Оформить электронные паспорта на транспортные средства в России можно на протяжении почти полугода. При этом у водителей остаётся множество вопросов, касающихся того, что это за паспорта, и как работает существующая система. Не менее актуальными являются вопросы, связанные с данными, которые хранятся в системе. Также автолюбителей интересует вопрос о том, с какими проблемами столкнулись те, кто оформил соответствующий документ, и как такие проблемы следует решать. Обо всём этом по порядку.
Введение ЭПТС
Электронные паспорта были введены с 1 ноября 2020 года на территории стран Евразийского экономического союза, а это значит в таких странах, как Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. За это время в России выдано уже более 2 миллионов электронных паспортов.
Создатели предложенной системы указывают на то, что электронные документы являются удобными и их невозможно потерять. Также с ними можно быстрее оформить транспортное средство при постановке на учёт. Ещё одно преимущество электронного паспорта - возможность прозрачно совершить сделку при дальнейшей перепродаже ТС.
В то же время в течение первых месяцев работы системы выявились и некоторые сложности. Одной из таких сложностей стало отсутствие информации о собственниках автомобилей.
Какие сведения указываются в электронном паспорте?
Как и в бумажном ПТС в электронном документе указывается вся информация, касающаяся транспортного средства. Это масса ТС, мощность двигателя, важные технические характеристики, VIN, данные о пробеге. Помимо прочего в электронном документе в отличие от бумажного могут также содержаться сведения, касающиеся прохождения ТО, данные об ограничениях, которые наложены на авто.
Системой предусмотрена возможность получения информации, касающейся нахождения ТС в залоге у банков, а также информации от судебных приставов, сведений из Госавтоинспекции о внесении изменений в конструкцию автомобиля. Однако, в настоящее время такие данные пока недоступны.
Почему отсутствуют данные о собственниках?
В ходе работы системы выявился недочёт, причиной которого стало неверное трактование постановления правительства частью участников процесса работы с электронными паспортами. Это в свою очередь стало причиной появления большого числа жалоб и вопросов со стороны собственников ТС.
Такая ситуация возникла в связи с тем, что в соответствии с постановлением правительства об ЭПТС сведения о собственнике транспортного средства вносятся в документ на добровольной основе, то есть только в том случае, когда собственник автомобиля даёт своё согласие на обработку персональных данных. В то же время часть производителей и дилеров трактуют это иначе. Они считают, что "добровольно" означает "необязательно", в результате чего не вносят сведения о собственнике транспортного средства. Это приводит к тому, что многие покупатели автомобилей столкнулись с ситуацией, когда они не видят себя в электронном паспорте. В то же время получение всей необходимой информации о данных из ЭПТС возможно через личный кабинет.
Невнесение данных связано с тем, что дилеры не хотят заниматься выполнением лишней для себя работы, требующей дополнительного времени на оформление и авторизацию собственников. Также следует учесть то, что выбранное для внесения информации о собственниках направление — это авторизация через портал Государственных услуг. В результате дилер не всегда может внести сведения о собственнике, так как у него отсутствует аккаунт на данном портале.
Чаще всего ситуация заключается в том, что дилер просто ничего не сообщает собственнику автомобиля, как итог данные о владельце в электронный документ не попадают. Также случается и такое, что дилеры отказывают собственникам ТС в просьбе внести информацию. Если сведения дилером не внесены, указать необходимую информацию могут МФЦ. Однако, сегодня в Многофункциональных центрах также не проявляют особой активности по работе, связанной с системой ЭПТС.
В связи со сложившейся ситуацией специалистами АС "Система электронных паспортов" уже отправлено письмо в Министерство промышленности и торговли, в котором содержится просьба о предоставлении уполномоченным организациям возможности внесения сведений о собственнике автомобиля, если данные не были внесены дилером. В настоящее время данные вопросы находятся в проработке и требуют вмешательства со стороны государственных органов.
Как происходит оформление электронного паспорта?
В том случае если транспортное средство является новым, то электронный паспорт на него оформляет производитель автомобиля. Его же указывают в качестве собственника. После того как происходит покупка авто дилером, соответствующие сведения отображаются в электронном документе. После этого в соответствии с задумкой разработчиков в системе должны появиться сведения о конечном покупателе. Внесение такой информации может быть осуществлено дилером либо МФЦ. Однако, внесение таких сведений как первым, так и вторым делается далеко не всегда. Ожидается, что в ближайшее время может появиться ещё ряд уполномоченных на это организаций.
Если новые автомобили произведены за границей, и осуществляется их ввоз на территорию России, то оформление ЭПТС осуществляют официальные импортеры - российские представительства автомобильных марок.
Если приобретение автомобиля за границей происходит в частном порядке, оформление электронного паспорта может быть осуществлено испытательной лабораторией. Данная схема оказалась популярной на Дальнем Востоке. Сразу после отказа от бумажных бланков там случился коллапс, так как Госавтоинспекция перестала осуществлять приём бумажных документов, и автомобилистам в срочном порядке потребовалось искать лаборатории.
Многие крупные автопроизводители и импортеры перешли на новую систему без проблем, в то же время с автомобилями, ввоз которых осуществляется в частном порядке, произошли задержки. Сегодня все вопросы уже урегулированы и оформление осуществляется в штатном режиме.
Если говорить о других странах ЕАЭС, то большинство из них не проявляют активности для полноценной работы с системой. Самой активной в этом отношении после России оказалась Беларусь. Остальные страны ведут работу в данном направлении, но всё не слишком гладко.
Схема оформления ввозимого в Россию автомобиля выглядит следующим образом. Как только гражданин осуществляет ввоз транспортного средства, ему следует направиться в испытательную лабораторию. Здесь специалисты проводят оценку соответствия и выдают свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности. Далее лаборатория осуществляет оформление электронного паспорта. После этого следует подать документы в таможню, где осуществляется процедура электронного декларирования. К слову, получение такой услуги может быть осуществлено удалённо. Работники таможни осуществляют расчёт платежей и утилизационного сбора, а также фиксируют оплату. После этого электронный паспорт получает статус действующего. Как только это происходит, можно направляться в ГИБДД и ставить автомобиль на учёт.
Проблемы с базой Госавтоинспекции
Сложность новый системы состоит и в том, что выявились нестыковки электронного ПТС и внутренней базы данных ГИБДД. Последняя требует обновлений. Также бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД не могут разобраться в работе с системой либо сомневаются из-за сбоев, в результате чего происходит отказ в регистрации. Случаются ситуации, когда в выписке ЭПТС содержится одна информация, в то время как в базе ГИБДД указана другая. Всё это указывает на то, что инспекторы ГИБДД должны проходить необходимое обучение для работы с новой системой.
Несмотря на то, что система имеет недочёты, те автомобилисты, которые приобрели ТС после 1 ноября, смогли оценить удобство электронных паспортов. Такой документ невозможно потерять. Также не потребуется делать дубликаты, что всегда становится причиной сомнений при перепродаже ТС. Ещё одно преимущество - в электронный документ могут быть внесены подробные сведения без боязни того, что не хватит места. Не менее важным оказывается и то, что при продаже автомобиля сведения о новом собственнике отображаются моментально, а это избавляет продавца от получения штрафов за проданный автомобиль.
На нашем сайте RSA.SU Вы можете:
- оформить полис ОСАГО онлайн
- проверить полис ОСАГО на подлинность
- проверить свой коэффициент КБМ
- проверить штрафы ГИБДД
- проверить автомобиль по базе ГИБДД
- и многое другое :)