Харьковский авиаинститут радовал время от времени любителей оригинальных моделей. Все благодаря тому, что к конструкторской деятельности были допущены студенты. Молодежь часто без оглядки на авторитеты бралась за самые необычные или риcкованные проекты. Вот и ХАИ-3 стал первым в мире "летающим крылом", который хотя бы некоторое время реально осуществлял полеты как транспортник.
Схема самолета была действительно оригинальна - на стреловидном крыле разместили две кабины для пассажиров или грузов. В правой кабине располагался и летчик. Между фюзеляжами находился и мотор - тянущий, М-11. Как ни странно, такой маломощный двигатель вполне тянул всю эту конструкцию с загрузкой до 12 пассажиров! Скорость правда невелика - 130 км в час, зато идея полностью в русле тех времен - возможность построить целую армаду недорогих и экономичных мотопланеров (по сути) и перевозить туда-сюда массу жителей СССР - от пионеров до металлургов.
Как часто и бывало (например с более поздней идеей - штурмовиков- "Пегасов") - все осталось на бумаге; кроме опытного экземпляра. Он назывался "Сергей Киров" и успешно применялся на местных авиалиниях. Более того, группа конструкторов не могла остановить свои идеи и закончить на этом - в 1937-м году пробовали построить продолжение - ХАИ-8, который отличался от пионера двумя уже двигателями, установленными на стойках над крылом... Самолет, к сожалению, не доделали...
Вообще,машина напоминает летающий авиа-автобус (аналог современной маршрутки - судя по количеству пассажиров и мощности мотора :-). Первым полетом после заводских испытаний стал Харьков-Тамбов, который проходил в плохую погоду с грозами. На мотопланер успешно преодолел расстояние в 500 км примерно, за менее чем четыре часа. Многие бы пассажиры заплатили за такие перелеты, чем тащится на автобусе-маршрутке, риск проезда в которой, иногда зашкаливает :-)
Ударим мотопланером по бездорожью и разгильдяйству!
Технические характеристики:
Размах крыла, м 22. 40
Длина самолета, м 5.80
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2 78.60
Масса, кг пустого самолета 1440
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ПД М-11 Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 130
Крейсерская скорость, км/ч 120
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 12 пассажиров
Помимо летающих крыльев ХАИ разрабатывал и боевые машины: смотрите здесь.
Все о спутниковой мобильной связи - ч итайте тут.
Всем успехов и мирного неба!