лучше, чем многие современные фантасты. Он побывал в окопах Первой мировой, видел, как умирают его друзья, и на своем опыте узнал, что война и приключения – это не такое уж веселое и лихое дело, а часто простая необходимость. Задача заключалась не в том, чтобы выяснить, кто враг и как его победить, а в том, чтобы найти в себе силы и мужество идти дальше.

Многие фантасты пытаются донести идею «война – это ад», убивая персонажей без разбора. Но настоящая война этим не ограничивается – домой возвращается больше солдат, чем кажется после битв той же ПЛиО. Они покрыты шрамами, морально сломлены или серьезно изменились (тот же Фродо). На эту тему замечательно высказался Глен Кук в «Черном отряде»: «Солдаты живут и удивляются, почему живут». У Толкина здорово получается раскрыть именно эту реалистичную сторону войны.

Возвращение Бильбо (скриншот из фильма, www.pinterest.com).
Возвращение Бильбо (скриншот из фильма, www.pinterest.com).

Я не пытаюсь сказать, что Толкин лучше современного низкого или темного фэнтези. Но при повторном прочтении понимаешь, что мир и персонажи Толкина глубже, чем кажутся на первый взгляд: белое и темное, Добро и Зло, переплетаются между собой, создавая много полутонов.

Спасибо за внимание! Возможно, вас также заинтересуют статьи:

1) Средиземье глазами Саурона;

2) Орки и техника во "Властелине Колец";

3) Философия эльфов: клятва и свобода выбора.

Если понравилось, поддержите автора👍 :)